Семинар 3. основные принципы профессиональной этики и модели этического поведения

Содержательные единицы темы:

Значение принципа в деятельности и отношениях: моральные принципы как обобщенно выраженные нравственные требования и их профессиональная реализация. Главные принципы современной профессиональной этики: принцип «золотого стандарта»; принцип справедливости при наделении сотрудников ресурсами; принцип максимума прогресса; принцип минимума прогресса; принцип релятивизма; принцип сочетания индивидуального и коллективного; принцип ненасильственности; принцип постоянства воздействия; принцип авансирования доверием; принцип конфиденциальности и др. Разнообразие классификаций принципов и их влияние на результат профессиональной деятельности. Кросс-культурный подход к реализации принципов профессиональной этики в разных странах.

Модели этического профессионального поведения как отражение продуктивных стратегий взаимодействия: сотрудничество и компромисс против соперничества, избегания и приспособления. Проблемы профессиональных конфликтов и типичные нарушения этических принципов на работе.

Понятие «этический диалог». Диалог как основная форма общения. Умение слушать и вести диалог как признаки профессионализма педагога. Практическая значимость понятия «этический диалог». Психолого-педагогические основы этического диалога в образовательной практике. Принципы, функции и методика проведения этического диалога в педагогической деятельности.

План практического занятия:

Вопросы для фронтальной и индивидуальной проверки

1. Развитие понятия принципа применительно к этическим нормам.

2. Специфицирование принципов профессиональной этики в различных источниках.

3. Актуальные модели этического и неэтического поведения в профессиональной деятельности

Вопросы дискуссии:

Почему существует большое количество различных классификаций принципов профессиональной этики и в том числе принципов профессиональной этики педагога?

Задания для самостоятельной работы:

Представить решение психолого-педагогической задачи социально значимого характера с использованием принципов, функций и методики проведения этического диалога в педагогической деятельности.



Семинар 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА И МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержательные единицы темы:

Соотнесение понятий профессиональной этики педагога и педагогической этики: единство и различия. Цели и ценности образования и их влияние на профессиональную педагогическую этику. Этический контекст «Закона об образовании в РФ»: цели и ценности отечественного образования в современных условиях. Кросс-культурный подход и его реализация в профессиональной этике педагога. Цели и ценности образования в разных странах мира.

Единство норм права и норм морали. Этические принципы педагога: гуманизации, компетентности, ответственности, гражданственности, нормативности, профессиональной кооперации, конфиденциальности и др. Различные подходы к классификации этических принципов педагога и его профессиональной деятельности.

Развитие педагогической этики в отечественном просвещении и образовании (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С.Макаренко, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский, Ш.А. Амонашвили и др.). Педагогическая деонтология как учение о понимании сущности профессионального долга. Педагогическая этика Я. Корчака. Функции педагогической этики: гуманизирующая, ценностно-ориентирующая, познавательная, воспитательная и др.

План практического занятия:

Вопросы для обсуждения

1. В чем заключается специфика профессиональной этики педагога в отличие от педагогической этики?

2. В каких статья «Закона об образовании в РФ» представлены  положения, имеющие отношение к профессиональной этике педагога? Обоснуйте свой ответ.

3.  Раскройте каждый этический принцип профессиональной деятельности педагога.

4. Какие идеи отечественных педагогов прошлого можно определить в качестве этических? Обоснуйте свой ответ.

5. Что такое функция? Функция педагогической этики? Обоснуйте каждую функцию педагогической этики. Можете ли вы выделить ведущую функцию педагогической этики в современных условиях?

Вопросы дискуссии:

Можно ли рассматривать педагогические этические нормы разных педагогов как амбивалентные?

Задания для самостоятельной работы:

Подготовьте эссе любой из предложенных тем:

 «Этический подвиг Яноша Корчака: долг учителя и смысл самопожертвования»

«Морально-нравственный контекст произведения Л.Н. Толстого «Рассказы для маленьких детей»

«Этика В.А. Сухомлинского в педагогической теории и практике»

«Этические ценности педагога в деятельности С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко»

Для подготовки эссе необходимо самостоятельное ознакомление с творчеством и деятельностью педагога: чтение учебников, учебно-методических пособий, научных статей, монографий и другой учебной литературы и анализ интернет ресурсов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: