Семинар 5. Этика в профессиональной деятельности педагога

Содержательные единицы темы: Практическая этика в деятельности педагога образования. Принципы профессионально-этического стандарта. Характеристика основных этических принципов деятельности практического педагога современного образования. Роль идеалов и эталонов в профессионально-личностном становлении педагога. Профессиональная этика как один из аспектов педагогического профессионализма.

План практического занятия:

Вопросы для обсуждения

1. Деонтология как учение о долге и должном поведении.

2. Место и роль деонтологии в этической системе ценностей профессиональной педагогической деятельности.

3. Понятия профессиональный долг и профессиональная ответственность, их содержание и смысл.

4. Ценность профессионального долга, должного поведения и отношений педагога.

5. Профессиональный долг и профессиональные обязанности, их соотношение.

Вопросы дискуссии:

1. Что такое деонтология? Каковы основные категории деонтологии?

2. Каково содержание понятий «профессиональный долг» и «профессиональная ответственность»?

3. Каковы принципы деонтологии в педагогической деятельности?

4. В чем заключаются ответственность и долг педагога перед субъектами педагогической деятельности (детьми, родителями, коллегами и др.)

5. В чем суть этики партнерских взаимоотношений с субъектами педагогической деятельности (детьми, родителями, коллегами и др.)?

6. Что такое авторитет и достоинство педагога?

Задания для самостоятельной работы:

Осуществить сравнительно-сопоставительный анализ деятельности педагогов прошлого как выполнения ими своего личного и профессионального долга (на конкретных примерах).



Семинар 6. Морально-этический кодекс педагога

Содержательные единицы темы:

Мораль и правов профессиональной деятельности современного педагога. Теоретико-методологические характеристики профессиональной этики: понятие, функции, принципы, категории. Морально-этический кодекс педагога. Проблемы профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности. Кодекс этики педагога.

План практического занятия:

1.  Сущность морально-этического кодекса педагога.

2.  Проблемы профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности.

3. Правовое регулирование этики педагога: документы международного и федерального уровней.

Имитационное моделирование практических ситуаций, актуализирующих значение профессионально-этического кодекса в деятельности педагога.

Задания для самостоятельной работы:

Проанализировав документы международного и федерального уровней, представить разработку Кодекса этики педагога.

Для эффективного результата самостоятельной работы целесообразно проанализировать документы международного и федерального уровней, обратившись к информационно- правовым системам и официальным ведомственным сайтам.



Семинар 7. Этика и культура межличностного общения педагога

Содержательные единицы темы: Нравственные основания общения. Культура общения: понятие, признаки, структура. Понимание и взаимопонимание в общении. Терпимость и нетерпимость в общении: проблема толерантности и принятия другого. Диагностика и преодоление «дефектных уровней» и «барьеров» общения. Манипулятивное профессиональное общение как характеристика неэтического взаимодействия субъекта образования.  Роль педагога в формировании культуры общения учащихся. Педагог в проблемном поле молодежной субкультуры: этика взаимопонимания и общения. Общение в виртуальной реальности: профессиональная готовность педагога.

План практического занятия:

Вопросы для обсуждения

1. Культура общения: понятие, признаки, структура.

2. Понимание и взаимопонимание в общении. Терпимость и нетерпимость в общении.

3. Диагностика и преодоление коммуникативных барьеров.

4. Роль педагога в формировании культуры общения учащихся.

5. Профессиональная готовность педагога для общения в виртуальной реальности.

Вопросы дискуссии:

1. В чем заключаются особенности кросс-культурного общения?

2. В чем заключаются этические аспекты делового общения с представителями разных культур?

3. Раскройте сущность факторов общения и культуры: ценности, нормы, правила, традиции, роли.

4. Раскройте составляющие культуры личности педагога.

5. Дайте определение кросскультурной компетентности педагога и определите ее роль и значение в современной межкультурной профессиональной педагогической среде.

Задания для самостоятельной работы:

Реализация мини-исследования по предлагаемым темам и, в качестве рефлексии результатов, подготовка эссе.

Примерные темы для написания эссе

1. Понимание ценностей педагогической деятельности.

2. Место и роль идеала в профессиональной работе педагога.

3. Вечные нравственные ценности и работа педагога.

4. Место и роль этической системы педагогической деятельности в гуманизации общественных отношений.

5. Понимание профессионального долга педагога.

6. Гуманизм как сущностная основа профессионально-этической системы в работе педагога.

7. Ценностные противоречия в педагогической: деятельности пути разрешения.

8. Культура этического мышления и культура поведения педагога: взаимосвязь и взаимовлияние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: