Содержательные единицы темы: Практическая этика в деятельности педагога образования. Принципы профессионально-этического стандарта. Характеристика основных этических принципов деятельности практического педагога современного образования. Роль идеалов и эталонов в профессионально-личностном становлении педагога. Профессиональная этика как один из аспектов педагогического профессионализма.
План практического занятия:
Вопросы для обсуждения
1. Деонтология как учение о долге и должном поведении.
2. Место и роль деонтологии в этической системе ценностей профессиональной педагогической деятельности.
3. Понятия профессиональный долг и профессиональная ответственность, их содержание и смысл.
4. Ценность профессионального долга, должного поведения и отношений педагога.
5. Профессиональный долг и профессиональные обязанности, их соотношение.
Вопросы дискуссии:
1. Что такое деонтология? Каковы основные категории деонтологии?
2. Каково содержание понятий «профессиональный долг» и «профессиональная ответственность»?
|
|
3. Каковы принципы деонтологии в педагогической деятельности?
4. В чем заключаются ответственность и долг педагога перед субъектами педагогической деятельности (детьми, родителями, коллегами и др.)
5. В чем суть этики партнерских взаимоотношений с субъектами педагогической деятельности (детьми, родителями, коллегами и др.)?
6. Что такое авторитет и достоинство педагога?
Задания для самостоятельной работы:
Осуществить сравнительно-сопоставительный анализ деятельности педагогов прошлого как выполнения ими своего личного и профессионального долга (на конкретных примерах).
Семинар 6. Морально-этический кодекс педагога
Содержательные единицы темы:
Мораль и правов профессиональной деятельности современного педагога. Теоретико-методологические характеристики профессиональной этики: понятие, функции, принципы, категории. Морально-этический кодекс педагога. Проблемы профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности. Кодекс этики педагога.
План практического занятия:
1. Сущность морально-этического кодекса педагога.
2. Проблемы профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности.
3. Правовое регулирование этики педагога: документы международного и федерального уровней.
Имитационное моделирование практических ситуаций, актуализирующих значение профессионально-этического кодекса в деятельности педагога.
Задания для самостоятельной работы:
Проанализировав документы международного и федерального уровней, представить разработку Кодекса этики педагога.
|
|
Для эффективного результата самостоятельной работы целесообразно проанализировать документы международного и федерального уровней, обратившись к информационно- правовым системам и официальным ведомственным сайтам.
Семинар 7. Этика и культура межличностного общения педагога
Содержательные единицы темы: Нравственные основания общения. Культура общения: понятие, признаки, структура. Понимание и взаимопонимание в общении. Терпимость и нетерпимость в общении: проблема толерантности и принятия другого. Диагностика и преодоление «дефектных уровней» и «барьеров» общения. Манипулятивное профессиональное общение как характеристика неэтического взаимодействия субъекта образования. Роль педагога в формировании культуры общения учащихся. Педагог в проблемном поле молодежной субкультуры: этика взаимопонимания и общения. Общение в виртуальной реальности: профессиональная готовность педагога.
План практического занятия:
Вопросы для обсуждения
1. Культура общения: понятие, признаки, структура.
2. Понимание и взаимопонимание в общении. Терпимость и нетерпимость в общении.
3. Диагностика и преодоление коммуникативных барьеров.
4. Роль педагога в формировании культуры общения учащихся.
5. Профессиональная готовность педагога для общения в виртуальной реальности.
Вопросы дискуссии:
1. В чем заключаются особенности кросс-культурного общения?
2. В чем заключаются этические аспекты делового общения с представителями разных культур?
3. Раскройте сущность факторов общения и культуры: ценности, нормы, правила, традиции, роли.
4. Раскройте составляющие культуры личности педагога.
5. Дайте определение кросскультурной компетентности педагога и определите ее роль и значение в современной межкультурной профессиональной педагогической среде.
Задания для самостоятельной работы:
Реализация мини-исследования по предлагаемым темам и, в качестве рефлексии результатов, подготовка эссе.
Примерные темы для написания эссе
1. Понимание ценностей педагогической деятельности.
2. Место и роль идеала в профессиональной работе педагога.
3. Вечные нравственные ценности и работа педагога.
4. Место и роль этической системы педагогической деятельности в гуманизации общественных отношений.
5. Понимание профессионального долга педагога.
6. Гуманизм как сущностная основа профессионально-этической системы в работе педагога.
7. Ценностные противоречия в педагогической: деятельности пути разрешения.
8. Культура этического мышления и культура поведения педагога: взаимосвязь и взаимовлияние.