Первичным звеном бухгалтерского учета является бухгалтерия
организации. Бухгалтерия — самостоятельная структурная единица
организации и не может входить в состав какого-либо другого орга-
низационного подразделения; организация, не имеющая бухгалте-
рии, может привлекать для ведения бухгалтерского учета специали-
зированную организацию или соответствующего специалиста на
договорных началах.
Структура аппарата бухгалтерии зависит от содержания и объема
учетной работы. В объединениях и на крупных предприятиях бухгал-
терия подразделяется на ряд отделов (см. рисунок).
Расчетный отдел бухгалтерии ведет расчеты с рабочими и служа-
щими по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет
расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, состав-
ляет отчетность по труду и заработной плате.
Материальный отдел занимается учетом расчетов с поставщика-
ми, учитывает движение основных средств, материалов, тары. Про-
веряет правильность ведения складского учета материальных цен-
ностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и дру-
гих имущественных ценностей.
Производственно-калькуляционныйотдел осуществляетучетиздер-
жек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет
Организация бухгалтерского учета на предприятии
отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себе-
стоимости. В функции этого подразделения бухгалтерии входят так-
же общее руководство и контроль за наличием, движением и со-
хранностью полуфабрикатов собственного и незавершенного про-
изводства.
Отдел по учету сбытовых операций учитывает наличие и движе-
ние готовых изделий на складах отдела сбыта. В этом отделе ведется
учет готовой продукции, ее реализации. Отдел ведет учет расчетов с
покупателями, осуществляет контроль за правильностью и своевре-
менностью поступления платежей от них.
Отдел расчетных и валютных операций занимается учетом бан-
ковских и валютных операций. На этот же отдел при отсутствии фи-
нансовой службы возлагается функция организации финансовой
работы.
Общий отдел бухгалтерии предприятия ведет учет всех остальных
хозяйственных операций, составляет сводные и обобщающие доку-
менты, организует бухгалтерский архив.
Рассмотренная структура организации аппарата бухгалтерии при-
меняется на большинстве средних, а иногда и крупных предприя-
тий и носит название вертикальной.
На небольших предприятиях, как правило, применяется линей-
ная структура, при которой все работники аппарата бухгалтерии под-
чиняются непосредственно главному бухгалтеру.
На крупных предприятиях используется комбинированная систе-
ма организации аппарата бухгалтерии, при которой в составе бух-
галтерии выделяются службы, занятые выполнением замкнутого
|
|
8
РазделI. Организация бухгалтерского учета
цикла работ (по видам производства). В этих случаях права главно-
го бухгалтера будут передаваться его заместителям в пределах их
полномочий.
В современных условиях ведение бухгалтерского учета основы-
вается на самом широком использовании средств вычислительной
техники. Организационные формы механизации бухгалтерского уче-
та различны и зависят от вида вычислительной техники, ее, разме-
щения, степени оснащенности ею отрасли, объема обрабатываемой
информации, сферы обслуживания.






