37
на аккредитив. Аккредитив представляет собой поручение банка по-
купателя банку поставщика оплатить расчетные документы
При получении заявления на аккредитив банк плательщика бро-
нирует эти средства на отдельном счете. Депонирование денег гаран-
тирует поставщику своевременную оплату отгруженных ценностей,
выполненных работ, оказанных услуг. Зачисление средств произво-
дится банком после предоставления документов, подтверждающих
отгрузку или выполнение работ.
Аккредитивы бывают двух видов:
· покрытые,
· непокрытые.
Аккредитив называют покрытым, если денежные средства спи-
сываются с расчетного счета покупателя и депонируются банком для
последующих платежей поставщику (подрядчику). Расходы по оп-
лате услуг банка за обслуживание аккредитива могут списываться
на увеличение стоимости приобретенных материальных ценностей
(на счета 08, 10, 41 и т. д.), только если расчеты с поставщиком осу-
ществляются с использованием этого аккредитива. В других случа-
|
|
ях эти расходы учитываются в составе операционных расходов (счет
91/2). Аккредитив называют непокрытым, если банк поставщика
списывает денежные средства с корреспондентского счета банка
покупателя в пределах суммы, на которую открыт аккредитив. Сред-
ства покупателя остаются в обороте до момента списания их бан-
ком. Сумма, на которую открыт аккредитив, на счете 55 не отражает-
ся. Для ее учета применяется счет 009.
При открытии непокрытого аккредитива делают запись по дебету
забалансового счета 009 «Обеспечение обязательств и платежей вы-
данные». Использование непокрытого аккредитива отражают по кре-
диту счета 009. Оплата счетов поставщика отражается проводкой:
Дебет 60 (76)
Кредит 51 (52)
В тех случаях, когда поставщик товара, материалов сомневается
в платежеспособности покупателя и требует предварительной опла-
ты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и боится
перечислять деньги, аккредитивная форма расчета является удоб-
ным способом разрешения конфликта. Аккредитив может быть пред-
назначен только для расчетов с одним поставщиком. Срок действия
и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между
38
Раздел II. Финансовый учет
плательщиком и поставщиком. Обычно этот срок не более 45 дней.
Учет операций при аккредитивной форме расчетов ведется на сче-
те 55 «Специальные счета в банках» — активный, балансовый, суб-
счет 55/1 «Аккредитивы».
Схема аккредитивной формы расчетов:
1 — заключение договора-контракта с указанием аккредитивной формы
расчетов;
2 — заявление на открытие аккредитива (сумма, срок, условия исполь-
|
|
зования его поставщиком);
3 — выписка из расчетного счета об открытии аккредитива;
4 — извещение об открытии аккредитива, его условия;
5 — сообщение поставщику условий аккредитива;
6 — отгрузка продукции, товаров по условиям аккредитива;
7 — поставщик представил платежные и прочие (товарные) документы
на оплату за счет аккредитива;
8 — извещение об использовании аккредитива;
9 — выписка из расчетного счета — зачислен платеж;
10 — выписка со счета аккредитива об использовании аккредитива.
Пример
Отразить на счетах операции:
У покупателя:
1) Депонируется сумма средств на открытие аккредитива за счет
собственных средств покупателя: Д-т 55/1 К-т 51;
краткосрочного кредита: Д-т 55/1 К-т 66.
2) Оплачены материалы за счет аккредитива: Д-т 60 К-т 55/1.
3) Остаток неиспользованного аккредитива направлен на уменьшение
задолженности перед банком: Д-т 66 К-т 55/1.
4) Поступили ТМЦ, оплаченные с аккредитива: Д-т-10 К-т 60.
5) Закрыт аккредитивный счет Д-т 51 К-т 55/1.
У поставщика:
6) Отгружена продукция покупателю, оплаченная с аккредитива:
Д-т 62 К-т 90.
7) Зачислены на расчетный счет средства в оплату отгруженной продукции:
Д-т 51 К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
|
учет денежных средств и расчетных операции
39
Аналитический и синтетический учет этих расчетов организует-
ся в журнале-ордере № 3 на основании выписок банка.
Расчетычеками
Расчетный чек — письменное поручение банку перечислить со
счета чекодателя указанную в чеке сумму.
Чековые книжки организации могут получить в своем банке. Чеки
действительны в течение 10 дней, не считая даты выписки. К опла-
те принимаются чеки на различные суммы.
В настоящее время чеки применяются редко, так как не имеют
достаточных степеней защиты.
Чеки можно использовать в расчетах с магазинами, оптовыми
базами, за товары и услуги транспорта и связи. Выдавая чековую
книжку, банк должен указать лимит, на который можно выписывать
чеки; лимит устанавливает организация, а срок использования —
банк (не более 6 мес).
Чекодатель — лицо, выписавшее чек. Лицо, получившее чек, на-
зывается чекодержателем.
По мере расчетов с поставщиками чекодатели выписывают чек
на сумму, но не более лимита, и передают его поставщику. Постав-
щик проверяет все реквизиты чека и на обратной стороне ставит
штамп и подпись. Полученные чеки передаются в банк поставщика
с указанием банка плательщика, номера его расчетного счета и дру-
гих реквизитов плательщика. Банк плательщика зачисляет на рас-
Схема расчетов чеками-
1 — заявление на покупку чековой книжки;
2 — выдача чековой книжки с депонированием лимитированной суммы;
3 — передача товара, отгрузка продукции;
4 — передача чека в оплату товара или услуг;
5 — документы на оплату и реестр чеков;
6 — зачисление средств на расчетный счет поставщика, передача доку-
ментовбанкупокупателя;
7 — выписка из счета депонированных сумм.
|
40
Раздел ((. Финансовый учет
четный счет получателя суммы платежа по чеку. Учет выдачи чеко-
вых книжек ведется на счете 55/2.
Пример.
Отразить на счетах операции по расчетам чеками:
1) Депонируются средства на покупку чековой книжки: Д-т 55/2 К-т 51.
2) Выдана подотчетному лицу чековая книжка: Д-т 71 К-т 55/2.
3) Поступили материалы, оплаченные чеком: Д-т 10 К-т 60.
4) Утвержден отчет экспедитора о приобретении материалов:
Д-т 55/2 К-т 71.
5) Получен к оплате чек за приобретение материалов: Д-т 60 К-т 55/2.
6) Остаток неиспользованных средств зачислен на расчетный счет:
Д-т 51 К-т 55/2.
Учет выдачи чековых книжек ведется на счете 55 «Специальные
счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки», в журнале-ордере № 3.
|
|
2.2.3.6.Расчетывпорядкеплановыхплатежей
Такие расчеты осуществляются между организациями при посто-
янных равномерных поставках товарно-материальных ценностей или
оказании услуг.
Договором между потребителем и поставщиком устанавливается
постоянная плановая сумма стоимости и количества продукции или
услуг, подлежащая оплате ежедневно. Оплата оформляется платеж-
ными требованиями или платежными поручениями. В согласован-