стью, — это затраты организации по приему и обслуживанию пред-
ставителей других организаций, по проведению деловых встреч с
партнерами по бизнесу.
К представительским расходам относят затраты:
· по проведению официального приема (завтрака, обеда) пред-
ставителей;
· транспортному обеспечению участников, посещению ими куль-
турно-зрелищных мероприятий;
· буфетному обслуживанию во время переговоров.
Указанные расходы включаются в себестоимость продукции (ра-
бот, услуг) в пределах утвержденных советом (правлением) смет на
отчетный год. Общая сумма расходов по смете и фактические рас-
ходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), не дол-
жны превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам.
Согласно гл. 25 НК РФ начиная с 2002 г. норма для исчисления
представительских расходов составляет 4% от расходов на оплату тру-
да за отчетный период.
Включение представительских расходов в себестоимость продук-
ции (работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных
|
|
Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
361
первичных документов, в которых должны быть указаны дата и ме-
сто, программа проведения деловой встречи, приглашенные лица,
величина расходов.
Оправдательными документами могут служить договоры со сто-
ронними организациями на предоставление соответствующего рода
работ, платежные поручения, чеки ККМ и др.
Представительские расходы в бухгалтерском учете предприятия
отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспон-
денции:
Д-т26 К-т50, 71, 10,70,69.
Сумма производственных представительских расходов включается
в себестоимость продукции без НДС.
Пример
В июне 2006 г. ЗАО «Весна» принимало делегацию ООО «Дон».
Расходы ЗАО «Весна» составили — 11 800 руб., в т. ч. НДС — 1800 руб.
Расходы по оплате труда сотрудников ЗАО «Весна» в июне составили
30 000 руб.
Нормативная величина представительских расходов за этот период со-
ставляет: 30 000 х 4: 100 = 1200 руб.
СуммаНДС,соответствующаянормативнойвеличинепредставительских
расходов, равна 1200 рубх 18: 100 = 216 руб.
Бухгалтерские записи в июне:
Д-т 26 К-т 76 10 000 руб. — отражены расходы на обслуживание
делегации;
Д-т 19 К-т 76 1800 руб. — НДС по указанным услугам;
Д-т 76 К-т 50 11 800 руб. — оплачены расходы;
Д-т 68 К-т 19 216 руб. — возмещен из бюджета НДС, соответствую-
щийнормативнымпредставительскимрасходам;
Д-т 91/2 К-т 19 1584 руб. (1800 - 216) — списан НДС по представи-
тельскимрасходам,превышающимнорматив;
Д-т 90 К-т 26 10 000 руб. — списаны на продажу представительские
расходы.
УЧЕТ РАСХОДОВ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ
|
|
Расходы будущих периодов — затраты, произведенные в отчетном
периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам.
Основную часть расходов будущих периодов в организациях со-
ставляют расходы на подготовку и освоение производства. Кроме
362
Раздел III. Управленческий учет
того, к расходам будущих периодов относят взносы арендной платы
за последующие периоды, расходы по ремонту основных средств в
сезонных отраслях промышленности (если не создается резерв на
ремонт), расходы по подписке на техническую и экономическую
литературу.
Учет расходов будущих периодов осуществляют на счете 97 «Рас-
ходы будущих периодов». В дебет активного счета 97 «Расходы бу-
дущих периодов» относят указанные расходы с кредита соответству-
ющих материальных, расчетных и других счетов (10, 70, 69, 76 и др.).
Ежемесячно или в другие сроки учтенные на дебете счета 97 расхо-
ды списывают в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 «Расходы на прода-
жу». Сроки списания расходов будущих периодов, а также соответ-
ствующие издержки или другие источники, на которые списывают-
ся указанные расходы, регламентируются законодательными и
другими нормативными актами или определяются самими органи-
зациями.
Существует несколько способов списания расходов:
1. Арендная плата, подписка на литературу, затраты на ремонт и
прочие расходы списываются равными долями в отчетных пе-
риодах, к которым они относятся в корреспонденции
Д-т25, 26К-т97.
Пример
В октябре были произведены расходы на подписку журнала «Главбух»
на первое полугодие в сумме 900 руб.
В октябре будет сделана проводка:
Д-т 97 К-т 50 900 руб.
В январе — июне сумма платежа будет отнесена в дебет счета 26 «Об-
щехозяйственные расходы» с кредита счета 97 в размере 900: 6 = 150 руб.
2. Освоение производства нового вида продукции.
Расходы, связанные с подготовкой и освоением новых видов про-
дукции, предварительно учитывают по дебету счета 97 «Расходы бу-
дущих периодов».
После испытаний и одобрения этих изделий их передают в се-
рийное производство. С этого момента затраты на освоение подле-
жат погашению, т. е. ежемесячному включению в себестоимость дан-
ного вида продукции в течение установленного срока погашения.
Сумма ежемесячного списания зависит от количества выпущенной
в отчетном периоде продукции данного вида и нормы списания.
Норму списания (погашения) на единицу изделия рассчитывают
Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
363
исходя из общей суммы расходов, срока погашения и планового
объема выпуска продукции в этом периоде.
Списание расходов оформляют проводкой
Д-т20К-т97.
Пример
Расходы на освоение нового вида продукции составили 72 000 руб.
Срок погашения производственных расходов — 2 года.
План выпуска этой продукции на 2 года — 600 ед.
Норма списания на 1 изделие = 72 000 руб.: 600 ед. = 120 руб.
В отчетном месяце выпущено 12 ед. изделий.
К списанию в отчетном месяце: 120 руб. · 12 ед. = 1440 руб.
Д-т20К-т97 1440 руб.
Учет расходов будущих периодов ведут по дебету счета 97 в ведо-
мости № 15 в разрезе статей затрат. Записи по кредиту счета 97 де-
лают в карточке учета производства, ведомости № 12 «Затраты по
цеху» и в ведомости № 15, журнале-ордере № 10.