Вопрос № 4. Творческие основания культуры

Под творчеством обычно понимают деятельность, в результате которой происходит создание качественно новых ценностей, а всякая новизна есть функция времени и информации. В книге «Творческая эволюция» А.Бергсон писал: «Всякий творческий труд, заключающий какую-либо долю изобретательности, всякий производственный акт, заключающий долю свободы, всякое движение организма, проявляющее его самопроизвольность, вносит в мир нечто новое.

Культура – это диалектически-противоречивое и развивающееся единство традиционного и нового.

В творческом процессе можно выделить четыре этапа:

1) подготовка, сбор информации;

2) постановка проблемы, формулирование задачи;

3) решение проблемы путем озарения;

4) проверка и обработка результатов;

Центральным является этап озарения, во время которого происходит интуитивное постижение, схватывание нового представления, «видение» проблемной ситуации и ее решения.

Условия и предпосылка творчества. Для творчества необходимы соответствующие предпосылки и условия: во-первых, способности: одаренность, талант, высшей творческой одаренностью обладает гений; во-вторых, такие условия, как: свобода, интерес, внешнее поощрение, волевые качества, опыт концентрации внимания и сил, технологические навыки, помощники и оппоненты.

Важнейшим условием для творчества является свобода, ибо принудить к творчеству нельзя.

Проблема свободы имеет объективный и субъективный смыслы. Объективно для творчества нужны минимальные материальные условия, предпосылки и стимулы. В материальной сфере свобода относительна, ее потенциал могут повысить власть, деньги и энергия. Ученому нужны кабинет, библиотека, лаборатория, инструменты и помощники-единомышленники. Если он всего этого лишен, то ему труднее свободно и эффективно реализовать свой творческий потенциал.

А вот с субъективной свободой ученому, особенно гуманитарию, несколько сложнее, потому что на его творчестве болезненно отражаются идеологические ограничения, самоцензура и запреты. Так, нормативная установка «исполнителя» – делать только то, что разрешено; нормативная установка «творца» – делать все, что не запрещено.

Для творческого человека, чтобы он самостоятельно отправился в полет, нужно «два крыла»: способности и трудолюбие. Подобное же мнение высказывал о гении Т.Эдисон: «Гений – это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов почтение».

Для творческой личности характерны следующие качества: а) наличие новой или еще не достигнутой важной цели; б) умение составить программу достижения поставленной цели; в) работоспособность; г) владение техникой, методикой решения промежуточных задач; д) верность цели и способность участвовать в дискуссии, полемике по поводу решаемой проблемы; е) соответствие результатов поставленной задаче.

Три вида творчества – техническое, научное и художественное – имеют общим то, что все они вносят новизну в жизнь человека, но уровень новизны разный. Если в техническом творчестве обычно осуществляется перенос известного принципа из одной сферы в другую, в научном творчестве ученый открывает нечто существующее в природе и обществе, но людям неизвестное, то в художественном – создается нечто, ранее не бывшее ни в социальном, ни в природном мирах.

В художественном творчестве доминирует иррациональное начало. Жизненный опыт художника как бы пронзает молния замысла, вокруг которого закручивается смысловая спираль самореализации творческого «Я» художника, опирающегося на новое видение мира. «Пусть копирование пройдет через наше сердце, прежде чем за него примутся руки, и тогда независимо от самих себя мы будем оригинальными».

Позиция А.Шопегауэра: «Как известно, – писал он, – гениальность редко встречается в союзе с преобладающей разумностью; напротив, гениальные индивидуумы часто подвержены сильным аффектам и неразумным страстям». По заключению Иммануила Канта, «гений: 1) есть талант создавать то, для чего не может быть дано никакого определенного правила. 2) Так как оригинальной может быть и бессмыслица, то его произведения должны в то же время быть образцами, т.е. показательными, стало быть, сами должны возникнуть не посредством подражания, но другим должны служить для подражания, т.е. мерилом или правилом оценки. 3) Гений сам не может описать или научно показать, как он создает сове произведение; в качестве природы он дает правила; и поэтому автор произведения, который он обязан своему гению, сам не знает, каким образом у него осуществляются идеи для этого, и не в его власти произвольно или по плану придумать их и сообщить их другим в таких предписаниях, которые делали бы и других способными создавать подобные же произведения.

Творчество представляет собой сложный процесс порождения нового, опирающийся на:

– энергию (новизна тесно связана с энергетическим потенциалом: творчество требует затрат энергии, при этом происходит ее перераспределение и накопление);

– информацию (новизна имеет информационный смысл, творчество открывает новые информационные горизонты и возможности);

– время (новое является новым в процессе времени; мы узнаем то, что не знали раньше; однако мы можем нечто забыть, утратить);

– духовность (творчество связано с получением информации от духовной субстанции, которая доверяет ее не всякому, но лишь достойному).

Таким образом, можно указать на следующие функции творчества:

– освоение, или переорганизация, переустройство мира в духе созидания усложняющейся упорядоченности мира;

– разрушение старых традиций и норм;

– созидание новых традиций и норм;

– самореализация и самоутверждение в рамках смысла жизни и культуры;

– внесение разнообразия и жизни в мир скуки и однообразия (функция «киматоида»).

 

Творчество связано с определенным качеством деятельности личности. Развитие творческих способностей личности проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития: одаренность, талант, гениальность. Человек, способный к различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим широкий диапазон интеллектуальных возможностей, высокий уровень освоения деятельности и своеобразие общения. Требования, предъявляемые к деятельности, развивающей способности: а) творческий характер деятельности, б) оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, в) должная мотивация и г) обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Одаренность – высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности личности, благодаря ее индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием «талант». Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у человека возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей – гениальность.

Гениальность – высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры. Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность – исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании «гении рождаются раз в сто лет».

Таким образом, творческие способности личности делятся на следующие уровни: одаренность; талант; гениальность. Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно заниматься одним или несколькими видами деятельности. Талант – это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных в их совокупности, позволяющий создавать в деятельности человека оригинальные результаты, отличающиеся принципиальной новизной. Гениальность – это высший уровень развития способностей, который позволил личности достичь таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры, имеют историческое значение и создают новые направления в науке, искусстве, технике).

Для гения характерно: 1) работа в разных направлениях науки и искусства и создание абсолютно новых открытий и произведений искусства; 2) высокая производительность труда (продуктивность их колоссальна); 3) обширные знания научного и творческого наследия, т.е. гений схватывает, выделяет суть из всего того, что было открыто до них; 4) гений всегда творчески перерабатывает основные идеи, концепции предыдущих поколений и при необходимости очень жестко отбрасывает устаревшие идеи и концепции. Он всегда может доказать свою точку зрения, объяснить почему отбрасывает. Непризнанные гении не могут убедить народ в своей правоте, не признают никаких авторитетов и часто отрицают без знания глубины вопроса. 5) результаты творчества гения должны помогать прогрессу человечества (чтобы откинуть «злого гения»). Но этот признак не обязателен.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: