Вопрос №2. Аксиологические основания культуры

Само слово ценность и такие его синонимические обертоны как: ценимое, желаемое, предпочитаемое, дорогое (имеющее особую ценность) и т.п. указывают на нечто позитивно-значащее для человека и условий его жизни; значимость определяется не свойствами реального объекта самого о себе, а его вовлеченностью в сферу потребностей / интересов человека, в сферу его жизни.

Итак, ценность есть все то, что имеет позитивное значение для человека и его жизни: продукты его производительной деятельности, природные явления и процессы, феномены объективированного духовного. При этом ценность есть способность тех или иных объектов / образований способствовать реализации человеческих потребностей / интересов.

Ценности – это любые объекты (вещи, процессы, действия), имеющие значение в связи с их объективными свойствами, также их потенциальной, а в практической деятельности – и реальной способностью соответствовать потребностям и интересам человека, служить реализации его целей.

– Во-первых, ценность не может быть присуща объекту по себе, «вне» зависимости о человека и его интересов.

– Во-вторых, посредством ценностей устанавливается такое соответствие между человеком и миром, которое отвечает его потребностям, их содержанию. Ценность есть способность объектов удовлетворять потребности человека, соответствовать его интересам; в отличие от потребностей, которые предполагают сам объект их удовлетворения, интерес больше связан с теми условиями, которые обеспечивают возможность удовлетворения потребностей. Выражая содержание потребностей человека, ценности определяю его отношение к реальности, являются фактором, конституирующим систему связей «человек-мир».

– В-третьих (сто самое главное), ценность выступает содержателем определенного смысла, выразителем соответствующего ей значения. По сути, ценность есть актуализированный смысл, значимый для человека, его жизнедеятельности.

Именно благодаря ценностям сознание человека определяет свое смысловое содержание. Так, по отношению к смыслу (в семантическом аспекте) понятие ценности можно определить так: это антропоморфный смысл, удостоверяемый как ответ на основоположный для каждой личности вопрос: «для» или «во имя чего» живет и действует человек?

– В четвертых, ценности имеют характер деонтологический (греч. Deontos – должное, logos – учение), поскольку они вносят в смысловую экспозицию воспринимаемого идеализирующий момент долженствования (некоторое «как должно быть»), эмансипируя творческий потенциал человеческого сознания. Поэтому ценности способны выступать «идеальными моделями» человеческого поведения и деятельности, вызывая стремление к их совершенствованию.

– В-пятых, ценности несут в себе целевые установки, всегда предполагая некую «интенциальную точку» человеческих устремлений. И цель возникает в сознании тогда, когда имеет место акт оценки действительности, осознание ее определенной значимости, что и предполагает целенаправленные человеческие действия, проектируемые соответствующими «идеальными моделями».

Ценности не могут быть адекватно познаны сугубо рациональным образом, их природа открывает себя в трансцендирующих личный дух актах любви и ненависти, представляющих собой особые – универсальные ценностные чувства, побуждающие человека мгновенно, спонтанно и безотчетно, т.е. интуитивно отдавать предпочтение одному объекту / образу действий перед другим объектом / образом действий.

По традиционной классификации ценности, как правило, разделяют на основных класса / вида: материальные ценности, существующие в форме материально-предметных образований – благ и выражающие собой содержание материальных потребностей человека (продукты питания, жилища, одежда, орудия труда, предметы быта и др.) и духовные ценности, выражающие содержание духовных потребностей человека и существующие в форме ментальных образований, прежде всего – идеалов как эталонных ценностей.

Учитывая определяющую роль ценностей для человека и его бытия уместно выделить ценности-цели и ценности-средства. Ценностями-целями или высшими ценностями являются всеобщие / универсальные мировоззренческие ориентиры, которые в силу своей экзистенциально-смысловой актуальности не требуют обоснований, т.е. они имеют значение сами по себе и следование им снимает вопрос о каких-либо иных целях.

Ценности-цели – это предельные (финальные) и наиболее значимые для людей ценности, с неисчерпаемыми смысловыми содержаниями. Их можно назвать ценностями метафизическими.

Соответственно, ценности-средства выражают ситуативную цель, служат способами достижения других – более значимых, т.е. высших целее.

Принимая во внимание, что ценность удостоверяет собой выраженное отношение человека к миру можно выделить также: предметные / объектные и субъектные ценности. Все многообразие объективного мира может выступать для человека в виде предметных ценностей, т.е. имеющих позитивное значение объектов (которые оцениваются позитивным образом). К таким ценностям относятся предметы или продукты духовного или материального производства, а также явления природы, которые вовлечены в сферу человеческих интересов; ценности определяются как предметные, если они предстают в виде объектов соответствующих определенным потребностям человека.

В свою очередь, субъектные ценности представляю собой нормативную форму ориентации человека в социокультурной и природной среде. Это – такая полностью своего предметного содержания определенных правил / принципов жизни и деятельности, «кодируя» его в виде готовых норм и оценок: «так принято», «так должно быть», «так поступают хорошие люди» и т.п. Подобные ценности выступают ориентирами критериями деятельности людей и поэтому к ним относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме соответствующих норм, имеющих императивный характер. Субъективные ценности выражают позицию аксиологического нормативизма. Их примером может быть знаменитый ветхозаветный декалог (десять заповедей) Моисея.

Франкл выстраивает классификацию ценностей, лежащих в основе поисков человеком смысл своей жизни, среди которых он выделяет следующие группы ценностных ориентиров.

1. «Ценности творчества» или ценности, воплощаемые в продуктивных творческих актах: трудолюбие, преобразование в процессах инновационной деятельности. Это – ценности созидания, удостоверяющие то путь обретения смысла жизни, который связан с тем, что человек дает миру в своих творениях.

2. «Ценности переживания» или ценности, реализуемые в эмоциональных, экзистенциональных переживаниях красоты природы, красоты мира культуры (искусства). Это – путь обретения смысла жизни, связанный с тем, что человек берет от мира в своих встречах, ощущениях, впечатлениях и переживаниях.

3. «Ценности отношений» или ценности, осуществляемые в отношениях человека с человеком: любовь, сострадание (их можно назвать также ценностями общения). Это – то путь обретения смысла жизни, который связан с тем, что человек привносить с собой в общественную жизнь и получает от нее.

4. «Ценности самоопределения» или ценности преодоления человеком самого себя в ситуации, когда он практически не может воздействовать на ее изменение.

Среди наиболее важных для человека – основных антропологических функций ценностей, необходимо выделить и рассмотреть следующие функции:

1. Функция конституирования ценностей смысла человеческой жизни.

2. Мотивационная функция ценностей – это побудительное выражение их смысловой значимости и содержательности, выражающееся в сознательной активности человека.

3. Ориентационная функция ценностей. Определяя смысложизненное содержание человеческого бытия (и выступая тем самым его мотивационной основой) ценности выступают его мировоззренческими ориентирами (как уже отмечалось, смысложизненная проблематика есть коррелят мировоззренческих представлений человека).

4. Творчески-преобразующая функция ценностей. Креативность ценностей связана с деонтологическим их характером, т.е. с презентацией действительности с позиции долженствования. Ценности выступают в качестве «идеальных моделей» человеческих действий, оцениваемых в соответствии с ними.

5. Нормативно-регулирующая функция ценностей тесно связана с ориентационной функцией, поскольку в практике человеческого бытия его смысложизненные / мировоззренческие ориентиры – ценности, так или иначе, предстают в форме норм.

6. Коммуникативная функция ценностей выражает их диалогическую особенность. Сама коммуникация (лат. Сommunication – сообщение, лат. Сommunicare – делать общим, связывать) как процесс взаимодействия между людьми как субъектами социокультурной деятельности имеющий целью обмен и передачу сообщений (экзистенциально-душевных состояний, опыта, мыслей, информации), возможна только тогда, когда имеется ее ценностно-смысловое содержание, актуальное для ее участников.

7. Культурно-воспитательная или социализирующая функция ценностей раскрывает свое содержание в том, что только благодаря усвоению имеющихся в культуре общества ценностей человек обретает свои человеческие качества.

 

Духовная культура Материально-технологическая культура
Высшие (над/сверх-утилитарные) ценности-цели Инструментальные (утилитарные) ценности-средства
Обретение смыслов существования Адаптация смыслов существования
Элитарность стиля жизни Эгалитарность стиля жизни
Субъективированная деятельность Объективированная деятельность
Процесс самовыражения Предметный результат
Свобода действия Необходимость действия
Творчество Продуктивность
Перспективизм Наличные условия и возможности
Социальная органика Социальная организация

С позиции аксиологического подхода культура предстает как актуальная для индивида и социального сообщества система ценностей – аксиосфера, определяющая собой все сознательные, конструктивно-сообразные человеческие действия, а культурная действительность является предметным воплощением ценностей, заложенных во всех артефактах культуры. Этот подход указывает на то, что культура есть задаваемое ценностями человеческое отношение к реальности в предметном его воплощении, – т.е. удостоверяющая собой мир человеческого бытия культура конституирована именно как ценностно-смысловой универсум.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: