Одной из важнейших характеристик культуры является ее этническая или национальная принадлежность, другой – то, что сближает ее с другими, формируя общечеловеческую метакультуру.
Основные понятия, фиксирующие различный подход к пониманию культуры разных народов, – это этнос и нация. Этносом следует называть народ, осознавший свою идентичность, ответивший на три вопроса: кто мы такие? За что нас могут и должны уважать? Как нам сохранить свое лицо? Нация – это народ, осознавший свою идентичность и защищающий себя с помощью государства.
Проблема этнической и национальной идентичности. По каким признакам отличают «своих» от «чужих»? признаки «своего» – это стереотипы поведения и отношения к «чужому», язык, одежда, орнамент, культура. В основе идентичности лежат три важных момента: 1) самопонимание (ответ на вопрос: кто я такой?); 2) основа для самоуважения и уважения извне (ответ на вопрос: за что меня уважать?); 3) защита и сохранение ценностей «своего» мира.
Этническая группа, по ее убеждению, должна обладать следующими знаками: 1) выраженность этноспецифических черт; 2) наличием феномена этноидетничности (осознание своей причастности к группе с определенными признаками); 3) наличием организационной структуры, обеспечивающей устойчивость этих признаков. С учетом этого среди признаков (критериев) этноидентичности можно назвать следующие:
– биосферу, вмещающей ландшафт и кормящую экосистему («почву»);
– антропологические черты (признаки «крови», или расово-генетические: цвет волос, форма носа, разрез глаз и др.);
– язык как «дом бытия», средство осмысления и выражения смысловой, ценностной картины мира;
– менталитет, стереотипы и обычаи поведения;
– художественная культура (праздники, искусство);
– быт (особенности одежды, кухни, оформления жилища);
– главное в этноидентичности – система ценностей и надежд (мифология).
Нация формируется на основе титульного для данного государства этноса, который подчиняет и ассимилирует другие этносы. Национальная культура опирается на поддержку государства и становится его «визитной карточкой» и основой идентичности. В национальной идентификации мы выделяем следующие критерии:
– территория с определенными границами;
– суверенитет, легитимность, признание нации высшей ценностью;
– единое культурное пространство и язык;
– национальная идея об исторической судьбе и предназначении нации;
– дух нации, самосознание и самоуважение, менталитет и религия;
– традиции культуры, праздники и профессиональное искусство;
– символика государства: флаг, герб, гимн.
Важнейшей проблемой культурного и политического развития общества является создание национальной культуры. Национальная культура создается в процессе становления нации, а потому идея нации является тем мировоззренческим ориентиром и движущей силой сознания, которая с необходимостью должна присутствовать в национально-культурном развитии. Именно идея нации определяет основополагающие принципы национальной культуры, ее цели и функции в жизни общества и личности.
Понятие нации и факторы ее конституирования нельзя сводить к этническим составляющим единения народа, как это довольно часто делается. Безусловно, нация возникает не на пустом месте, а в определенных исторических условиях культурного, этнического и социального единства. Но, вместе с тем, воплощение идеи нации требует качественно иной общности людей и соответствующих условий.
Нация начинается тогда, когда соответствующий народ, воодушевленный национальной идеей, становится на путь самоопределения как исторический субъект и прилагает к этому соответствующие волевые и организационные усилия. В связи с этим возникает закономерный вопрос: чего необходимо достичь народу, чтобы иметь право называться нацией? Какие условия жизни он должен создать?
Важнейшим политическим условием становления нации является создание собственного независимого государства. Только собственное государство обеспечивает народу возможность самостоятельно распоряжаться собственнойсудьбой и осуществлять себя как самодостаточного исторического субъекта в общечеловеческом пространстве.При этом следует иметь в виду, что речь идет не о любой форме государственности, а о подлинно национальной, демократической, в которой действительным носителем власти является сам народ, а целью – воплощение его воли и защита его интересов.
Фактически только в национальном государстве могут быть обеспечены реальные и крепкие возможности для развития культуры народа – более действенные гарантии ее сохранения и развития в истории неизвестны. При этом преобразование народа в нацию и построение национального демократического государства кардинально меняет характер культуры, ее смысл и ведущие ценности. Ведь в этом случае территория проживания народа превращается в национальную территорию, а народ, ставший нацией, принимает на себя ответственность не только за себя самого, но и за соответствующую страну, за все, что в ней существует и прежде всего за всех людей, которые на ней проживают, независимо от их этнической и иной принадлежности.
История свидетельствует, это чаще всего наиболее острыми факторами, которые обусловливают недостаточный уровень национальной солидарности (т.е. согласие граждан на национальное самоопределение) являются этническая негомогенность населения и неспособность титульного народа объединить его для создания общенационального будущего. Неспособность титульного народа осознать свою историческую ответственность за страну и ее жителей приводит к национализму в отрицательном смысле этого понятия и, соответственно, к межэтническим, межкультурным, социальным и политическим конфликтам.
Национальная жизнь только тогда будет успешно развиваться и избежит разрушительных процессов, когда в состав нации будут вовлекаться (и идентифицировать себя с ней) все проживающие в данной стране. Только в этом случае нация имеет будущее и действительно соответствует своему названию и историческому предназначению.
Ведь если развитие этнической культуры имеет преимущественно естественный и самостоятельный характер, а ее субъектом является соответствующий этнос, то создателем и носителем национальной культуры является все население страны. Поэтому национальная культура, развивающаяся в условиях собственной национальной государственности, должна выполнять функцию единения людей, а создание и поддержка такой культуры должны быть приоритетной задачей государства и главной целью его культурной политики. Государство-нация, не строящее и не развивающее национальную культуру, обречено на историческую неудачу.
Национальная культура – культура особенная. Она приобретает черты и ценности, «открывающие» ее для всех, кто идентифицирует себя с данной нацией и разделяет ее ценности. По этому поводуД. Лихачев очень точно отметил, что «…культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения – народом, нацией… Культура – это святыни народа, святыни нации».
«Втягивая» в себя различные культуры, объединяя их в себе по принципу гегелевского «снятия», национальная культура, сохраняя их самобытность и уникальность, обеспечивает преодоление их ограниченности и локальности. Формируется своеобразный «полилог» культур, их гармоничное сосуществование и взаимодействие на основе общенационального языка, правовых институтов, общекультурных ценностей, национальной идеологии и т.п. Без формирования общих основ и общих мировоззренческих ориентиров, определяющих общее будущее людей, национально-государственное развитие невозможно. При этом следует отметить, что само по себе наличие общих культурных институтов и общекультурных черт не достаточно для формирования национальной культуры. Эти черты и институты должны иметь особенный, соответствующий принципам нации характер.
Безусловно, создание и развитие национальной культуры не может быть обеспечено лишь формированием соответствующих государственных институтов. Процесс национального самоопределения нельзя сводить к чисто политическому развитию, а последнее – к построению народом самостоятельного государства. Необходимо осуществление всех принципов национального бытия, общим выражением которых является гражданское общество, понимаемое широко – как определенный тип общественного устройства, с соответствующим экономическим строем, социальной структурой, культурными (в том числе правовыми) институтами.
По этой причине национальное самоопределение наиболее продуктивно там, где установлением самостоятельного национального государства завершается исторический процесс становления гражданского общества. В этом случае появляется государство не только независимое, но и общенародное, национальное. Ведь государство воплощает настолько высокую концентрацию власти, что ей ничего не может противопоставить общество, не имеющее развитой гражданской структуры.
Именно гражданское общество, являющее собой систему добровольных, социально активных, негосударственных объединений свободных граждан, представляющих и защищающих свои (в том числе культурные) интересы, становится общесоциальной основой национальной культуры, ибо без гражданского согласия и гражданской со-деятельности национально-культурное развитие и согласие невозможны. Исходя из этого, важнейшей задачей национальной культурыявляетсяформирование гражданской культуры, главными ценностями которой являются социальное доверие, справедливость, равенство, толерантность, права и свободы личности, социальная солидарность, активность и ответственность. Культивирование и защита этих гражданских ценностей является прямой задачей национальной культуры и проводимой национальной политики.
В этом случае важнейшее место занимает личность – самодостаточная, сознательная и социально-активная. Именно наличием определенного типа личности нация принципиально отличается от народа, так как процесс национального самоопределения в обязательном порядке требует национального самоопределения личностей.
Этническую принадлежность человек получает при рождении. Но в случае принадлежности к нации недостаточно естественным образом принадлежать к соответствующему народу – необходимо также определиться и как участнику национальной жизни. Сознательное национальное самоопределение личности является одним из ведущих факторов национального бытия. Не «кровь» или «язык» в конечном счете определяют национальность человека, а его участие в судьбе нации, готовность соединить собственную жизнь и судьбу с жизнью и судьбой соответствующей национальной общности, ее проблемами и стремлениями, целями и идеалами.
Нация – это своеобразный политический и социокультурный проект, задающий логику и принципы национального развития и консолидирующий индивидов для его осуществления. По этому поводу, в частности, Б. Андерсон отмечал, что нация – «это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное», что это – «образ общности».
Исходя из этого, важнейшей функцией национальной культуры является привлекательного образа нации, т.е. тех составляющих, в которых возможно полноценная самореализация человеческой личности и ее свободы. Как показывает история, успех национального развития, историческая судьба нации зависят от того, какие возможности способна нация предложить людям. Эти предложения, конечно, не умозрительны, и только на начальных стадиях национального становления могут быть представлены мировоззренчески-духовными ценностями. Учитывая, что нация – это принципиально новая общность людей, необходимо предложить организованную систему всех сферобщенациональной жизни. Насколько эта жизнь окажется привлекательной, какой отклик найдет у народа – такой будет и судьба нации.
Безусловно, это должно предполагать сохранение и создание условий для дальнейшего развития всех культур в общем пространстве национальной культуры. Но при этом в национальной культуре должны быть созданы механизмы и условия для личностного развития людей во всех сферах общества – ведь не случайно национальная культура часто именуется социетальной, т.е. социально-ориентированной, общей для всего социума и интегрирующей его в единое целое.
Но национальные предложения – это предложения возможностей и предоставление жизненных шансов, использование и реализация которых зависит и от самих личностей. От личностных качеств людей, их сознания и воли, от того, на что способны люди, составляющие нацию, насколько они готовы и могут реализовывать национальные интересы, зависит судьба нации. В отличие от жизни донациональных сообществ, национальная жизнь становится такой, какой ее создают многочисленные усилия, инициативы, действия и достижения личностей. Поэтому раскрепощение сущностных сил личности, максимальное развитие и раскрытие ее способностей – важнейшая функция национальной культуры. Доступ личности ко всем сферам и возможностям культуры, заинтересованность в их освоении и приумножении национально-культурных ценностей – необходимое условие национального развития. В этом случае нация действительно становится общностью, обеспечивающей свободу своих участников.
Кроме того, специфика национальной культуры определяется ее ролью субъекта мировой истории. Если областью существования народа является территория его непосредственного обитания, а его культура удовлетворяет потребности и интересы только его представителей, то сфера жизнедеятельности нации – это весь мир, а ее культура становится открытой всему человечеству и ориентируется на общечеловеческие ценности и интересы.
Последний момент следует подчеркнуть, т.к. существует стереотип сознания, согласно которому национальная культурная ориентация противопоставляется общечеловеческой. Его возникновение следует отнести опять-таки к непониманию смысла нации. Нация во всех измерениях своего бытия стремится утвердиться среди других наций, реализовать свою волю к участию в жизни человечества, во всей мировой истории. Поэтому национальная культура (литература, изобразительное искусство, наука и т.п.) не может существовать исключительно «сама для себя». Как нация обращает свои усилия во всемирное пространство, так и национальная культура существует и развивается в общечеловеческом мире. Поэтому нация и национальное государство своей целью должны ставить выработку таких форм общенациональной культурной жизни, критерием содержательности которой является культурный мир и ценности всего человечества.
Таким образом, существенной особенностью национальной культуры является ее «включенность» в общемировое культурное пространство, ориентация на общечеловеческие ценности и достижения, выработка соответствующих качеств и установок как отдельной личности, так и нации в целом. Важным результатом этого является создание соответствующего имиджа нации как субъекта всемирной истории, достойного своего названия, предназначения и предоставляемых возможностей.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Национальная культура как результат и условия формирования и развития нации имеет следующие особенности:
1) понятие национальной культуры существенным образом связано с идеей нации как социально-политической, полиэтнической общности;
2) развитие национальной культуры взаимосвязано с развитием национального демократического государства, гражданского общества и соответствующих институтов, и является важнейшим условием и задачей их существования;
3) главной целью национальной культуры является формированием общекультурных институтов, системы общих ценностей, ориентиров, идеологии и т.п., соответствующих принципам демократии и свободы и обеспечивающих социально-политическое и культурное единство нации и солидарность ее участников;
4) необходимым элементом национальной культуры является культура гражданская, ориентированная на формирование и развитие самодостаточных, свободных, социально-активных личностей, разделяющих национальные идеалы и устремления;
5) национальная культура «включена» в общекультурное мировое пространство, ориентируется на общечеловеческие ценности и достижения, открыта для культурного взаимодействия;
6) обязательным элементом национальной культуры является идея общего национального будущего, построенного на соответствующих принципах и обеспечивающего социальную гармонию и личностное развитие каждого в общечеловеческом мире.
В этом случае национальная культура действительно будет соответствовать историческому смыслу и предназначению нации, обеспечивать ее полноценное существование и развитие, национальную безопасность, единое и желаемое для своих граждан национальное будущее в мировом культурном пространстве.
Выводы
Таким образом, мы видим, что культура имеет определенные внутренние составляющие и основания. Мы рассмотрели мифологические, аксиологические, нравственные, творческие и этнологические основания, их специфику и роль в культурном развитии. Следующая лекция будет посвящена антропологическим, коммуникатитвным, игровым, психологическим и семиотическим основаниям культуры.
Основная литература
1. Межуев, В. М. Идея культуры [Электронный ресурс]: очерки по философии культуры / В. М. Межуев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 408 c. — 5-89826-247-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21504.html
2. Пивоев, В. М. Философия культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / В. М. Пивоев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2010. — 432 c. — 978-5-8291-2527-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60098.html






