Вопрос № 3. Игровые основания культуры

Человек всегда имел способность и склонность облекать в формы игрового поведения все стороны своей жизни. Это является подтверждением объективной ценности изначально присущих ему творческих устремлений – важнейшего его достояния. Игра – прежде всего свободная деятельность. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер игры. Она необходима индивидууму как биологическая функция, а обществу нужна в силу заключенного в ней смысла. Игра, скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном изображении, в сфере игры представляется актуальным в настоящее время.

Исторические представления об игре прошли несколько этапов: античность, средневековье, ХVII-ХХ вв. Древние греки периода классика уделяли большое внимание игре как действенному средству воспитания и обучения в процессе подготовки гражданина в античном полисе. Философ Платон (427-347 до н.э.) считал человека «какой-то выдуманной игрушкой Бога, и это стало наилучшим его назначением». Все люди призваны жить, «играя в прекраснейший игры».

Ученик Платона Аристотель (384-322 до н.э.) в своих сочинениях «Полтика», «Риторика», «Поэтика» и др. расширил понятие «игры» и обозначил им два вида искусства: «Мусические», мерилом которых является «удовольствие», «гимнастические» (пляска, хороводы, борьба, «верховная езда, стрельба из лука, из пращи, метания дротиков», игры куретов в Лакедемоне [Спарте], состязания и подготовительные упражнения к ним).

В Средние века, когда господствующим стало теологическое сознание, языческие зрелища и игры было объявлены «бесовскими игрищами».

Лишь в ХII веке каноник монастыря св.Виктора в Париже Гуго, трактовавший искусство как знание и как деятельность, первый включил зрелища – развлечения и игры – в число механических искусств. В эпоху Возрождения, когда главным объектом внимания стали природа и человек, вновь возник интерес к игре не только как средству обучения и воспитания, но и как художественному приему, создающему иллюзорный мир и эмоционально воздействующему на человека.

В эпоху Просвещения (ХVIII век) проблема игры поднималась в связи с обсуждением вопроса о природе искусства. В «Критических размышлениях о поэзии и живописи» (1719 г.) аббат Дюбо, член и секретарь Французской Академии, считал главным импульсом поведения человека стремление занять себя. Исходя из этого, он рассматривал игру только как средство развлечения, помогавшее избежать скуки, и отводил ей место среди таких внешних возбудителей страстей, как бой гладиаторов, коррида и др.

Начавшееся в ХVIII веке становление теории игры было связано прежде всего с именами Иммануила Канта (1724-1804 гг.) и Фридриха Шиллера (1759-1805 гг.). В трактате «Критика способности суждения» Кант относит суждения к эстетическому понятию, так как оно представляет «лишь субъективную игру душевных способностей» (воображения и разума). Понимая искусство как эстетическую целесообразность, он выделяет три вида изящных искусств: словесное (красноречие и поэзия), изобразительное и искусство «прекрасной игры ощущений».

В «Письмах об эстетическом воспитании человека» Шиллер рассматривал игру с точки зрения эстетики как наслаждение, связанное со свободным проявлением избытка жизненных сил. По его словам, главным «объектом побуждения к игре» является «живой образ, понятие, служащее для обозначения всех эстетических свойств явления», то есть красота: «… человек должен играть красотою». Шиллер указывал, что из всех состояний человека «именно игра и только игра делает его совершенным». Причину этого он видел в том, что игра не заключает в себе «ни внутреннего, ни внешнего побуждения»; дух человека обретает в ней полную свободу: «… человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет.

Важный шаг в осмыслении игры как целостного феномена сделал выдающийся нидерландский мыслитель и историк культуры Йохан Хейзинга (1872-1945 гг.). В книге «Homo Ludens (Человек играющий)» он сформулировал игровую концепцию культуры, рассмотрев игру как культурообразующий фактор – всеобщий принцип становления человеческой культуры: подлинная культура не может существовать без игрового содержания, она «развертывается в игре и как игра». Хейзинга достаточно убедительно раскрыл роль игры не только в формировании и развитии архаических культов и мифов, но и в возникновении различных форм общественной жизни: искусства, науки, юриспруденции, ремесла, предпринимательства, политики и т.п.

Всесторонне изучение феномена игры позволило Й.Хейзинге выделить следующие ее признаки:

– игра – свободное действие: игра по принуждению не может оставаться игрой, нет конкретной выгоды;

– игра не есть «обыденная» или «настоящая» жизнь. Игра – это выход из такой жизни в преходящую сферу деятельности с ее собственными устремлениями. Всякая игра способны во все временя полностью захватывает тех, кто в ней принимает участие. Поэтому противопоставление игра – серьезность всегда подвержена колебаниям. Недооценка игры граничит с переоценкой серьезности. Характер игры не обусловлен посторонними интересами: не будучи обыденной жизнью, она стоит вне процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей. Она прерывает этот процесс, и располагается в сфере более возвышенной нежели строго биологическая сфера процесса пропитания – спаривания – самозащиты;

– третий, отличительный признак игры – замкнутость, ограниченность. Она «разыгрывается» в определенных границах места и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой;

– игра устанавливает порядок, она сама есть порядок – и этот порядок непреложен. Эта глубокая связь с идеей порядка есть причина того, почему игра в столь значительной мере лежит в области эстетического. Игра склонна быть красивой. Термины, которые применяются для обозначения элементов игры большей частью лежат в сфере эстетики: напряжение, равновесие, колебания, чередования, контраст, вариация, завязка и развязка, разрешение;

– следующий признак игры – напряжение. Именно элемент напряжения сообщает игре то или иное эстетическое содержание, ведь напряжение игры подвергает силы игрока испытанию: его физической силы, упорства, изобретательности, мужества, выносливости, а также духовной силы, так как он, обуреваемый желанием выиграть, вынужден держаться в рамках дозволенного;

– в каждой игре – свои правила. Ими определяется, что должно иметь силу в выделенном игрою временном мире. Правила игры бесспорны и обязательны, и не подлежит никакому сомнению, ведь стоит какому-либо игроку отойти от правил и мир игры тот час же разрушится;

– немаловажным признаком Й.Хейзинга признает то, что играющие создают сообщество – группу, которая сохраняет свой состав и после того, как игра закончилась;

– наконец, последняя отличительная черта игры – ее обособленность, выраженная в таинственности. В подтверждении своей мысли Хейзинга приводит в доказательство игры первобытных народов, например, обряд инициации, окруженный таинственностью, недопущением женщин к участию в них и т.д. Также инобытие и тайна игры выражается в переодевании, когда надевшие маску выражают совсем другое существо.

Основные виды игр и их функции. Прежде всего, какие игры нам известны? Е.И.Добринский и Э.В.Соколов классифицируют игры по следующим основаниям:

1) по содержательному: военные, спортивные, художественные, экономические, политические;

2) по составу и количеству участников: детские, взрослые, одиночные, парные, групповые;

3) по направленности на способность: физические, интеллектуальные, состязательные, творческие;

4) по времени проведения: зимние, летние, весенние, осенние;

5) по месту проведения: настольные, домашние, уличные;

6) по характеру и содержанию: физические, психологические, интеллектуально-творческие, социально-ролевые, комплексные.

По функциям и сферам бытования можно выделить следующие основные виды игры:

– игры освоения (детские);

– учебные и учебно-тренировочные;

– спортивные;

– развлекательные (рекреационные);

– деловые;

– военные;

– математические;

– политические;

– сакрально-священные;

– любовно-эротические.

Жизнь Игра
Первична и неповторима Вторична и повторяема
Фатальна, обладает некоторой предопределенностью Обладает открытых финалом, неопределенна
Зависима, детерминирована Свободна, независима
Протекает в открытом пространстве Протекает в закрытом пространстве
Однопланова, самотождественна Двупланова, условна
Утилитарна, подчинена заботе и нужде Внеутилитарна, бескорыстна
Серьезна, ответственна Легкомысленна, безответственна и радостна

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: