Участвуя в человеческих отношениях, люди по-разному ведут себя и не одинаково реагируют на одинаковые ситуации, различаясь по скорости и типу реакции, по мотивации и способам удовлетворения потребностей.
Культура – психогигиена, потому что культурные нормы, табу, нравственные ограничения призваны оберегать, щадить психику человека от травм, ибо психические травмы нередко глубже физических, психика человека хрупка и ранима, ее следует беречь от излишних стрессов.
Однако если взять однотипные ситуации и посмотреть характер поведения людей, то даже люди одного племени или народа, не говоря уже о представителях разных стран и исторических эпох, ведут себя по-разному. Это определяется различием их психологии.
Б.И.Додонов выделяет пять типов людей:
1) альтруистический (человек получает удовольствие, когда делает другим добро, остро переживая неблагодарность);
2) праксический (человек получает удовлетворение, когда работа ладится хорошо, и испытывает чувство досады, если не ладится);
|
|
3) гностический (удовлетворение приносит познание нового, постижение сути явлений и подтверждение собственных догадок);
4) эстетический (испытывает сладкое и томительное чувство от восприятия прекрасного в искусстве, при недостатке и отсутствии – опустошенность);
5) гедонистический (получает удовольствие от физического здоровья, хорошей пищи, от ласки любимого человека, от безмятежного и беззаботного существования). Причем первые три экстраверты, а последние два – интроверты.
Мужчины | Женщины |
Выше м крупнее на 7-8%, мозг на 4 млн клеток больше | Ниже и миниатюрнее, полушария мозга связаны большим количеством волокон, нередко быстрее соображают |
Узкое поле зрения, направленное вдаль, хуже воспринимают цвета, не обращает внимания на детали, хорошее зрение в темноте, «любят глазами» | Периферийное зрение вширь, лучше воспринимаю цвета, хорошо видит мелкие детали вблизи, плохо видит в темноте, «любят ушами» |
Слабо развиты обоняние и вкус, любят больше горькое и соленое | Хорошо развиты обаяние и вкус, любя сладкое |
Хорошая пространственная ориентация, хорошо развито абстрактное мышление | Плохая пространственная ориентация, слабое абстрактное мышление, путают левое и правое |
Слышат хуже, но «слышат» направление, образуют внимание на мимику лица, а не на интонацию | Лучше слышат, особенно высокие тона, вычитывают информацию из интонаций речи и мимики |
Основным источником мотивации поведения живых существ обычно считаю принцип самосохранения живого организма и принцип приспособления его к условиям среды, где он живет. Фрейд, развивая эти идеи, выдвинул предположение о двух источниках мотивации психической деятельности: принципе удовольствия и принципе реальности. Все стремятся к достижению удовольствий и хотят избегнуть неудовольствия, но необходимость приспособления к реальности заставляет ограничивать себя и даже отказываться от удовольствий. Отсюда возникает представление о трехчастной структуре психики: «Я» («Эго»), «Сверх-Я» (или «Супер-Эго») и «Оно». «Сверх-Я» появляется в психике в результате социализации и усвоения социальных норм и запретов, которые и блокируют, подавляют инстинкты, загоняют их обратно в «бессознательное».
|
|
К.Г.Юнг об «архетипах коллективного бессознательного». Юнг обнаружил в глубинах психики еще одну область, которую он назвал «коллективным бессознательным», наследуемым человеком от его предков, а не вырабатываемым в личном опыте как личностное бессознательное.
«Архетипы» можно подразделить на два вида: архетипы-образцы и архетипы-отношения. Архетипы-образцы – это Отец, Мать, Младенец, Учитель, Жертва, Душа, Дух и т.п. Архетипы-отношения он определял как «русла высохших рек». В глубинах бессознательного могут возникать мощные всплески психической, духовной энергии, но в случае «наводнения» она устремляется в готовые «русла» архетипов, «форм проявления инстинктов».
Основным законом развития психики он считал «индивидуацию», или второе (после физического) духовное рождение человека. Его учение о бессознательном можно сформулировать в основных пунктах:
1. Бессознательное реально. Его активность, его энергетическая основа внутри нас и между нами направляется непрерывно.
2. Именно потому, что бессознательное нами не осознается, мы ничего непосредственно о нем сказать не можем.
3. Результирующее (манифестное) проявление психического есть всегда сплав, смешение различных влияний, комбинация самых разнообразных факторов.
4. Бессознательное занято непрерывным воспроизводством символом, и это символы психические, имеющие отношение к психике.
5. Значение психических символов значительно шире личностных границ. Архетипический символ трансперсонален по своей сути. Он межличностен по смыслу.
Интроверные культуры склонны к полному или частичному изоляционизму, развивают отшельничество, аскетизм, медитационные практики, пост и воздержание. Эти культуры стремятся накапливать не столько материальные, сколько духовные ценности, не проявляют большого интереса к хронологии и историографии. Буддизм содействовал формированию таких интровертных черт японцев, как созерцательность, невозмутимость, выдержанность, умение довольствоваться малым.
Экстравертные культуры, а напротив, склонны к экспансии, культурному обмену, хотя и не считают соседей равными себе, скорее варварами.