Дисфункциональные родительские режимы

Вторую категорию режимов, характеризующихся высокой эмоциональностью, составляют так называемые дисфункциональные родительские режимы. Это понятие концептуально пересекается с понятием интроекта (преступника) в психодинамической теории. В схема-терапии такие режимы рассматриваются как интернализация дисфункциональных родительских реакций на ребенка. В дисфункциональных родительских режимах люди подвергают самих себя давлению или ненавидят себя. Например, пациенты со схемой недоверия/насилия, находясь в режиме карающего родителя, обесценивают и ненавидят себя.

Дисфункциональные копинговые режимы

Копинговые режимы связаны с копинговыми стилями - избеганием, капитуляцией и гиперкомпенсацией. В избегающих режимах люди стремятся отгородиться от эмоций и переживаний, либо отказываются от любых социальных контактов. В режимах гиперкомпенсации люди прибегают к самостимуляции или самовозвеличению в стремлении испытать чувства, которые были бы противоположны чувствам, вызываемыми схемой. Например, Филип демонстрирует выраженный режим гиперкомпесации, в то время как Бетти переключается с одного режима на другой.

Здоровые режимы

К здоровым режимам принято относить режимы здорового взрослого и счастливого ребенка. В режиме здорового взрослого люди способны реалистично принимать свою жизнь и самих себя, справляться с долженствованиями и при этом заботиться о своих потребностях в личном благополучии. Этот режим концептуально пересекается с понятием здорового функционирования эго, принятым в психодинамической теории.

Режим счастливого ребенка соответствует переживаниям радости, удовольствия и веселья.

Схемы концептуально соответствуют личностным чертам, в то время как режимы описывают состояния, вызванные активацией схемы. Схема-режимы подразделяются на следующие категории:

1) детские режимы;

2) дисфункциональные родительские режимы;

3) дисфункциональные копинговые режимы;

4) здоровые режимы «здорового взрослого» и «счастливого ребенка».

Режимы распознаются и поддаются коррекции легче, чем схемы, и именно в силу этого обстоятельства имеют решающее значение при лечении трудных пациентов. В терапии, опирающейся на концепцию схема-режимов, все интервенции привязаны к текущему эмоциональному состоянию пациента. Очевидно, что нет практического смысла работать с режимом, который не активирован, так как новая информация никак на него не повлияет, в то время как работа с действующим режимом помогает пациенту признать и изменить как существующие схемы, так и свое поведение в соответствующих схемам режимах.

Пример из практики: работа с режимом гиперкомпенсации

Терапевт в течение получаса наблюдает за действием режима гиперкомпенсации у Филипа и затем прямо говорит об этом пациенту: «Филип, я понимаю, что социофобия причиняет вам множество страданий. Но вот что интересно: сейчас, во время нашей сессии, я не ощущаю присутствия у вас этих страхов. Даже когда мы говорим о них, вы держитесь очень отстраненно и властно. Это совсем не вяжется с вашими рассказами о тревоге, которую вы испытываете. Я полагаю, что вы демонстрируете что-то вроде гиперкомпенсации. Вам знаком этот термин? Когда мы прибегаем к гиперкомпенсации, мы ведем себя так, как если бы дела обстояли совершенно противоположным образом. Гиперкомпенсация нужна человеку, чтобы показать окружающим, что у него все отлично, все под контролем, и что он ни о чем не тревожится. Что вы думаете по этому поводу?»

Пример из практики: смена реакций при смене режимов

Во время сессий с Бетти терапевт уделяет особое внимание валидации гнева пациентки. Терапевт хорошо знает, что Бетти не может позволить себе проявлять гнев по отношению к другим людям (режимы требовательного, обвиняющего и карающего родителя). Поэтому она предпринимает попытку пресечь режим карающего родителя:

«Бетти, у вас есть полное право рассердиться на то, что вам пришлось долго ждать меня в неосвещенном коридоре без стульев. Ваш «карающий родитель» неправ, говоря вам, что вы не должны сердиться на меня!» Так интернализация модели поведения, предлагаемой терапевтом, помогает пациенту научиться самостоятельно останавливать действие режима в других сферах жизни. Далее по ходу сессии терапевт сосредотачивается на чувстве печали, которое сопровождает режим уязвимого ребенка.

Одна из важнейших задач схема-терапии - научить пациента принимать эмоциональную поддержку (и формировать безопасные привязанности) для избавления от дезадаптивных схем. Если говорить о терапевтических техниках, в данном случае будет уместным использование упражнения на воображение с фокусом на чувстве покинутости. Еще одним техническим приемом является диалог с применением стульев, направленный на выражение гнева и ограничение режима карающего родителя.

Модель режимов обеспечивает прямой доступ к актуальным проблемам пациента и обеспечивает эффективное взаимодействие в ходе сессий. Она также устанавливает прямую связь режимов с проблемным поведением и симптомами пациента. В следующих главах мы покажем, как в рамках концепции режимов осуществляется концептуализация случая, и рассмотрим стратегии терапевтического вмешательства для каждого режима.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: