Концептуализация случая при помощи модели режимов

В начале лечения разрабатывается концепция случая, в которую включаются проблемы и симптомы пациента, присущие ему паттерны межличностного общения, проблемные эмоции и соответствующая биографическая информация.

Пример из практики: модель режимов Филипа

Терапевт разрабатывает модель режимов Филипа (см. раздел 1.4) на первом этапе лечения (см. рисунок 2.1). Чувства тревоги, незащищенности и стыда, уходящие корнями в детский опыт взаимодействия пациента с одноклассниками, связаны с режимом уязвимого ребенка, обозначаемого как «Маленький Филип».

Рис. 2.1. Модель режимов Филипа

Его ненависть к окружающим и боязнь социальных ситуаций концептуализируется как режим рассерженного ребенка. Травля со стороны одноклассников и связанное с этим чувство стыда сформировали режим карающего родителя. Паттерн доминирования, проявляющийся у Филипа в терапевтической ситуации (и других жизненных обстоятельствах), классифицируется как режим нарциссической гиперкомпенсации. Помимо нарциссического паттерна, самой значимой копинговой стратегией Филипа является избегание. Он часто прерывает личные и дружественные отношения и игнорирует приглашения на светские мероприятия из страха подвергнуться критике или отвержению. Это постепенно привело его с социальной изоляции, что по закону порочного круга усиливает его социофобию и депрессивную симптоматику. Избегающее поведение Филипа концептуализируется как режим избегающего/отстраняющегося защитника.

Схемы и режимы оцениваются при помощи опросников самооценки (Bamelis et al., 2011; Lobbestael et al., 2010). Однако подобные инструменты не являются исчерпывающим источником информации, поскольку они не содержат качественной информации о значении конкретного режима у отдельно взятого пациента. Более того, пациенты могут не подозревать об активации режима, либо демонстрировать нежелание рассказывать о его проявлениях. Помимо данных опросника, терапевту необходимы сведения о (1) значимых проблемах и симптомах пациента, (2) подробностях его биографии, (3) моделях межличностного взаимодействия и (4) ожиданиях пациента от терапии и ее целях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: