Паттерны межличностного взаимодействия пациента

Третьим важным источником информации является поведение пациента в ситуации терапии. Для проверки своих наблюдений терапевту следует прямо обсудить с пациентом тему взаимодействия с другими людьми. Если врач отмечает, что пациент занимает в терапевтических отношениях подчиненную позицию, необходимо сказать об этом во время первых сессий одновременно с формулированием модели режимов:

«Я вижу, что вы относитесь ко мне очень внимательно и вежливо. Иногда ваше поведение кажется чересчур покорным. Понятно ли вам, что я имею в виду? [Если пациент не сразу понимает терапевта, следует привести пример.] Возможно вы и в других ситуациях ведете себя похожим образом?» Терапевт должен исходить из того, что режимы и паттерны межличностных отношений, проявляющиеся во время сессий, могут присутствовать и в отношениях пациента с другими людьми.

Пример из практики: анализ взаимодействия с терапевтом при определении модели режимов Филипа

Во время сессий терапевт отмечает в поведении Филипа паттерны доминирования и нарциссизма. Рассказывая о взаимодействии с другими людьми, Филип жалуется на переполняющие его чувства тревоги, бессильного гнева и беспомощности. Терапевт делится своими наблюдениями с пациентом и предлагает ему концептуализировать эти поведенческие паттерны, проявляющиеся в ходе сессий, как режим гиперкомпенсации.

Филип неожиданно вспоминает, что ему случалось слышать о себе, что он нарцисс и постоянно пытается доминировать, но он никогда не понимал, что это значит. В частности, почти все бывшие подружки в ссорах упрекали его за то, что он вел себя с ними высокомерно и заносчиво. Чтобы продемонстрировать Филипу его поведение, терапевт показывает ему видеозапись одной из сессий. Сменив таким образом позицию восприятия, Филип соглашается с тем, что его поведение носит характер гиперкомпенсации и что это - проявление соответствующего копингового режима.

Пример из практики: анализ взаимодействия с терапевтом при определении модели режимов Марии

Во время сессий Мария держится дружелюбно и вежливо, каждый раз начиная беседу с расспросов о терапевте, как если бы они были близкими друзьями и Марию больше интересовали бы дела врача, чем ее собственные. Терапевт делится с Марией своим наблюдением и просит поразмышлять над тем, не является ли такое поведение проявлением режима покорной капитуляции.

Рис. 2.2. Модель режимов Марии

В этом режиме пациентка проявляет в отношениях с другими женщинами альтруизм и самопожертвование так же, как в детстве по отношению к собственной матери. Мария полностью соглашается с предположением терапевта.

В данном случае важно отметить, что поведение пациентки подкрепляется ее социальным окружением - другим людям хорошо в присутствии Марии и они постоянно ей об этом говорят. Марии необходимо научиться различать, когда этот паттерн взаимодействия является функциональным и здоровым и когда он становится частью дисфункционального копингового режима покорной капитуляции, блокирующего ее способность заботиться о собственных потребностях. Модель режимов пациентки представлена на рис. 2.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: