Когнитивные интервенции

Когнитивные интервенции (см. рис. 4.2) используются для проверки валидности или «истинности» схем или режимов посредством дискуссий «за» и «против». Затем, используя технику рефрейминга, можно объяснить «доказательства схем и режимов».

Можно применять все виды когнитивных интервенций. Например, терапевт может обсудить с пациентом, почему с ним не поздоровалась кассир в супермаркете сегодня утром. Пациент может непроизвольно связать этот эпизод с определенной схемой и интерпретировать поведение ничего не подозревающей сотрудницы магазина как отвержение.

Когнитивные техники помогают пациенту изменить позицию восприятия и принять более функциональную интерпретацию ситуации. Сходным образом обсуждаются ложные представления, порождаемые схемами, и «за» и «против» соответствующих копинговых стратегий пациента. Важную роль играет и психообразование. Пациентам необходимо рассказать о нормальных потребностях и эмоциях детей, нормальных паттернах поведения здорового ребенка, а также проанализировать, что в их детстве было не так. Когнитивные интервенции включают все техники КПТ, такие как рефрейминг, обсуждение ложных представлений и составление списков «за» и «против».

Детские режимы. Важный когнитивный прием в этом случае - просвещение пациента о нормальных потребностях, присущих людям. Пациенты с тяжелыми личностными расстройствами часто не имеют четких или реалистичных представлений о том, как с ними должны были обращаться в детстве (хотя многие из них знают, как правильно обращаться с собственными детьми или с детьми других людей).

 

 

Рис. 4.2. Когнитивные интервенции

Дисфункциональные родительские режимы. Основной фокус когнитивных интервенций - обсуждение чувства вины и адекватности поведения родителей пациента, когда тот был ребенком. Пациенты часто считают, что они сами виноваты в том, что с ними плохо обращались в детстве. Эти заблуждения следует развенчивать при помощи когнитивных упражнений. Одна из полезных техник - занять позицию внешнего наблюдателя: «Если бы вы были кем-то другим или если бы на вашем месте был ваш ребенок, вы по-прежнему считали бы, что дети виноваты в плохом обращении с ними и несут за это ответственность?» Некоторые пациенты отвечают, что у них очень трудный характер и что родителям было нелегко с ними справляться. Даже если это соответствует действительности, пациенту следует сказать, что родители не имеют права обвинять ребенка за то, что у него «неправильный» темперамент (ребенок не выбирает свой темперамент), и что ответственность родителей как раз и состоит в том, чтобы адаптировать методы воспитания с учетом характера ребенка. При помощи когнитивных техник можно обсуждать следующие важные темы: (1) вопросы действительной и мнимой ответственности, а также «невезения» (мы не говорим о «невезении», когда обсуждаем дисфункциональные родительские режимы); (2) право человека на ошибку, а также необходимость совершать ошибки в процессе обучения(без ошибок не приходит подлинный опыт); (3) неотъемлемые права детей и их основные потребности (можно в первом вопросе сослаться на Декларацию ООН о правах ребенка и адресовать пациента к соответствующим электронным и бумажным источникам).

Копинговые режимы. Прежде всего, необходимо валидировать важную защитную функцию копинговых режимов в детстве пациента. Затем обсуждаются «за» и «против» этих режимов - как в детстве пациента, так и в текущей ситуации. Исследуются шаги, направленные на ослабление копинговых режимов - сначала в терапевтической ситуации, затем в повседневной жизни пациента. Когнитивная работа встраивается в эмоционально-фокусированные интервенции.

Например, вопрос об адекватности чувства вины можно прорабатывать в ходе диалогов при помощи стульев между дисфункциональными родительскими режимами и режимом здорового взрослого. К прямым когнитивным интервенциям относятся «дневники схем» или «копинговые карточки» (см. главу 6), а также списки «за» и «против» для схем или копинговых режимов (см. главу 5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: