Когнитивные техники, применяемые при работе с режимами импульсивного или недисциплинированного ребенка

Когда в поведении пациента доминируют паттерны импульсивности или недисциплинированности, основная когнитивная задача терапевта - вступить в конфронтацию с этими паттернами и обсудить допустимые границы. Как правило, биография пациента позволяет проследить формирование этих режимов. Значимые взрослые либо баловали ребенка и не устанавливали здоровых границ, либо ограничивали его автономию, провоцируя упрямство.

Многие терапевты находят трудным открыто говорить о таких деликатных вопросах, как избалованность или упрямство, однако это очень важные темы, которые должны обязательно обсуждаться в ходе терапии. Пациенты должны задуматься о паттернах избалованности или импульсивности, которые обычно получают сильное краткосрочное подкрепление: как правило, действуя в указанных режимах, люди легко добиваются своего и перекладывают скучную или монотонную работу на других.

Поскольку говорить об избалованности считается неловким, пациенты могут попросту не знать, как другие люди воспринимают их поведение (хотя партнеры, учителя или члены семьи, например сиблинги, могут быть более прямолинейны). Часто люди предпочитают сторониться пациента вместо того, чтобы откровенно заявить ему, что они не одобряют его недисциплинированности. Таким образом, эти паттерны рано или поздно подрывают межличностные отношения пациента. Более того, они не способствуют достижению долгосрочных целей в различных областях жизни.

В любом случае в силу того, что импульсивное или недисциплинированное поведение приносит сиюминутные положительные плоды, от пациента требуется высокий уровень мотивации, чтобы успешно изменить «детские» паттерны. Терапевту необходимо предельно четко разъяснить пациенту проблемный характер такого поведения.

Пример из практики: обсуждение положительных и отрицательных сторон режима недисциплинированного ребенка

Тоби часто ведет себя как испорченный ребенок. Очевидно, что мать очень баловала его в детстве. Пациент рассказывает, что мать называла его «мой наследный принц». Диалог, приведенный ниже, касается домашнего задания пациента: терапевт попросил Тоби оплатить счета и подать налоговую декларацию.

Терапевт: Удалось ли вам подать налоговую декларацию на этой неделе? Пациент: О, это так скучно, и я был ужасно занят. На мое счастье, этим занялась моя подружка, потому что откладывать это дело было нельзя.

Т.: Если бы вы занялись этим сами, это было бы ужасно глупо?

П. [хихикает]: Если вам так угодно.

Т. [серьезно]: На самом деле, это очень важное замечание. Когда кто-то, подобно вам, пребывает в режиме недисциплинированного ребенка, он в неотложных случаях перекладывает ответственность на других людей. Можно сказать, что вы удобно устроились.

П. [смутившись]: Наверное, вы правы.

Т.: Я вижу, вы смущены, но на самом деле такое поведение нормально. Мы называем это краткосрочным подкреплением.

П.: Да, я помню, вы об этом уже говорили. Поведение, которое усиленно подкрепляется, не проходит само по себе.

Т.: Совершенно верно. В этом большое преимущество вашего режима избалованного ребенка: вам все время удается найти кого-нибудь, кто поможет вам выйти из положения. Когда вы были подростком, это была ваша мать, теперь это ваша подружка. Как вам кажется, есть ли в этой системе какие- либо минусы?

П.: Конечно! Я чувствую себя совершенно по-дурацки, когда моя подружка берет на себя все мои обязанности, а я ничего не делаю для нее в ответ. Я чувствую себя, как зависимый ребенок. Мне нечем гордиться.

Т.: Я абсолютно согласен с вами. Хотелось бы, чтобы эти размышления помогли вам повысить уровень самодисциплины.

На этом этапе можно предложить пациенту провести диалог с использованием стульев между «избалованным ребенком» и «здоровым взрослым». Этот прием будет способствовать укреплению режима здорового взрослого (и мотивацию к изменениям) на эмоциональном уровне. Чтобы усилить эффект от упражнения, необходимо в качестве домашнего задания предписать пациенту практиковать больше навыков самодисциплины. Диалог приведен в следующем разделе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: