Общая характеристика местных налогов. 7 страница

- отчет о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды;

- утверждает решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России;

- представляет в Национальный финансовый совет ежеквартально информацию об объемах кредитов, выданных служащим Банка России, и о процентных ставках по данным кредитам;

- утверждает порядок определения базового уровня доходности по договорам банковского вклада;

- утверждает порядок признания финансового положения банка соответствующим критериям для уплаты повышенной дополнительной ставки страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов;

18) выполняет иные функции.

Заседания Совета директоров назначаются Председателем Банка России либо лицом, его замещающим, или по требованию не менее четырех членов Совета директоров.

Члены Совета директоров своевременно уведомляются о назначении заседания Совета директоров.

Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, а также членами Правительства РФ.

Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Члены Совета директоров освобождаются от должности:

- по истечении четырехлетнего срока полномочий - Председателем Банка России;

- до истечения указанного срока полномочий - Государственной Думой по представлению Председателя Банка России;

- в случаях непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого является член Совета директоров, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ <1> "О противодействии коррупции" и Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" <2>, несоответствия его расходов, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами членом Совета директоров, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми - Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

<2> СЗ РФ. 2012. N 50 (ч. 4). Ст. 6953.

 

Национальный финансовый совет - коллегиальный орган Банка России.

Численность Национального финансового совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом РФ, трое - Правительством РФ. В состав Национального финансового совета входит также Председатель Банка России.

Председатель Национального финансового совета избирается членами Национального финансового совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Национального финансового совета.

Председатель Национального финансового совета осуществляет общее руководство деятельностью и председательствует на его заседаниях.

В компетенцию Национального финансового совета входит:

1) рассмотрение годового отчета Банка России;

2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года:

- общего объема расходов на содержание служащих Банка России;

- общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;

- общего объема капитальных вложений;

- общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;

3) утверждение при необходимости, на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;

4) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;

5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

7) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

8) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:

- реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

- банковского регулирования и банковского надзора;

- реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;

- организации системы расчетов в Российской Федерации;

- исполнения сметы расходов Банка России;

- подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;

9) определение аудиторской организации - аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;

10) утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; рассмотрение представленной Советом директоров политики по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов при осуществлении Банком России функций, предусмотренных федеральными законами, и дача рекомендаций по указанной политике;

11) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;

12) утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;

13) утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды и др.

Правовой статус Банка России. Центральный банк РФ является главным российским банком и имеет двойственную природу. С одной стороны, он является органом государственного управления, с другой - юридическим лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью.

Центральный банк РФ реализует от имени государства возложенные на него задачи, не связанные непосредственно и исключительно с извлечением прибыли, т.е. может получать реальные доходы. Эти доходы обусловлены государственным управляющим воздействием Банка России на денежно-кредитную систему (государственная денежно-кредитная политика). Причем такое государственное управление Банк России осуществляет только ему присущими и предоставленными федеральным законом методами и инструментами. Поэтому соответствующая сумма денежного приращения, как и все имущество Банка России, признается федеральной собственностью и является закономерным следствием не коммерческой деятельности Банка России, а его участием в экономических отношениях от имени государства в качестве одного из его органов. Подобная ситуация в полной мере соответствует Конституции РФ, банковскому и гражданскому законодательству (ст. 299 ГК РФ, ст. ст. 9, 26, 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). В вышеуказанных законодательных актах закрепляется возможность получения доходов в процессе управленческой деятельности, непосредственно не связанной с извлечением прибыли. Единственное условие, которое при этом установлено в гражданском законодательстве: размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны (п. 2 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Следовательно, гражданское и банковское законодательство предусматривают возможность получения доходов от государственной управленческой деятельности любыми государственными некоммерческими организациями, включая Банк России.

Трудно согласиться с позицией, высказанной Л.Г. Ефимовой <1>, которая считает, что ст. 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" имеет лишь политический или декларативный характер. По мнению Л.Г. Ефимовой, "...когда речь идет о получении денег, возникает конкретный коммерческий интерес", - и далее: "...поставленная перед ним (имеется в виду Банк России. - Авт.) задача - зарабатывать средства для финансирования своих расходов (и в частности, заработной платы и премий для сотрудников ЦБ) - не может не влиять на характер отдельных решений Банка России по управлению кредитной системой России в пользу создания наиболее льготных условий для собственной коммерческой деятельности. Так как государство изымает часть прибыли ЦБ РФ, то определенный коммерческий интерес возникает и у государства, которое может устанавливать более льготные условия для Банка России по сравнению с другими банками". Поэтому с точки зрения конституционного и банковского законодательства этот вопрос научного интереса не представляет. Использование аргумента с зарплатой сотрудников Банка России для обоснования необходимости изменения юридического статуса этого государственного института, изменения целей его деятельности, его функций и полномочий вряд ли может быть признано корректным. Тем более что задачи зарабатывать деньги для своих сотрудников не содержит ни одна норма Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)". Такой вывод основан на положениях ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)", закрепляющей основные цели деятельности Банка России. Тем не менее сложно ответить на вопрос о конфликте интересов Банка России в вопросах управления им кредитными организациями, участие в которых он принимает на основании закона (в частности, в ст. 8 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" напрямую указано об участии Банка России в капитале Сбербанка России). Банк России для реализации своих функций и задач обязан осуществлять контрольно-надзорные мероприятия в отношении таких кредитных организаций и в том числе применять меры принуждения в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности, при этом являясь их фактическим мажоритарным акционером.

--------------------------------

<1> Ефимова Л.Г. Еще раз о юридической личности Банка России // Бизнес и банки. 1999. 20 янв.

 

Определяя организационно-правовую форму Банка России, к нему нельзя подходить как к обычному юридическому лицу, статус которого целиком и полностью основывается на положениях гражданского законодательства. Правовое положение Банка России имеет конституционно-правовой характер, он наделен государственно-властными полномочиями в денежно-кредитной сфере, является органом государства (по мнению некоторых авторов), а не просто юридическим лицом. В юридической литературе имеются и другие точки зрения. Например, утверждается, будто Центральный банк РФ нельзя в полной мере отнести к государственному учреждению, поскольку в силу ст. 50 ГК РФ учреждение определяется как организация, финансируемая собственником полностью или частично, а Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Между тем осуществление Банком России своих расходов за счет собственных доходов вовсе не противоречит ст. 50 ГК РФ, так как согласно ст. 298 этого же Кодекса частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения. Поэтому осуществление Банком России расходов за счет собственных доходов вовсе не опровергает, а, наоборот, подтверждает, что из ныне существующих организационно-правовых форм юридических лиц ему, как и другим государственным органам, более всего соответствует "государственное учреждение".

Некоторыми авторами высказываются предложения о придании Банку России статуса обычного юридического лица, правовое положение которого регулируется исключительно гражданским и банковским законодательством. Например, внесено предложение установить для Банка России особую организационно-правовую форму "федерального юридического лица публичного права", сочетающего в себе черты коммерческой организации и административного органа <1>. Но такого рода организации неизвестны ни Конституции РФ, ни действующему гражданскому законодательству России. Более того, реализация данного предложения на практике будет означать, что вопреки Конституции РФ правовое регулирование юридического статуса Банка России с более высокого, конституционно-правового уровня произвольно переводится на уровень гражданского законодательства.

--------------------------------

<1> Голубев С.А., Козлачков А.А., Гузнов А.Г. О роли Банка России в построении современной экономики: некоторые юридические и экономические аспекты // Деньги и кредит. 1999. N 2.

 

Из вышеизложенного следует, что статус Банка России не определен, имеет двойственный характер.

Конституция России возлагает непосредственную ответственность за состояние российского рубля на Банк России, признавая защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты его основной функцией (ст. 75 Конституции России). Полномочия по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты Банк России осуществляет независимо от других органов государственной власти, но в рамках единой государственной денежно-кредитной политики.

Именно данные формулировки двух разных пунктов Конституции РФ и вызывают массу споров о правовом статусе Банка России. Синтаксический анализ и толкование словосочетания "независимо от других органов власти" приводит к выводу о принадлежности Банка России к категории органов власти. Ряд ученых, в том числе глава Ассоциации российских банков Г.А. Тосунян, относят на этом основании Центральный банк Российской Федерации к системе органов власти, подчеркивая при этом особый характер выполняемых им функций, не свойственных для органов государственной власти <1>. Факт отнесения Банка России к категории юридических лиц, установленный специальным федеральным законом о его статусе, не является основанием исключать его из категории органов власти, так как неоспоримо являющаяся органом власти Счетная палата Российской Федерации также отнесена к категории юридических лиц без определения организационно-правовой формы. В своем Определении от 14 декабря 2000 г. N 268-О Конституционный Суд РФ истолковал полномочия Банка России как функции государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, не конкретизируя положение Центрального банка РФ в системе государственного управления <2>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Г.А. Тосуняна, А.Ю. Викулина включен в информационный банк согласно публикации - Дело, 2003.

<1> Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". М.: Дело, 2001. С. 12, 13.

<2> Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 268-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 2.

 

Статья 3 Федерального закона "О Центральном банке РФ" закрепляет основные цели деятельности Банка России. Основными целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

С 2013 г. к целям деятельности Банка России добавились еще две:

- развитие финансового рынка Российской Федерации;

- обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Прибавление данных целей, а также новых специфических функций расширили полномочия Банка России до статуса интегрированного регулятора, или мегарегулятора, финансового рынка. Государство пошло по пути консолидации надзорных функций в одних руках и расширило полномочия Банка России, приплюсовав к присущим ему функциям по банковскому контролю и надзору, контрольно-надзорные полномочия в сфере рынков ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов и страхового рынка, ранее сконцентрированных в руках Федеральной службы по финансовым рынкам <1>. Выбор именно Банка России как потенциального мегарегулятора был продиктован в том числе его особым конституционным статусом, принципом независимости, а также наиболее успешной надзорной практикой.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" // СЗ РФ. 2013. N 30. Ст. 4084.

 

Защита и обеспечение устойчивости рубля (наряду с другими направлениями денежно-кредитного регулирования) как главная цель деятельности Центрального банка РФ осуществляются с использованием государственной политики валютного курса, позволяющей не допустить резких колебаний рубля и обеспечить плавное изменение его стоимости, как в сторону повышения, так и понижения. Например, в период экономических реформ в России активно использовалась политика запланированного (в соответствии с принятым прогнозом) изменения стоимости национальной валюты относительно одной или нескольких валют иностранных государств. Также активно применялась политика, направленная на установление минимальной, максимальной либо и максимальной, и минимальной цены национальной валюты к валютам других государств в течение определенного периода времени (например, в течение года).

Для защиты и обеспечения устойчивости рубля, курса по отношению к иностранным валютам, "главный российский банк" монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения; во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику и т.д. Нужно отметить, что в настоящее время ЦБ РФ устанавливает ставку рефинансирования, которая ниже инфляции сегодня, что приводит к установлению низких процентов по вкладам. Такая низкая ставка рефинансирования не способствует сохранению вкладов населения в банковской системе страны. Это связано с кризисным процессами в мировой экономике, в том числе и в экономике Российской Федерации и банковской системе.

Для достижения целей Банк России выполняет следующие функции <1>:

--------------------------------

<1> Статья 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ (в ред. от 7 марта 2018 г.) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", с изм. и доп., вступившими в силу с 18 марта 2018 г. // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; 2018. N 11. Ст. 1584.

 

- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

- устанавливает правила проведения банковских операций;

- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

- устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

- осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, Центральный банк - это государственный орган финансового контроля и регулирования в Российской Федерации. Центральный банк - самостоятельное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы страны.

 

20.3. Правовой механизм регистрации и лицензирования

кредитных организаций. Банковские операции

 

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций, установленного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

 

Согласно ст. 12 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Кредитная организация обязана информировать Банк России об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона <1> "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях. Банк России не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от кредитной организации сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган (налоговый орган), который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о кредитной организации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

 

В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России представляются следующие документы:

1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;

2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия);

3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);

4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации;

5) документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации и за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании кредитной организации;

6) копии документов о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

7) документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;

8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации;

9) анкеты кандидатов на должности единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций;

10) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), необходимые для оценки деловой репутации учредителей (участников) кредитных организаций, кандидатов в члены совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица - учредителя (участника) кредитной организации, приобретающего более 10% акций (долей) кредитной организации.

При представлении перечисленных документов Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.

Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех документов, небанковской кредитной организации - в срок, не превышающий трех месяцев.

Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган (налоговый орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: