Общая характеристика местных налогов. 9 страница

2) норматив ликвидности, определяемый как отношение суммы ликвидных активов сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней к сумме обязательств перед клиентами на последнюю отчетную дату квартала. Норматив ликвидности устанавливается в размере 100%.

 

20.4. Контроль и надзор в банковской сфере

 

Центральный банк является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов (ст. 56 Закона "О Центральном банке РФ").

В целях обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов Центральный банк координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных систем в РФ. Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

В соответствии со ст. 56 <1> Закона "О Центральном банке РФ" ЦБ РФ осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций и выполняет функцию надзора за этой деятельностью.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

 

Надзорная функция Центрального банка выражается в контроле за соблюдением кредитными организациями действующего банковского законодательства - ЦБ вправе запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности и требовать по ней разъяснений; в регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций и их отзыве.

Надзор - процесс внешнего контроля, то есть отслеживания, наблюдения (мониторинга), проверок и анализа всех параметров деятельности кредитной организации, существенных с точки зрения надзорного органа, включая как характеристики самой деятельности, так и ее результаты, в целях контроля соблюдения кредитной организацией и ее сотрудниками норм законодательства, правил, устанавливаемых Банком России, и внутренних документов кредитной организации <1>.

--------------------------------

<1> Кондраков О.В., Шепелев О.М. Организационно-правовые основы осуществления пруденциального надзора кредитных организаций // Социально-экономические явления и процессы. 2015. N 10. С. 67.

 

Приобретение в результате одной или нескольких сделок юридическими или физическими лицами свыше 1% долей (акций) кредитной организации требует уведомления Банка России, а более 10% - предварительного согласия Банка России (ст. 61 Закона).

Кроме того, Центральный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников кредитной организации в случае приобретения ими более 10% долей (акций) кредитной организации. Статья 62 Федерального закона гласит, что Банк России может устанавливать обязательные нормативы в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций.

Следует отметить, что банковский надзор - это вид публично-правовой деятельности, поддержание стабильности и развитие банковской системы всего государства в целом и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

В России банковский надзор осуществляет Банк России через орган, который действует на постоянной основе, - Комитет банковского надзора.

Формы, в которых Банк России осуществляет банковский контроль:

1) предварительная; предварительный надзор осуществляется с целью проверки и оценки учредителей кредитной организации со всех сторон для обеспечения устойчивости развития кредитной организации;

2) текущая; текущий надзор осуществляется в ходе текущей деятельности кредитной организации;

3) последующая; последующий надзор осуществляется на этапе отзыва лицензии и ликвидации кредитной организации.

Таким образом, при осуществлении контроля и надзора Банк России может применить меры воздействия.

 

20.5. Характеристика пруденциальных мер воздействия

Центрального банка РФ

 

Банковский рынок является одним из наиболее нестабильных и подверженных рискам, но при этом является основой функционирования всей финансовой системы государства и даже всей экономики государства. В целях выживания в жесткой конкурентной среде или простой максимизации прибыли многие кредитные организации недооценивают свои риски, предпринимая заведомо рискованные операции, что может привести к ухудшению их финансового состояния, которое в любом случае отразится на благополучии граждан, являющихся их клиентами. Такой статус данного элемента финансовой системы неизбежно привел к повышенному вниманию со стороны властных структур, выраженном в виде банковского регулирования и банковского надзора. В целях предотвращения наступления кризисных явлений, стабильности и устойчивости кредитных организаций, а также постоянного контроля за участниками банковской системы, на Банк России законодательством Российской Федерации возлагаются функции по осуществлению банковского регулирования и надзора.

Большинство ученых-юристов и экономистов выделяют два вида банковского регулирования: валютное (которому посвящен отдельный параграф в данном учебнике) и пруденциальное.

Пруденциальное регулирование - деятельность Банка России, предусмотренная банковским законодательством, заключающаяся в установлении разрешительных требований, финансовых нормативов, требований к представлению отчетности, которые должны соблюдаться кредитными организациями <1>.

--------------------------------

<1> Братко А.Г. Банковское право в России (теория и практика) // СПС "Гарант". 2007. С. 168.

 

По своей сути пруденциальное регулирование нацелено на предотвращение негативных последствий для вкладчиков кредитных организаций и самих организаций, которые могут возникнуть в результате несоблюдения этой организацией законодательства о банках и банковской деятельности, в том числе в случае несоблюдения требований обязательных нормативов банковской деятельности, норм резервирования, обязательного страхования вкладов и т.д. Следовательно, пруденциальная компонента банковского регулирования и надзора напрямую выражает реализацию превентивной функции банковского регулирования и надзора.

Полномочия Банка России в сфере пруденциального регулирования проявляются в установлении обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также обязательных нормативов - минимального размера уставного капитала для создаваемых кредитных организаций; предельного размера имущественных (не денежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации; максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимального размера крупных кредитных рисков; нормативов ликвидности кредитной организации; нормативов достаточности собственных средств; размеров валютного, процентного и иных финансовых рисков; минимального размера резервов, создаваемых под риски; нормативов использования собственных средств капиталов кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц; максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организации своим участникам; максимальный размер риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц).

Числовые значения и методики расчета обязательных нормативов банковской деятельности устанавливаются Банком России в Инструкции Банка России от 28 июня 2017 г. N 180-И "Об обязательных нормативах банков" <1>, которая раскрывает положения Федерального закона в отношении конкретных нормативов, порядка их расчета и применения.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2017. N 65 - 66.

 

Также, исходя из содержания понятия "пруденциальное регулирование банковской деятельности" и основной превентивной функциональной составляющей пруденциального регулирования, можно сделать вывод о возможности отнесения к категории пруденциального регулирования и норм об обязательном страховании или гарантировании вкладов, так как данные нормы нацелены на охрану интересов вкладчиков, а также на обеспечение стабильности банковской системы Российской Федерации.

Дефиницию пруденциального надзора дает Л.Т. Казакбиева, которая определяет пруденциальный банковский надзор как правовую процедуру, направленную на выявление возможных составов правонарушений в сфере государственного управления банковскими рисками, состоящую из информационной стадии и, при наличии у надзирающего органа достаточных данных о совершенном правонарушении, стадии рассмотрения и разрешения дела о правонарушении <1>.

--------------------------------

<1> См.: Казакбиева Л.Т. Банковский надзор за деятельностью кредитных организаций как финансово-правовая категория: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 162.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: