double arrow

Облигации российского внутреннего выигрышного займа.

Министерство финансов РФ утверждало условия Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г., выпускаемого для размещения среди населения, образцы облигаций этого займа, обеспечивало изготовление облигаций и устанавливало в зависимости от конъюнктуры рынка ценных бумаг продажную цену облигаций Российского внутреннего выигрышного займа.

Облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. свободно продавались и покупались на территории Российской Федерации учреждениями Сберегательного банка РФ и другими банками, имеющими лицензии на право совершения этих операций.

Облигации российского внутреннего займа 1992 г. выпускались в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 549 "Вопросы выпуска Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года" <1>, сроком с 1 октября 1992 г. по 1 октября 2002 г. и номинальной стоимостью в 1 000 и 500 руб. Облигация номинальной стоимостью 500 руб. является половиной тысячерублевой облигации. По облигациям займа весь доход выплачивался в форме денежных выигрышей.

--------------------------------

<1> САПП РФ. 1992. N 6. Ст. 331.

 

Тиражи проводились начиная с 1992 г. в сроки, устанавливаемые Министерством финансов РФ.

В течение десятилетнего срока займа проводилось восемьдесят тиражей выигрышей - восемь тиражей ежегодно.

Выигрыши по займу устанавливались в размере 5 000 000, 1 000 000, 500 000, 250 000, 100 000, 50 000, 25 000, 10 000, 5 000 руб. на тысячерублевую облигацию, включая номинальную стоимость облигации (по облигации в 500 руб. выплачивалась половина выигрыша).

Выигравшие облигации погашались и исключались из дальнейших тиражей выигрышей.

Общая сумма выигрышей устанавливалась в среднем за десятилетний срок займа из расчета 30% в год. За весь период обращения займа выигрывало 32% всех облигаций, а остальные 68% облигаций по истечении срока займа выкупались по их номинальной стоимости (до 2004 г.) с учетом деноминации 1998 г.

Облигации федерального займа с переменным купонным доходом являются процентными именными государственными ценными бумагами. Эмитентом облигаций федеральных займов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ.

Условия выпуска облигаций федерального займа с переменным купонным доходом определили порядок выпуска и обращения облигаций в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 458 <1> "О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов" (в ред. от 14 декабря 2016 г.).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1967; 2016. N 52 (ч. V). Ст. 7629.

 

Эмиссия облигаций федеральных займов осуществляется отдельными выпусками. Объем каждого выпуска определяется Министерством финансов РФ, исходя из предельного объема эмиссии этих облигаций, установленного Правительством РФ на соответствующий год.

Владельцами облигаций федеральных займов могут быть российские и иностранные юридические и физические лица.

Владелец таких облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций.

Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является Центральный банк РФ.

Облигации федеральных займов выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями федеральных займов каждого выпуска, является глобальный сертификат, оформляемый на этот выпуск, реквизиты которого устанавливаются Министерством финансов РФ. Глобальный сертификат хранится в депозитарии.

Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом - именные купонные ценные бумаги. Правовая основа выпуска облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом такая же, как у облигаций федерального займа с переменным купонным доходом. В 1996 г. Минфин России приступил к выпуску среднесрочных облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом. Величина купонного дохода, объявляемая при выпуске облигаций федерального займа постоянного дохода, постоянна и действует в течение всего периода обращения данных облигаций (по всем купонам). Эмиссия осуществляется в форме отдельных выпусков в сроки, установленные эмитентом, с государственной регистрацией. Владелец таких облигаций имеет право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к ее номинальной стоимости. Номинальная стоимость облигаций с 1998 г. составляет 1 000 руб.

Величина купонного дохода является постоянной. Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска облигаций до даты его выплаты. Проценты по другим купонам начисляются с даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода.

Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом. Порядок выпуска и обращения облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом установлен в Постановлении Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 458 "О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов", в Приказе Министерства финансов РФ от 18 августа 1998 г. N 37н <1> "Об утверждении условий выпуска облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом".

--------------------------------

<1> БНА РФ. 1998. N 22.

 

Эмитентом облигаций является Министерство финансов РФ.

Облигации являются именными купонными государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигаций. Номинальная стоимость облигаций выражается в валюте Российской Федерации и составляет 10 (десять) руб. и 1 000 (одна тысяча) руб.

Эмитент по согласованию с Банком России устанавливает для каждого отдельного выпуска облигаций его объем; размер купонного дохода на каждый купонный период; дату размещения; дату погашения; даты выплаты купонного дохода; ограничения на долю объема выпуска, приобретаемую нерезидентами. Эти условия в числе прочих фиксируются в глобальном сертификате и объявляются не позднее чем за семь дней до начала размещения.

Величина купонного дохода является фиксированной на каждый купонный период. Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска облигаций до даты его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, начисляются с даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода (даты погашения).

Облигации государственного сберегательного займа РФ. На быстро развивающемся рынке ценных бумаг России появился новый вид долгового обязательства - облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), призванные стать дополнительным средством для покрытия растущего дефицита федерального бюджета. В сентябре 1995 г. на российском финансовом рынке появились облигации государственного сберегательного займа, выпуск которых был осуществлен в соответствии с Указом Президента РФ от 9 августа 1995 г. N 836 "О Государственном сберегательном займе Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3360.

 

В настоящее время порядок эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ установлен Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. N 379 <1> "Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации" (в ред. от 24 августа 2004 г.), Приказом Министерства финансов РФ от 15 июня 2001 г. N 45н <2> "Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации".

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 21. Ст. 2089.

<2> БНА РФ. 2001. N 32.

 

Эмитентом облигаций является Министерство финансов РФ. Облигации являются купонными среднесрочными (от одного года до пяти лет) государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации. Номинальная стоимость облигации выражается в валюте Российской Федерации и составляет 500 (пятьсот) руб.

Размещение облигаций включает в себя следующие этапы: проведение аукциона среди профессиональных участников рынка ценных бумаг, по итогам которого эмитентом определяются уполномоченные профессиональные участники рынка ценных бумаг для реализации облигаций среди инвесторов; заключение договоров купли-продажи с уполномоченными организациями.

Уполномоченные организации в течение 60 дней с календарного дня, следующего за датой окончания периода размещения облигаций, обязаны продать не менее 70% объема облигаций, купленного ими у эмитента, в том числе не менее 50% за наличный расчет. Продажа облигаций осуществляется по рыночным ценам.

Купонный доход определяется на основе доходности по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.

Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода и объявляется по первому купону - не позднее чем за десять дней до даты начала первого купонного периода, по следующим купонам, включая последний, - не позднее чем за семь дней до начала соответствующего купонного периода. Размер купонного дохода по каждой облигации выплачивается в валюте Российской Федерации.

Проценты по первому купону исчисляются с календарного дня, следующего за датой окончания периода размещения облигаций, по дату начала его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, исчисляются с календарного дня, следующего за датой начала выплаты предшествующего купонного дохода, по дату начала выплаты соответствующего купонного дохода (дату начала погашения).

Выплата купонного дохода и погашение облигаций осуществляются платежным агентом за счет средств федерального бюджета при предъявлении подлинника сертификата.

Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 458 "О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов", Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. N 968 "О внесении изменений в Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 458, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" <1>, Приказом Министерства финансов РФ от 24 ноября 2000 г. N 103н <2> "Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций".

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1967; 2016. N 52 (ч. V). Ст. 7629; 2012. N 40. Ст. 5450.

<2> БНА РФ. 2001. N 2.

 

Эмитентом государственных краткосрочных облигаций является Министерство финансов РФ.

Государственные краткосрочные облигации являются именными краткосрочными (до одного года) государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении. Доходом по государственным краткосрочным облигациям считается дисконт, полученный в виде разницы между ценой размещения (покупки) и ценой погашения (продажи). Номинальная стоимость государственных краткосрочных облигаций выражается в валюте Российской Федерации и составляет 1 000 (одна тысяча) руб.

Государственные краткосрочные облигации размещаются путем проведения аукциона. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом.

Банк России является генеральным агентом по обслуживанию выпусков государственных краткосрочных облигаций.

Банк России регламентирует по согласованию с эмитентом порядок проведения операций, связанных с размещением, обращением, обслуживанием и погашением государственных краткосрочных облигаций.

Погашение и выкуп государственных краткосрочных облигаций осуществляется Банком России по поручению эмитента за счет средств федерального бюджета. Все операции по размещению и обращению государственных краткосрочных облигаций, включая расчеты по ним и учет прав владельцев на государственные краткосрочные облигации, осуществляются через учреждения Банка России или уполномоченные им организации. По поручению эмитента Банк России может осуществлять на вторичном рынке дополнительную продажу государственных краткосрочных облигаций выпуска, не размещенных на аукционе, а также выкуп до срока погашения государственных краткосрочных облигаций ранее размещенных выпусков. В настоящее время не в обращении.

Облигации золотого федерального займа. Президентом РФ был подписан Указ от 5 сентября 1995 г. N 899 "О выпуске государственных ценных бумаг, обеспеченных золотом" (в настоящее время недействующий). В соответствии с этим документом Правительством РФ было принято Постановление от 5 ноября 1995 г. N 1091 "О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота" (в настоящее время недействующее).

Условия эмиссии облигации золотого федерального займа следующие. Срок обращения - три года. Предусмотрено право владельцев при погашении на получение слитков золота. Количество выпускаемых облигаций - 300 тысяч. Номинальная стоимость облигации выражается в рублях и определяется из стоимости 100 граммов золота на Лондонском рынке драгоценных металлов в слитках (второй фиксинг) в долларах США, введенной по официальному курсу Центрального банка РФ, на дату начала эмиссии облигаций. Процентный доход по облигациям золотого федерального займа равен годовой ставке ЛИДОР по долларам США на предшествующий рабочий день перед датой его объявления плюс один процент, приблизительно 7% в год. Облигации золотого федерального займа (ОФЗ-9999) были выпущены в 1993, 1995, 1998 гг. К особенностям выпуска 1998 г. относится сама их форма - золотые сертификаты номиналом 1 кг химически чистого золота, погашаемые золотом. На каждый выпуск Министерство финансов РФ оформляет глобальный сертификат, подлежащий централизованному хранению.

Генеральным агентом Министерства финансов РФ по распространению и обслуживанию облигаций является Центральный банк РФ.

Процентный доход выплачивается один раз в год в российских рублях по официальному курсу Центрального банка РФ на дату его выплаты.

Погашение облигаций золотого федерального займа, владельцами которых являются юридические лица, может производиться в валюте Российской Федерации в безналичной форме или в виде слитков золота.

Погашение облигаций золотого федерального займа, владельцами которых являются физические лица, производится в валюте Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством финансов РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

В настоящее время облигации золотого федерального займа не в обращении.

Облигации государственного нерыночного займа Российской Федерации. Порядок размещения, обслуживания и погашения облигаций государственных нерыночных займов утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г. N 316 "О генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов", Приказом Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 86н <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 13. Ст. 1368; 2004. N 35. Ст. 3639.

 

Эмитентом облигаций от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ. Облигации являются именными государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение при их погашении номинальной стоимости облигаций, а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций.

Облигации выпускаются в документарной форме. Выпуск облигаций оформляется глобальным сертификатом. Эмитент при принятии решения о выпуске облигаций может определить, что глобальные сертификаты выпускаемых облигаций могут выдаваться на руки владельцам. В случае выдачи глобального сертификата на руки владельцу, для осуществления прав из облигаций, владелец обязан предъявить глобальный сертификат эмитенту.

По срокам обращения облигации могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Номинальная стоимость облигации указана в валюте Российской Федерации и составляет 1 000 (одна тысяча) руб. Владельцами облигаций могут быть юридические лица, являющиеся по законодательству Российской Федерации резидентами и нерезидентами.

Доход по облигации устанавливается эмитентом в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигации, и выплачивается не реже одного раза в год.

Процентная ставка купонного дохода может быть фиксированной, переменной или постоянной. По облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки и купонного дохода для каждого периода купонных выплат зафиксирована в решении о выпуске, но не совпадает. По облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода для всех купонных периодов величина процентной ставки совпадает и определена в решении о выпуске. По облигациям с переменной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки определяется исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.

Облигации могут быть выкуплены эмитентом до срока их погашения, если указанный выкуп предусмотрен решением о выпуске. Погашение, выкуп, а также выплата процентного дохода по облигациям осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Внутренний государственный валютный облигационный заем. Условия выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа были утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1993 г. N 222 <1> "Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа".

--------------------------------

<1> САПП РФ. 1993. N 12. Ст. 1002.

 

Цель выпуска займа - обеспечение условий для урегулирования внутреннего валютного долга. Выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа был осуществлен на общую сумму 7 885 млн долларов США.

Датой выпуска займа считается 14 мая 1993 г. Первоначально было выпущено 5 серий (траншей) облигаций с погашением через 1, 3, 6, 10 и 15 лет соответственно. Первые два транша были погашены в срок, погашение третьего должно было состояться 14 мая 1999 г., но было отложено вместе с купонными выплатами по остальным траншам. Погашение облигаций производилось по их номинальной стоимости, в настоящее время весь заем погашен.

Векселя Министерства финансов РФ. Условия выпуска векселей Министерства финансов РФ определены письмом Министерства финансов РФ от 17 августа 1995 г. N 90 <1> "Об условиях выпуска векселей Министерства финансов Российской Федерации для восстановления коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных с их корреспондентских счетов централизованных кредитов и процентов по ним Центральному банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками".

--------------------------------

<1> Письмо Минфина РФ от 17 августа 1995 г. N 90 "Об Условиях выпуска векселей Министерства финансов Российской Федерации для восстановления коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных с их корреспондентских счетов централизованных кредитов и процентов по ним Центральному банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками" (зарегистрировано в Минюсте РФ 18 августа 1995 г. N 935). Опубликовано на сайте Минфина: http://sudact.ru/law/pismo-minfina-rf-ot-17081995-n-90/.

 

Векселя для восстановления коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных с их корреспондентских счетов централизованных кредитов и процентов по ним выпускаются Министерством финансов РФ со сроком обращения в течение 10 лет начиная с 1 сентября 1995 г. и погашения начиная с 31 августа 1998 г. по 31 августа 2005 г. включительно на бланке простого векселя.

Министерство финансов РФ выдает векселя по сроком погашения 31 августа каждого года в течение 8 лет начиная с 1998 г., ежегодно равными долями, с уплатой 10% годовых.

Номинальная сумма векселя, подлежащего погашению в каждом году, начиная с 1998 по 2005 г., включает одну восьмую сумм задолженности ссудозаемщиков по состоянию на 1 апреля 1995 г., увеличенную на суммы процентов, начисленных по поименованным долгам за целое число лет обращения векселя от момента выпуска до срока погашения, исходя из 10% годовых.

Золотые сертификаты. Порядок эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом (золотые сертификаты), был определен в Постановлении Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 861 <1> "О Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом" и Приказом Минфина России от 28 октября 1998 г. N 48н <2>, эмитентом золотых сертификатов является Министерство финансов РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3897.

<2> БНА РФ. 1999. N 1.

 

Золотые сертификаты выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые золотыми сертификатами каждого выпуска, является глобальный сертификат.

Эмиссия золотых сертификатов осуществляется в форме отдельных выпусков в сроки, устанавливаемые эмитентом. Номинальная стоимость золотых сертификатов выражается в валюте Российской Федерации и равняется действующей на дату выпуска золотых сертификатов цене покупки Банком России 1 килограмма химически чистого золота.

Золотые сертификаты передаются Гохраном России субъектам добычи и производства драгоценных металлов на основании заключенных в установленном порядке договоров в обмен на эквивалентное количество драгоценных металлов, направляемых на пополнение государственных запасов и резервов.

Погашение золотых сертификатов производится путем передачи Гохраном России владельцам золотых сертификатов золота в слитках (ГОСТ 28058-89, ОСТ 117-30-96) в количестве, эквивалентном 1 килограмму химически чистого золота за каждый погашаемый золотой сертификат. Золотые сертификаты предъявляются к погашению по наступлении сроков, оговоренных в глобальном сертификате.

 

21.3. Участники рынка государственных (муниципальных)

ценных бумаг

 

Профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в соответствии с гл. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <1> (в ред. от 18 июля 2017 г.), являются брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра, организаторы торговли на рынке ценных бумаг.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 2017. N 30. Ст. 4444.

 

Брокер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью, т.е. деятельностью по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

Дилер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся дилерской деятельностью, т.е. деятельностью по совершению сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам. Дилером может быть только юридическое лицо.

Управляющий - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительное управление переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:

- ценными бумагами;

- денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;

- денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" форекс-дилер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий по заключению от своего имени и за свой счет с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, не на организованных торгах:

- договоров, которые являются производными финансовыми инструментами, обязанность сторон по которым зависит от изменения курса соответствующей валюты и (или) валютных пар и условием заключения которых является предоставление форекс-дилером физическому лицу возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного этим физическим лицом форекс-дилеру обеспечения;

- двух и более договоров, предметом которых является иностранная валюта или валютная пара, срок исполнения обязательств по которым совпадает, кредитор по обязательству в одном из которых является должником по аналогичному обязательству в другом договоре и условием заключения которых является предоставление форекс-дилером физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного этим физическим лицом форекс-дилеру обеспечения.

Клиринговая организация - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий клиринговую деятельность (клиринг).

Клирингом признается деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Организации, осуществляющие клиринг по ценным бумагам, в связи с расчетами по операциям с ценными бумагами принимают к исполнению подготовленные при определении взаимных обязательств бухгалтерские документы на основании договоров, заключенных ими с участниками рынка ценных бумаг, для которых производятся расчеты. Клиринговая организация обязана утвердить правила осуществления клиринговой деятельности.

Депозитарий - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность по оказанию услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги.

Держатель реестра (регистратор) - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признается сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Держателями реестра могут быть только юридические лица.

Под системой ведения реестра понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в этой системе номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать информацию, направлять ее указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг. Реестр представляет собой список зарегистрированных владельцев ценных бумаг с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг. По данному реестру можно производить выборку данных по состоянию на любую установленную дату и идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг. Договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом. Регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов.

Организатор торговли на рынке ценных бумаг - профессиональный участник рынка ценных бумаг, предоставляющий услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 223-ФЗ <1> "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (в ред. от 3 июля 2016 г.) под саморегулированием в сфере финансового рынка понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется финансовыми организациями и содержанием которой являются разработка стандартов деятельности таких финансовых организаций и контроль за соблюдением требований указанных стандартов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2015. N 29 (ч. I). Ст. 4349; 2016. N 27 (ч. I). Ст. 4225.

 

Цели деятельности саморегулируемых организаций:

1) развитие финансового рынка Российской Федерации, содействие созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы Российской Федерации и обеспечения ее стабильности;

2) реализация экономической инициативы членов саморегулируемой организации;

3) защита и представление интересов своих членов в Банке России, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, судах, международных организациях.

Государство как субъект рынка ценных бумаг выступает в двоякой роли. С одной стороны, государство, действуя через соответствующие компетентные государственные органы, может являться эмитентом, инвестором и даже профессиональным участником данного рынка. С другой стороны, государство осуществляет регулирование рынка ценных бумаг, контроль и надзор за деятельностью его субъектов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ <1> "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (в ред. от 14 июня 2012 г.) эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3814; 2012. N 25. Ст. 3269.

 

Органом, который осуществляет контроль и надзор на рынке ценных бумаг, является Банк России (ранее эти функции выполняла ФСФР России).

Центральный банк одновременно является и его профессиональным участником, активно ведущим операции с ценными бумагами, и государственным органом регулирования рынка ценных бумаг. Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг и осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах.

В ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг прописаны функции Банка России.

Контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансовых рынков, установленные Законом о Банке России и иными федеральными законами, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет финансового надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, которые обеспечивают выполнение его надзорных функций. Комитет финансового надзора в соответствии с Положением о нем, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 30 августа 2013 г. (Протокол N 18) (далее - Положение о Комитете финансового надзора ЦБ РФ), принимает решения по основным вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков (ст. 76.3 Закона о Банке России).

Комитет по вопросам, отнесенным к его компетенции (п. 6 Положения о Комитете финансового надзора ЦБ РФ):

1) проводит обсуждения, в том числе по поручениям Совета директоров Банка России, Председателя Банка России, по предложениям руководителей структурных подразделений Банка России;

2) представляет по поручению Председателя Банка России необходимую информацию Национальному финансовому совету;

3) представляет предложения Совету директоров Банка России и Председателю Банка России;

4) принимает решения по вопросам:

- выдачи (отказа в выдаче) лицензии биржи, лицензии торговой системы, лицензии на осуществление клиринговой деятельности, лицензии на осуществление репозитарной деятельности;

- присвоения статуса (отказа в присвоении статуса) центрального депозитария, центрального контрагента;

- аккредитации (отказа в аккредитации, отзыва аккредитации) организаций, осуществляющих функции оператора товарных поставок;

- выдачи (отказа в выдаче) согласования на проведение реорганизации негосударственного пенсионного фонда;

- государственной регистрации (отказа в государственной регистрации) негосударственного пенсионного фонда при его создании, в том числе путем реорганизации, и при его ликвидации;

- предоставления (отказа в предоставлении) лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

- вынесения положительного или отрицательного заключения о соответствии негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц;

- выдачи (отказа в выдаче, отмены решения о выдаче) лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования;

- выдачи (отказа в выдаче) лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

- отказа в выдаче (предоставлении) лицензии на осуществление иных видов деятельности некредитных финансовых организаций;

- внесения (отказа во внесении) сведений о хозяйственном обществе в реестр кредитных рейтинговых агентств;

- исключения сведений о кредитном рейтинговом агентстве из реестра кредитных рейтинговых агентств;

- внесения (отказа во внесении) сведений о филиале (представительстве) иностранного кредитного рейтингового агентства в реестр филиалов и представительств иностранных кредитных рейтинговых агентств;

- исключения сведений о филиале (представительстве) иностранного кредитного рейтингового агентства из реестра филиалов и представительств иностранных кредитных рейтинговых агентств;

- внесения (отказа во внесении) сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка;

- прекращения статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка;

- внесения (отказа во внесении) сведений о некоммерческих организациях в государственный реестр саморегулируемых организаций актуариев;

- аккредитации (отказа в аккредитации, отзыва аккредитации) организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере деятельности некредитных финансовых организаций;

- назначения (досрочного прекращения деятельности) временной администрации некредитной финансовой организации (за исключением кредитной организации);

- аннулирования (по нарушениям), приостановления действия лицензий некредитных финансовых организаций, а также введения запрета на проведение всех или части операций с финансовыми инструментами;

- отзыва (ограничения, приостановления, аннулирования), в том числе по заявлению, лицензий субъектов страхового дела;

- аннулирования квалификационных аттестатов специалистов финансового рынка;

- исключения (по нарушениям) сведений о микрофинансовых организациях, контроль и надзор за которыми в соответствии с актами Банка России закреплен за центральным аппаратом Банка России, из государственного реестра микрофинансовых организаций;

- исключения сведений об ответственном актуарии из единого реестра ответственных актуариев;

- обращения в суд с требованием о ликвидации жилищных накопительных кооперативов, контроль и надзор за которыми в соответствии с актами Банка России закреплен за центральным аппаратом Банка России;

- обращения в суд с заявлением о ликвидации ломбардов, контроль и надзор за которыми в соответствии с актами Банка России закреплен за центральным аппаратом Банка России;

- обращения в суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческих организациях из государственного реестра саморегулируемых организаций актуариев;

- обращения в суд с заявлением о ликвидации кредитных потребительских кооперативов, число членов которых превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, и кредитных потребительских кооперативов второго уровня, контроль и надзор за которыми в соответствии с актами Банка России закреплен за центральным аппаратом Банка России;

- иным вопросам, отнесенным к компетенции Комитета федеральными законами и нормативными актами Банка России, и (или) решение по которым может оказать существенное влияние на систему регулирования финансовых рынков, реализацию прав и законных интересов потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг);

5) рассматривает проекты нормативных актов Банка России по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков, защиты прав потребителей финансовых услуг (кроме банковских услуг), а также регулирования и контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

6) заслушивает при необходимости на заседаниях Комитета руководителей (представителей) территориальных учреждений Банка России;

7) координирует при необходимости деятельность структурных подразделений Банка России по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.

Министерство финансов РФ совместно с Банком России участвует в проектировании мер по укреплению денежного обращения; осуществляет выпуск государственных внутренних займов Российской Федерации; совместно с Банком России осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации; разрабатывает консультации по формированию финансового рынка, осуществляет регулирование рынка ценных бумаг, проводит регистрацию выпуска ценных бумаг, подготавливает правила по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и др.

Минфин России регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов Федерации и органов местного самоуправления; лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды; осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

 

Контрольные вопросы

 

1. Структура и функции современного рынка ценных бумаг.

2. Раскройте понятие и функции рынка ценных бумаг.

3. Понятие и виды ценных бумаг.

4, Что такое государственные ценные бумаги?

5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

6. Участники рынка ценных бумаг.

7. Какой орган осуществляет контроль и надзор за профессиональными участниками рынка ценных бумаг?

8. Какой орган регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов Федерации и органов местного самоуправления?

9. Какой орган лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды?

 

Глава 22. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

22.1. Источники правового регулирования валютных отношений

 

Под источниками (формами) правового регулирования валютных отношений следует рассматривать существующие формы внешнего выражения правотворческой деятельности государственных органов по установлению валютно-правовых норм.

Источники права, содержащие нормы о валютном регулировании и валютном контроле, включают в себя: 1) нормативные правовые акты (национальное законодательство); 2) международное законодательство, так называемые нормативные договоры и соглашения Российской Федерации с субъектами международного права; 3) правовые обычаи.

Нормативные правовые акты, регулирующие валютные отношения, подразделяются на законодательные и подзаконные нормативные правовые акты.

В числе законодательных актов особое место занимает Конституция РФ <1> как Основной Закон Российской Федерации. В соответствии с Основным Законом валютное регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. "ж" ст. 71). Защита и обеспечение устойчивости рубля является основной функцией Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (ч. 2 ст. 75). Федеральные законы по вопросам валютного регулирования и денежной эмиссии, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. "в" ст. 106). Кроме того, установлено, что проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики обеспечивает Правительство Российской Федерации (п. "б" ст. 114).

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

 

В числе федеральных конституционных законов можно выделить Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <1>. Согласно ст. 15 упомянутого Закона Правительство Российской Федерации осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, а также руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

 

Необходимо также обратить внимание на кодифицированные федеральные законы, поскольку они также регламентируют отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

В первую очередь, следует назвать Гражданский кодекс РФ <1>. Нормы данного законодательного акта относят к объектам гражданских прав наличные и безналичные деньги, документарные и бездокументарные ценные бумаги (ст. 128). Также в ст. 140 Гражданского кодекса РФ определено, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке (ч. 2 ст. 140). Кроме того, виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются Законом о валютном регулировании и валютном контроле. Продекларировано, что право собственности на валютные ценности защищается в Российской Федерации на общих основаниях (ст. 141). К тому же в Гражданском кодексе РФ указывается, что денежные обязательства должны быть выражены в рублях (ст. 140). Но может быть предусмотрено, что такие обязательства подлежат оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах ("специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. А использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке (ст. 317).

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

 

В Бюджетном кодексе РФ <1> вопросы внешнего долга Российской Федерации и субъектов Российской Федерации имеют валютно-правовую природу.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

 

Нормы Налогового кодекса РФ (НК РФ) <1> указывают, что пересчет суммы налога, исчисленной в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации осуществляется по официальному курсу Центрального банка РФ на дату уплаты налога (ч. 5 ст. 45). При нарушении субъектами законодательства о налогах и сборах взыскание налога при недостаточности средств на рублевых счетах может производиться с их валютных счетов (ст. 46), за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте. При этом налоговый орган направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты субъекта. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет субъекта, нарушившего законодательство о налогах и сборах.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

 

Вместе с тем операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты) не подлежат налогообложению на территории РФ (ч. 3 ст. 149) <1>. Ввоз валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг - акций, облигаций, сертификатов, векселей, как товаров на территорию РФ, освобождается от налогообложения (ст. 150 НК РФ) <2>.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

<2> Там же.

 

В силу п. 45 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза <1> валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки являются товаром, перемещаемым через таможенную границу Союза.

--------------------------------

<1> См.: Официальный сайт Евразийского экономического союза: http://www.eaeunion.org/. 12.04.2017.

 

Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, производится в валюте государства-члена, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами в рамках Союза и (или) двусторонними международными договорами государств-членов, когда таможенные пошлины, налоги исчисляются в иной валюте. Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов при пересчете иностранной валюты в валюту государства - члена либо в иную валюту, применяется курс валют, действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом (ч. 6 ст. 52).

При таможенном декларировании денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, в пассажирской таможенной декларации указывается номинальная стоимость либо соответствующая сумма в валюте государства-члена или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае если номинальная стоимость отсутствует и невозможно определить сумму в валюте государства-члена или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, в пассажирской таможенной декларации указывается количество перемещаемых через таможенную границу Союза денежных инструментов (п. 16 ст. 260).

Исчисление таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, осуществляется в валюте государства-члена, таможенному органу которого подана пассажирская таможенная декларация (п. 13 ст. 266).

Порядок пересчета иностранной валюты для целей исчисления таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты), порядок возврата (зачета) сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег) определяются в соответствии с главами 7 - 10 указанного Кодекса. Если в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена, такой пересчет производится по курсу валют, действующему на день, определенный законодательством государства-члена, таможенным органом которого исчисляются таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования (п. 18 ст. 266) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Официальный сайт Евразийского экономического союза: http://www.eaeunion.org/. 12.04.2017.

 

В Уголовном кодексе РФ (УК РФ) <1> и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) <2> содержатся составы деяний и санкции норм, которые применяются к нарушителям валютного законодательства. В частности, уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ), совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ) влечет привлечение лица к уголовной ответственности, а нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ), нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком - к административной ответственности.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

<2> См.: СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.

 

Среди федеральных законодательных актов следует назвать Федеральные законы: от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <1>, от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <2>, от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <3>, от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <4>, от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <5>, от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <6>, от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" <7>, от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <8>, от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <9>, от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <10>, от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" <11>, от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" <12>, от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" <13>, от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" <14>, от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <15>, от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах" <16>, от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" <17> и др.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

<2> См.: СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

<3> См.: СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

<4> См.: СЗ РФ. 2015. N 24. Ст. 3367.

<5> См.: СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

<6> См.: СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

<7> См.: СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3814.

<8> См.: СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

<9> См.: СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

<10> См.: СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.

<11> См.: СЗ РФ. 1999. N 1. Ст. 1.

<12> См.: СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418.

<13> См.: СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.

<14> См.: СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2758.

<15> См.: СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4193.

<16> См.: СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6726.

<17> См.: СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.

 

Базовым среди них является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). Этот нормативный правовой акт имеет 5 глав и 28 статей, составляет основу валютно-правового регулирования, поскольку устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (ст. 2).

По смыслу ч. 1 ст. 4 указанного Закона именно из этого законодательного акта и принятых в соответствии с ним федеральных законов и состоит валютное законодательство Российской Федерации. Вместе с тем в тексте упомянутого законодательного акта имеются ссылки на иные федеральные законы, отдельные положения которых имеют непосредственное отношение к регулированию валютных отношений. Например, в соответствии с п. 5 и п. 6 ч. 1 ст. 9 операции с внешними ценными бумагами, осуществляемые через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, допускаются при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном случае необходимо учесть, что согласно ст. 7 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <1> депозитарием является профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, т.е. деятельность по оказанию услуг по хранению сертификатов ценных бумаг или учету и переходу прав на ценные бумаги.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

 

Подзаконные нормативные правовые акты представлены наиболее многочисленной группой. К ним относятся: 1) указы Президента Российской Федерации, 2) постановления Правительства Российской Федерации, 3) нормативные акты Банка России, 4) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, 5) локальные правовые акты.

В настоящее время валютное нормотворчество Президента Российской Федерации ограничилось. Президентом Российской Федерации издаются указы общего характера, направленные на стабилизацию экономической ситуации в Российской Федерации. В свое время Президентом Российской Федерации были изданы указы, касающиеся регулирования валютного долга и обязательной продажи валютной выручки. Например, Указы Президента Российской Федерации от 7 декабря 1992 г. N 1565 "О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР" <1>, от 21 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 25. Ст. 215.

<2> См.: СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4654. Утратил силу.

 

Постановления Правительства РФ представляют собой акты, которые имеют нормативный характер и подписываются Председателем Правительства Российской Федерации и обязательны к исполнению на территории Российской Федерации. Необходимо учитывать, что полномочия Правительства Российской Федерации по изданию нормативных правовых актов по конкретным вопросам регулирования валютных отношений содержатся в Законе N 173-ФЗ. К примеру, в соответствии с ч. 6 ст. 22 Закона Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ. В связи с этим издано Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2006 г. N 560, которым утверждены Правила по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля, таможенных и налоговых органов как уполномоченных Правительством Российской Федерации органов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 2006. N 38. Ст. 3989.

 

В соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона N 173-ФЗ Правительством РФ устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством РФ органам валютного контроля. В этой связи следует упомянуть Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 98, которым утверждены Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством РФ органам валютного контроля <1>.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 2007. N 9. Ст. 1089.

 

Отдельные документы по регулированию валютно-правовых отношений Правительство РФ издает по согласованию с Центральным банком РФ, при этом факт такого согласования находит отражение в постановляющей части этих документов.

Так, в соответствии ч. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ должен определяться порядок представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами. В этой связи издано Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. N 819, утвердившее Правила представления юридическими лицами-резидентами и индивидуальными предпринимателями-резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 188.

 

Наиболее значительная часть вопросов по валютным отношениям регулируется нормативными актами Банка России. Его нормативные акты представляют собой самую многочисленную группу среди подзаконных актов.

Это объясняется тем, что Банк России является как органом валютного регулирования, так и органом валютного контроля, а также в пределах своих полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 75 по защите и обеспечению устойчивости рубля) и федеральными законами, независим в своей деятельности от других органов государства.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст. 7).

Нормативные акты Банка России направлены на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц и рассчитанных на неоднократное применение на территории России <1>. В соответствии с вышеуказанной статьей упомянутого Закона нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам. Они вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") или первого размещения (опубликования) на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.cbr.ru) и не имеют обратной силы. Акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Минюсте России в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств <2>.

--------------------------------

<1> См.: Положение о правилах подготовки нормативных актов Банка России от 22 сентября 2017 г. N 602-П // Вестник Банка России. 2017. N 84.

<2> Статья 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

 

Издание нормативных правовых актов по вопросам регулирования валютных отношений Банком России имеет правовые особенности и специальные основания.

В этой связи необходимо учесть, что нормативные акты Центрального банка Российской Федерации издаются в формах указания, положения либо инструкции.

Нормативные правовые акты принимаются в форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Центрального банка Российской Федерации. Такие акты могут также приниматься в виде указаний о частичном изменении действующего нормативного акта Банка России, а также об отмене акта в целом либо его неприменении.

Нормативные правовые акты принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Центрального банка Российской Федерации.

Наконец, в виде инструкций нормативные правовые акты принимаются, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Центрального банка Российской Федерации, посредством установления совокупности правил, регулирующих процесс осуществления отдельных видов деятельности в определенной области правоотношений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Положение о правилах подготовки нормативных актов Банка России от 22 сентября 2017 г. N 602-П // Вестник Банка России. 2017. N 84.

 

Основания принятия Банком России нормативных правовых актов по вопросам регулирования валютных отношений предусмотрены Законом о валютном регулировании и валютном контроле. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 5 данного Закона Банком России устанавливаются единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а готовится и опубликовывается статистическая информация по валютным операциям.

Согласно ч. 2 ст. 13 упомянутого Закона Банк России устанавливает порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, в том числе специальных счетов. В целях реализации этого полномочия принята Инструкция Банка России от 30 мая 2014 г. N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Вестник Б


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: