Требования к написанию сочинения

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

1. Прочитайте внимательно все темы сочинений. Подумайте, в какой из них вы лучше сможете выразить свои мысли.

2. После того как выбрали тему, подумайте, что и как вы будете писать. Подберите эпиграф (наличие эпиграфа считается необязательным).

3. Поразмышляйте:

а) какие аспекты проблемы могут быть затронуты в вашей работе;

б) какие вопросы могут быть сформулированы и как вы на них ответите;

в) какие доказательства приведёте.

4. Возьмите черновик и составьте план, нарисуйте схему, включите в неё свои предварительные идеи.

5. Подумайте, как вы сможете подтвердить свои мысли:

а) цитаты из текста (они должны быть не более двух-трёх предложений; если больше, подумайте, как сократить). Цитаты должны подтверждать ваши мысли, а не повторять их;

б) ссылки на эпизоды (подумайте, какие именно и как их ввести);

в) анализ текста (решите, что именно в тексте понадобится для доказательства вашей точки зрения).

6. Решите, в каком стиле будете писать (всегда важна ваша, авторская позиция).

7. Продумайте сразу вступление и заключение (очень хорошо, если вступление и заключение замкнутся в кольцо: формально (одни и те же слова) или идейно (одна и та же мысль). Это легко получается, если вначале хорошо продумана вся работа, особенно вступление и заключение.

8. Ещё раз прочитайте тему сочинения. Соотнесите её с тем, что задумали писать.

9. Напишите вступление.

10. Мысленно зачеркните первые 2–3 предложения. Если без них стало лучше, зачеркните их.

11. Если трудно начать со вступления, попробуйте начать с главного, оставив место для вступления. Можно поразмышлять, какие факторы затрудняют подход к теме (доказательство от противного).

12. Перечитайте начало основной части, посмотрите, соответствует ли оно теме. Продолжите работу.

13. Перед тем как писать заключение, перечитайте работу. Карандашом на полях отметьте свои главные мысли. В заключении можно повторить эти мысли другими словами.

14. Подумайте, не расходятся ли ваши мысли с объективным содержанием текста и авторским замыслом.

15. Внимательно прочитайте работу. Устраните неточности словоупотребления. Исправьте ошибки. Если возможно, сомнительные орфограммы проверьте по словарю.

16. Обратите внимание на знаки препинания, особенно выделительные. Мысленно объясните те из них, в которых сомневаетесь.

17. Учтите, что эпиграф (если он есть в вашем сочинении) пишут без кавычек, фамилию автора в эпиграфе — без скобок и точки в конце. Стихи «в столбик» цитируются без кавычек.

(По Л. Л. Соколовой)

Советы по стилистике

Избегайте повторений! Частое употребление в предложениях одних и тех же слов делает речь монотонной и бедной по мысли, в письменных сочинениях и изложениях это считается лексической ошибкой. Работая над созданием текста, используйте синонимы.

Повторение в соседних предложениях однокоренных слов делает речь монотонной и бедной. Такое повторение (тавтология) особенно часто встречается в письменных творческих работах учащихся, даже в одном предложении: «таким образом, в образе…»; «организовал подпольную организацию»; «язык является общественным явлением»; «черты характера, характеризующие…»; «показывая это, автор показывает…»; «среди помещичьей среды»; «имел большое имение» и т. п.

Тот же недостаток — у рядом стоящих разных слов, имеющих одно значение: «целиком и полностью»; «молодой юноша»; «будущая перспектива»; «заранее предвидел»; «народный фольклор» и т. п.

Избегайте таких повторений, используйте синонимы, например, при анализе стихотворений А. С. Пушкина:

 

А. С. Пушкин Он Автор Художник Поэт Писатель Друг декабристов Классик Мастер слова Любимец народа Творец изображает (описывает, воссоздаёт…) повествует (говорит, рассказывает…) раскрывает (отмечает, выделяет…) воспроизводит (рисует, даёт набросок…) воспевает (прославляет, поднимает…) разоблачает (высмеивает, иронизирует…) чувствует (радуется, волнуется…) знает (понимает, догадывается…) видит (замечает, выделяет…) вдохновляет (утверждает, воодушевляет…) мыслит (думает, размышляет…)  

 

Вместе с тем следует знать, что повторение одних и тех же по звучанию и по смыслу слов может быть использовано для усиления эмоциональности и выразительности речи: «Красива жизнь человека, если он видит свой след на земле. Счастлив строитель, воздвигнувший дом, проложивший дорогу. Счастлив земледелец, взявший полной горстью дары возделанных им полей. Счастлив садовод, видя цветение посаженных им деревьев. Счастлив металлург, волшебством которого порода превращается в упругую сталь. Счастлив учёный, проникнувший в тайну природы. Счастлив художник, давший нам наслаждение прекрасной картиной, дивной музыкой, умной книгой. Но во сто крат счастливее учитель, поднявший ребёнка до гражданина. Тысячи, десятки тысяч прекрасных следов на земле оставляет учитель делами своих учеников».

(И. А. Фогельсон)

Требования к написанию сочинения

Приступая к написанию сочинения, необходимо:

1) продумать и определить круг вопросов, затрагиваемых темой;

2) подобрать критико-литературный материал по означенным вопросам, просмотреть его, сделав необходимые заметки (подобрать справочную и критическую литературу; ознакомиться с ней; подобрать цитаты; сделать выписки. Этот подбор подчинён необходимости обосновать основную мысль сочинения, проиллюстрировать её, доказать);

3) определить и продумать идею, которая будет развиваться в сочинении (сформулируйте основную мысль сочинения (необходимо ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти?). Предполагается прямой ответ на вопрос темы);

4) определить жанр сочинения (это может быть сочинение-описание, повествование, рассуждение, литературный портрет и др.);

5) составить план, соблюдая последовательность развития мысли. Обращать внимание на полноту и последовательность освещения фактов. Выделить вступление и заключение (обратите внимание на соразмерность частей: вступление подготавливает к восприятию основной части сочинения; заключение подводит итоги);

6) возможно использование эпиграфа (высказывания, цитаты) характеризующего основное содержание сочинения;

7) последовательно, глубоко и доказательно раскрыть тему; обращать внимание на логику: умение доказывать основной тезис на ряде примеров и делать логически обобщающий вывод из частных фактов;

8) цитировать точно, без излишеств, к месту;

9) стилистически грамотно оформить работу. Следить за точностью словоупотребления, красочностью и эмоциональностью речи (напишите черновик сочинения и отредактируйте его: необходимо убрать повторы, проверить наличие логической связи между частями, оценить соответствие написанного теме);

10) перепишите сочинение, проверяя орфографию и пунктуацию; в конце сочинения приведите список использованной литературы.

(По А. И. Грищенко)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: