Пример 1. Страх высоты

Боязнь высоты связана с инстинктом самосохранения у человека, и в принципе заложена в каждого человека от рождения. Но иногда, она принимает крайне неприятные проявления, и как бы обостряется. Эти проявления могут встречаться в самых разнообразных ситуациях, например у детей, бывает страх лестничных пролетов, страх подходить к окну или приближаться к прозрачным перилам в торговых центрах. Иногда этот страх может проявляться при движении на эскалаторе в метро, в виде страха высоких лестниц (подъема или спуска). Признаками возникновения такого страха могут быть явно встревоженное лицо ребенка, выступающий пот на лбу, или вспотевшие ладошки. При этом ребенок может проявлять какой-то один из признаков этого страха, но не демонстрировать другой. Не все дети которые боятся подходить к прозрачным перилам, например могут боятся лестничных пролетов. Таким образом, страх высоты может проявляться индивидуальным характером, и быть опосредован также другими страхами (страхом смерти). Иногда, игнорирую первичные страхи или просто тревоги детей, мы не замечаем как они перерастают в фобии (иррациональное неконтролируемое тревожное состояние и страх в одной и той же ситуации). Например, страх высоты являющийся нормой для любого человека, и заложенный в нас от природы, в случае игнорирования симптомов, может перерасти в болезненное состояние, называемое «акрофобией» (навязчивый страх высоты).

 

Решение: В случае, когда вы столкнулись с этим страхом у ребенка впервые, или такие ситуации проявляются крайне редко, можно предложить родителям поговорить с ребенком об страхе. То есть объяснить, что бояться высоты нормально, что этот страх помогает нам избегать опасных ситуаций. Но иногда так случается, что ситуация только кажется опасной (просто ум ее так расценивает) и тогда мы начинаем этого бояться. И предложить ребенку проговорить, с чем именно связан страх. Например: «Я вижу, что ты боишься подходить к прозрачным перилам. Ты знаешь это нормально, когда кто-то бояться высоты. Я тоже иногда боюсь. Но давай поговорим о том, что именно тебя пугает?» Ребенок может ответить (скорее всего), что он боится упасть. Тогда можно продолжить беседу с ним, в следующем русле: «Да, я понимаю. Страх есть у всех людей, и у животных тоже. Когда мы боимся – это сигнал, что бы мы обратили внимание на ситуацию и провели, есть ли там для нас опасность. Если смотреть на перила, то мы видим через них пол и нам страшно, но одновременно с этим мы можем увидеть что перила крепкие и надежные, и для нас это безопасно. Я могу помочь тебе потрогать перила, если хочешь. Чтобы мы вдвоем убедились в их безопасности». Если ребенок согласиться, продемонстрируйте сначала сами надежность перил. Покачайте их и покажите, что они крепко держаться. Потом предложите ребенку, держа вас за руку потрогать ему самому. В любом случае, не настаивайте на преодолении этого страха. Если ребенок пока не готов проверять надежность перил, то не стоит его к этому настойчиво призывать. Адаптируйте этот алгоритм к остальным ситуациям, связанным со страхом высоты и обязательно дайте ребенку время, на то что бы он смог понять, о чем вы говорите. Если страх уже перерос в «фобию», то родителям будет не просто самостоятельно помочь своим детям справиться с этой проблемой. Для ее решение лучше обратиться за помощью к детскому психотерапевту, который даст конкретные рекомендации в зависимости от степени выраженности данного страха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: