Пример 5. Страх смерти

Считается, что в основе вообще всех страхов лежит самый основной страх – это страх смерти. Поскольку сам страх несет защитную функцию, и уберегает нас от опасности умереть по неосторожности. Страх дает сигналы нам о том, что ситуация может угрожать нашей жизни. Но поскольку процессы эти бессознательные, то уже сознанием мы изучаем насколько это действительно угроза для нас. Если угроза распознается нашим сознанием как мнимая страх уходит, а если мы видим что угроза есть – страх остается. Испытывать страх смерти нормально для любого человека, если бы его не было, мы бы просто не выжили и давно бы вымерли, как динозавры. Поэтому по мере взросления, ребенок сталкивается с пониманием того, что рано или поздно все умирают и понимает что он тоже не будет жить вечно. Эти переживания могут запуститься самыми разными событиями. Например, ребенок мог стать свидетелем смерти кого-то из близких, или кто-то из друзей рассказал о смерти домашнего питомца. Иногда дети видят смерть животных на улице, смерть насекомых и т.п. Очень много вокруг нас ситуаций напоминающих о том, что мы не будем жить вечно. Дети это понимают и поэтому начинают бояться вырасти (потому что потом придется умирать, или мама умрет), страх старости, смерти родителей, страх заболеть смертельным заболеванием, страх за близких людей, страх физических повреждений, страх катастроф, страх войны, бомбежки, ураганов (смерчей), грозы, молнии – это все разновидности страха смерти. Причем здесь они в наименьшей степени замаскированы другими страхами, то есть здесь наиболее очевидно что ребенок бояться умереть. Хотя, например, страх застрять в лифте тоже связан со страхом смерти. И практически любой страх имеет свои корни именно здесь.

Проблема решения этих страхов в том, что родителям сложно говорить об этом со своими детьми. Тема смерти является табуированной в нашем обществе, и если мы о ней говорим, то только в религиозном контексте в рамках той конфессии (вероисповедания) к которой принадлежат родители. Конечно, если ребенок воспитывается в религиозной семье, то и родители будут объяснять ребенку, что есть жизнь после смерти. Но, родителям плохо знакомым с этим подходом, или родителям атеистам будет в этих случаях не просто. Еще, в случае если умирает кто-то из родственников, мы стараемся отгородить детей от этих переживаний, умолчать о смерти близкого человека, увезти ребенка из дома и сделать вид, что ничего не происходит. Но осознание своей смертности, происходит у каждого человека, и если про это не поговорить правильно, то эти переживания просто вытесняются на бессознательный уровень, превращаясь в другие страхи (более социально приемлемые и на которые у нас есть ответы).

Решение 1

Первое что хочется сказать, это то что не стоит говорить ребенку что вы и он никогда не умрете. Во-первых это не правда, и раз он вас об этом спрашивает, то он уже понял обратное. Подумайте о себе, как вы воспринимаете смерть, что вы о ней думаете и насколько сильно ее боитесь. Для подготовки к этому разговору я рекомендую родителям самим ознакомиться с книгой И. Ялома «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти», чтобы найти ответы для себя, и тогда вам проще будет говорить об этом с ребенком. Иначе, в процессе разговора вы будете транслировать свои переживания, и только усугубите страх ребенка. После того, как вы тщательно подготовитесь и если ребенок сам вам сказал что боится умирать, или что вы умрете, вы можете взять ребенка на руки сказать следующее: «Я очень хорошо тебя понимаю. И все люди боятся, что умрут и это нормально. И мы боимся этого, потому что, не знаем, есть ли жизнь после смерти. Некоторые говорят что есть (в контексте религии) и мне бы тоже хотелось в это верить (выражаем свое отношение). Но самое главное это то что мы сейчас живы и у нас очень много времени для того чтобы быть вместе, чтобы многое успеть сделать, много где побывать, многое увидеть. Самое важное это то, что происходит сейчас, каждый день. И важно, что мы вместе с тобой еще будем очень долго». Если вам сложно говорить с ребенком в этом контексте, то тогда можно рассказать о том, что в человеке есть тело и душа. И что когда человек умирает, то умирает только его тело, а душа поднимается на небо и наблюдает за нами от туда. И что внутри нас всегда остается частица близкого человека, в виде образа который мы можем представить. Еще можно сказать о том, что умершие близкие люди защищают нас, и помогают нам в трудные ситуации.

Решение 2

Что касается косвенных страхов смерти, но наиболее приближенных к ним – стихийные бедствия, война, бомбежка, молния, гроза, ураган, смерч, голод, пожар, наводнение и другие, то здесь лучше всего будет расспросить ребенка чего именно он боится. В большинстве случаев он называет варианты, отражающие либо свой страх смерти (молния в меня попадет и убьет; будет война и все умрут – и ты и я), то здесь лучше пойти по выше описанному алгоритму. Если ребенок указывает на страх голода, или того что можно остаться без жилья, то расскажите ему ваш план действий на случай если такая ситуация произойдет – где вы будете жить и что вы будете есть. Ваша задача показать ребенку, что вы готовы к любому событию и знаете как действовать. Это придаст ему уверенности в том, что с ситуацией можно справиться, и страх не будет так сильно актуализирован для него. Если страх грозы и молнии, ребенок не озвучивает что боится умереть, то расскажите про громоотводы и про то что их очень много вокруг. Почитайте ребенку про различные природные явления, и расскажите, что люди давно научились от них защищаться. Но не ждите, что ребенок быстро этот страх преодолеет, дайте ему поддержку и время на то, что бы справиться с этим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: