Подростковый возраст является кризисным этапом в развитии личности, так как в это время происходит трансформация личности, переоценка ценностей, характера отношений с другими людьми. Подростки активно ищут ответы на вопросы про себя, свое место в этом мире, что может сопровождаться тревожностью и страхами (в основном социального характера). Одновременно с этим, дети находятся в том возрасте, когда предпочитают не делиться своими переживаниями с родителями, а проживать свое беспокойство внутри себя. Поэтому, так сложно узнать у родителей, чего боятся их «взрослые» дети. Родители могут быть просто не в курсе этих переживания, так как подросток будет стремиться их спрятать. Тем не менее, как я уже обозначила - страхи есть, и если вы внимательно понаблюдаете за ребенком, то вероятнее всего поймете из его поведения, чего именно он опасается. Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть страх, надо его сначала распознать. В контексте данной возрастной группы, принято выделять природные и социальные страхи.
|
|
Итак, давайте для начала разберемся в социальных страхах:
1. Страх «быть не собой» связан с трансформацией личности ребенка подросткового возраста, и его желанием понять кто он. Ребенок активно ищет ответы на вопросы: «Какой я?» и «Нормально ли что я такой?». Это страх может сопровождаться переживаниями о том, что он станет кем-то другим, страхом потерять себя, не обрести свою личность (остаться обезличенным), или стать вовсе сумасшедшим. Часто у детей этого возраста бывают сильные эмоциональные реакции, связанные, в том числе с гормональной перестройкой организма, и тогда дети могут говорить фразы: «Я сумасшедший», «Я ненормальный», «Я не в себе» и т.п. Эти фразы свидетельствуют о том, что ребенок боится потерять контроль над своими чувствами, эмоциями и мыслями. Он боится, что не сможет управлять своим организмом, и тогда превратиться в кого-то другого, и тогда он потеряет себя и связь с собой.
Для того, чтобы помочь детям пройти через этот страх, можно рассказать на своем примере, о том, как вы в подростковом возрасте переживали это же беспокойство. Дать детям поддержку, и сказать: «Я знаю, что у тебя не всегда, получается, контролировать свои эмоции, и что ты не всегда можешь понять, что с тобой происходит. Это не делает тебя ненормальным. Наоборот, через это все проходят в твоем возрасте, и это нормально. У меня тоже так было, и если хочешь, я расскажу тебе об этом».
2. Страх осуждения, провала, наказания. Сюда относятся страхи, связанные с подростковым максимализмом, когда внутри ребенка есть огромное желание быть лучше всех, быть первым во всем.
|
|
2.1. Страх провала. Так называемый «синдром отличника», когда подросток считает, что любой ценной должен получить максимальную оценку, и любой случай (даже единичный) связанный с получением обратного опыта, воспринимается им как личная трагедия - провал. На основании этих ситуаций, ребенок может считать себя плохим, ничтожным, неудачником, глупцом и т.п. Это очень болезненные переживания для детей, и чтобы снизить их интенсивность, в первую очередь не надо сравнивать ребенка с другими детьми, его успехи с достижениями других. Надо подсказать ребенку, что ошибаться – это нормально, и что всегда можно исправить ошибку. Рассказать ребенку о том, что не возможно, быть лучшим во всем и всегда, но можно совершенствоваться в том деле, которое нравится. Надо показать, что личная успешность определяется, за счет сравнений своих достижений в прошлом, с тем, что он научился за определенное время и умеет уже сейчас. Можно так и сказать: «Посмотри ведь раньше (год назад) ты это не умел, а сейчас вот как здорово у тебя получается» или «Попробуй вспомнить чему ты научился за последнее время? (за последний год)». Еще детей очень мотивируют истории известных личностей, которые совершили очень много «ошибок» и пережили много личных провалов, прежде чем достигли своих целей. Расскажите детям истории жизни Генри Форда, Николы Теслы, Стива Джобса и других.
2.2. Страх осуждений.
Дети очень ждут оценки и суждений со стороны других людей (родителей, педагогов, друзей, одноклассников), но не всегда это оценка соответствует их ожиданиям, и им очень страшно услышать что они «плохие». Причем, даже в самой невинной фразе сказанной родителем, подросток может услышать осуждение, и начать думать о себе в очень негативном контексте. Они боятся выглядеть глупыми, нелепыми, слабыми и еще очень много всего боятся. Исходя из этого страха, они могут демонстрировать обратное поведение – бесстрашие, любознательность чрезмерную, демонстративную осведомленность (с посылом – вот я какой, посмотрите на меня). Или наоборот, показывать всем своим видом, что им все равно, что о них думают и что скажут (как защитный механизм). Им страшно публично выступать (отвечать перед доской), ведь могут поднять на смех. Страшно оказаться в ситуации, когда близкие люди скажут, что ты «плохой, глупый и т.п.». Страшно получить осуждение родителей за свое поведение, или оценку. Они все время очень сильно озадачены тем, какое впечатление оказывают на других. Одновременно с этим, родители, делая детям замечания, усугубляют их страхи. И поэтому, дети так болезненно воспринимают критические замечания в свой адрес. Именно, родители могут помочь своим детям справиться с этим и обрести более уверенное поведение. Предлагаю использовать следующие фразы: «Я уверена, что ты можешь с этим справиться, и если тебе будет нужна помощь, я с радостью поддержу тебя», «Я знаю что это не просто выступать перед другими, у меня тоже были случаи, когда я боялась выглядеть глупо», «Плохая оценка не делает тебя плохим человеком, она лишь показывает, что есть что-то что ты не выучил. Ты можешь изменить это. Тебе нужна моя помощь?», «Я вижу, что в твоей тетради есть ошибки, но также я вижу как красиво написано… (какая-то конкретно буква, слово, предложение)». Фокусируйте внимание детей не только на их ошибках, но и на их победах, и тогда они будут становиться увереннее в себе и своих силах.
2.3. Страх наказаний. Под этим подразумевается страх не только физических (телесных) наказаний, а и страх быть отвергнутым дорогими людьми, страх лишиться любви родителей. Например, обида на ребенка, крик, злость, угрозы, игнорирование, прямое осуждение («Я так и знала что ты такой», «Чего еще от тебя ожидать?», «С тобой все ясно», «Ты меня разочаровал» и т.п.) – это все виды психологического (эмоционального) наказания. И порой, психологическое наказание, гораздо сильнее действует на детей, чем физическое. Это не значит, что можно бить детей, это значит, что все способы наказаний очень болезненны и травматичны. Дети понимают, что не соответствуют ожиданиям своих родителей, и думают что с ними что-то не так, а что именно они не могут понять в силу своих возрастных особенностей. В этом случае, можно показать своим детям, что вы не желаете подчинить их себе, и не будете применять к ним насилие. Хорошо работают такие фразы, как: «Я знаю, что не могу заставить тебя сделать это, но как быть мне? Для меня важно, чтобы было чисто.» (вместо «Если не уберешься, гулять не пойдешь»), «Я злюсь на то, что я пришла с работы уставшая и вынуждена мыть посуду, а хотела отдохнуть» (вместо «Мы же договаривались, что ты помоешь посуду, и ты опять не сдержал свое обещание. С тобой нельзя ни о чем договариваться»). Суть этих фраз в том, что при замечании делается акцент на своих эмоциях, и причинах недовольства. И причина недовольства – это бардак, собственная усталость, бессилие, немытая посуда, нарушившиеся планы и другое. Но мы привыкли говорить фразы, в которых слышится недовольство не ситуацией, а ребенком и его поведением. Дети воспринимают такие наши фразы очень личностно и болезненно, а через какое-то время перестают их слышать вообще (защитный механизм «избирательная глухота»).
|
|
3. Страх физических уродств, связан с тем, что в подростковом возрасте происходят физиологические изменения организма, которые воспринимаются детьми очень болезненно. Отсюда такая придирчивость к собственной внешности, и ощущение собственной «уродливости». С одной стороны подростки проводят очень много времени перед зеркалом, но в тоже время они там, скорее всего, рассматривают свои черты и находят подтверждение своим страхам. Страшный нос, толстые (тонкие) губы, кривые брови, косые глаза, уродливые ноги, волосы пакли, руки крюки и т.п. Восприятие собственной внешности играет значимую роль в формировании самооценки детей подросткового возраста. Интересно, что многие фразы, которые говорят дети сами о себе, они слышали от близких людей. Возможно, что кто-то им сказал их сгоряча, или просто в шутку, но ребенок их услышал, и запомнили, и они перешли в его внутренний мир, и стали еще одним доводом в пользу своего «уродства». В этом случае, можно посоветовать родителям - быть более внимательным к тому, что вы говорите, не высмеивать ребенка, и лучше даже не подшучивать. Дочка подросткового возраста, ваши слова «Ах, ты мой пончик», услышит, как - «я толстая». Мальчик, слова «Ух, ты ж мой великан», назовет внутри себя «дылдой» или «шпалой». Также не стоит говорить детям, о том, что нечего глупости нести про свою внешность, что им грех жаловаться и т.п. Они не жалуются, они просто привлекают внимание к своим страхам, потому что не могут с ними справиться самостоятельно. Лучше, расскажите о том, как вы воспринимали себя в подростковом возрасте, и что вам в себе не нравилось, и почему. Покажите, что вы понимаете их страхи, не обесценивайте их эмоциональные реакции и дайте им поддержку.
|
|
4. Страх одиночества. Для подростков очень важна социальная группа, принадлежность к этой группе и свое место в ней. Быть значимым среди «своих» является для них жизненно важной потребностью, в связи, с чем в поведении ребенка вы можете наблюдать стремление любой ценной стать интересным для других, или дружить с кем-то, кто занимает в группе (классе) лидирующую роль. Причем роль лидера может быть завоевана неадекватным поведением, так как «бунтарство» является естественным проявлением детей подросткового возраста. Стремление вашего ребенка дружить с самым отъявленным хулиганом класса, не показывает, что он плохо разбирается в людях и сбился с пути, а лишь демонстрирует страх быть изгоем, отвергнутым и т.п. Если ваш ребенок как раз тот самый «хулиган», то это тоже лишь показанная (защитная) поведенческая модель, которая сформирована в результате страха одиночества. Пусть будет негативное внимание, но это лучше чем, отсутствие внимания и интереса со стороны сверстников. Просто ребенок не нашел конструктивные способы повышения своей значимости, и компенсирует свой страх как может. С этой ситуацией, конечно тоже можно разобраться, и помочь своему ребенку найти более мягкие способы получения внимания, которые вполне могут быть сформированы родителями.
Дома можно сделать уголок (стену) достижений ребенка, куда повесить его любые труды, награды, поделки, рисунки – все что угодно. Можно хвалить какие-то моменты в поведении, но не осуждать поведение, которое вам не нравится, а пытаться поговорить с ребенком о том, кто ему нравится в классе, а кто не нравится. Поговорить о том, с кем бы он хотел дружить, и что для него важно. Очень хорошо было бы привлечь к этому педагогов, которые могли бы его поддержать где-то, а не только ругать за поведение. Ведь чем больше ругают, тем больше внимания. А чем больше внимания, тем выше значимость, и тем меньше страх одиночества. Получается, что сами взрослые усугубляет негативное поведение, как механизм защиты от страха одиночества.
Выше я обозначила основные социальные виды страхов, но это не отменяет наличие природных страхов у детей подросткового возраста. Тем не менее, чаще всего природные страхи возникают в более раннем возрасте, и являются нормой. В случае, если какой-то страх остался с ребенком надолго и продолжает его беспокоить, то стоит обратиться к специалисту за консультацией. Он поможет разобраться в причинах страха, и подскажет поэтапный алгоритм работы в этой ситуации. К таким страхам можно отнести: страх насекомых, боязнь громких звуков, страх стихийных бедствий, страх смерти родителей, страх собственной смерти и т.п. Все эти виды страхов я описывала в предыдущих статьях, и давала конкретные рекомендации, которые можно применить на практике. Также бывают страхи, связанные с психотравматическими событиями, например, ребенка покусала собака, и у него панический страх собак. Ребенок упал с высоты, и теперь боится высоты. Все случаи, такого рода могут быть проработаны, только в виде индивидуальной консультации, поскольку они вызывают в ребенке не просто эмоциональные реакции (крик, плач), но и физиологические изменения – ступор, расширение зрачков, учащенное сердцебиение, потеря сознания и т.п.. В целом, хочется отметить, что если игнорировать страхи детей, то в будущем это может иметь следующие неприятные последствия: быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, заторможенность, сниженный аппетит, расстройство сна, навязчивые движения, неусидчивость, плохая успеваемость и т.п.