Страхи детей от 10 лет и старше

Подростковый возраст является кризисным этапом в развитии личности, так как в это время происходит трансформация личности, переоценка ценностей, характера отношений с другими людьми. Подростки активно ищут ответы на вопросы про себя, свое место в этом мире, что может сопровождаться тревожностью и страхами (в основном социального характера). Одновременно с этим, дети находятся в том возрасте, когда предпочитают не делиться своими переживаниями с родителями, а проживать свое беспокойство внутри себя. Поэтому, так сложно узнать у родителей, чего боятся их «взрослые» дети. Родители могут быть просто не в курсе этих переживания, так как подросток будет стремиться их спрятать. Тем не менее, как я уже обозначила - страхи есть, и если вы внимательно понаблюдаете за ребенком, то вероятнее всего поймете из его поведения, чего именно он опасается. Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть страх, надо его сначала распознать. В контексте данной возрастной группы, принято выделять природные и социальные страхи.

Итак, давайте для начала разберемся в социальных страхах:

1. Страх «быть не собой» связан с трансформацией личности ребенка подросткового возраста, и его желанием понять кто он. Ребенок активно ищет ответы на вопросы: «Какой я?» и «Нормально ли что я такой?». Это страх может сопровождаться переживаниями о том, что он станет кем-то другим, страхом потерять себя, не обрести свою личность (остаться обезличенным), или стать вовсе сумасшедшим. Часто у детей этого возраста бывают сильные эмоциональные реакции, связанные, в том числе с гормональной перестройкой организма, и тогда дети могут говорить фразы: «Я сумасшедший», «Я ненормальный», «Я не в себе» и т.п. Эти фразы свидетельствуют о том, что ребенок боится потерять контроль над своими чувствами, эмоциями и мыслями. Он боится, что не сможет управлять своим организмом, и тогда превратиться в кого-то другого, и тогда он потеряет себя и связь с собой.

 

 

Для того, чтобы помочь детям пройти через этот страх, можно рассказать на своем примере, о том, как вы в подростковом возрасте переживали это же беспокойство. Дать детям поддержку, и сказать: «Я знаю, что у тебя не всегда, получается, контролировать свои эмоции, и что ты не всегда можешь понять, что с тобой происходит. Это не делает тебя ненормальным. Наоборот, через это все проходят в твоем возрасте, и это нормально. У меня тоже так было, и если хочешь, я расскажу тебе об этом».

2. Страх осуждения, провала, наказания. Сюда относятся страхи, связанные с подростковым максимализмом, когда внутри ребенка есть огромное желание быть лучше всех, быть первым во всем.

 

2.1. Страх провала. Так называемый «синдром отличника», когда подросток считает, что любой ценной должен получить максимальную оценку, и любой случай (даже единичный) связанный с получением обратного опыта, воспринимается им как личная трагедия - провал. На основании этих ситуаций, ребенок может считать себя плохим, ничтожным, неудачником, глупцом и т.п. Это очень болезненные переживания для детей, и чтобы снизить их интенсивность, в первую очередь не надо сравнивать ребенка с другими детьми, его успехи с достижениями других. Надо подсказать ребенку, что ошибаться – это нормально, и что всегда можно исправить ошибку. Рассказать ребенку о том, что не возможно, быть лучшим во всем и всегда, но можно совершенствоваться в том деле, которое нравится. Надо показать, что личная успешность определяется, за счет сравнений своих достижений в прошлом, с тем, что он научился за определенное время и умеет уже сейчас. Можно так и сказать: «Посмотри ведь раньше (год назад) ты это не умел, а сейчас вот как здорово у тебя получается» или «Попробуй вспомнить чему ты научился за последнее время? (за последний год)». Еще детей очень мотивируют истории известных личностей, которые совершили очень много «ошибок» и пережили много личных провалов, прежде чем достигли своих целей. Расскажите детям истории жизни Генри Форда, Николы Теслы, Стива Джобса и других.

 

2.2. Страх осуждений.

Дети очень ждут оценки и суждений со стороны других людей (родителей, педагогов, друзей, одноклассников), но не всегда это оценка соответствует их ожиданиям, и им очень страшно услышать что они «плохие». Причем, даже в самой невинной фразе сказанной родителем, подросток может услышать осуждение, и начать думать о себе в очень негативном контексте. Они боятся выглядеть глупыми, нелепыми, слабыми и еще очень много всего боятся. Исходя из этого страха, они могут демонстрировать обратное поведение – бесстрашие, любознательность чрезмерную, демонстративную осведомленность (с посылом – вот я какой, посмотрите на меня). Или наоборот, показывать всем своим видом, что им все равно, что о них думают и что скажут (как защитный механизм). Им страшно публично выступать (отвечать перед доской), ведь могут поднять на смех. Страшно оказаться в ситуации, когда близкие люди скажут, что ты «плохой, глупый и т.п.». Страшно получить осуждение родителей за свое поведение, или оценку. Они все время очень сильно озадачены тем, какое впечатление оказывают на других. Одновременно с этим, родители, делая детям замечания, усугубляют их страхи. И поэтому, дети так болезненно воспринимают критические замечания в свой адрес. Именно, родители могут помочь своим детям справиться с этим и обрести более уверенное поведение. Предлагаю использовать следующие фразы: «Я уверена, что ты можешь с этим справиться, и если тебе будет нужна помощь, я с радостью поддержу тебя», «Я знаю что это не просто выступать перед другими, у меня тоже были случаи, когда я боялась выглядеть глупо», «Плохая оценка не делает тебя плохим человеком, она лишь показывает, что есть что-то что ты не выучил. Ты можешь изменить это. Тебе нужна моя помощь?», «Я вижу, что в твоей тетради есть ошибки, но также я вижу как красиво написано… (какая-то конкретно буква, слово, предложение)». Фокусируйте внимание детей не только на их ошибках, но и на их победах, и тогда они будут становиться увереннее в себе и своих силах.

 

2.3. Страх наказаний. Под этим подразумевается страх не только физических (телесных) наказаний, а и страх быть отвергнутым дорогими людьми, страх лишиться любви родителей. Например, обида на ребенка, крик, злость, угрозы, игнорирование, прямое осуждение («Я так и знала что ты такой», «Чего еще от тебя ожидать?», «С тобой все ясно», «Ты меня разочаровал» и т.п.) – это все виды психологического (эмоционального) наказания. И порой, психологическое наказание, гораздо сильнее действует на детей, чем физическое. Это не значит, что можно бить детей, это значит, что все способы наказаний очень болезненны и травматичны. Дети понимают, что не соответствуют ожиданиям своих родителей, и думают что с ними что-то не так, а что именно они не могут понять в силу своих возрастных особенностей. В этом случае, можно показать своим детям, что вы не желаете подчинить их себе, и не будете применять к ним насилие. Хорошо работают такие фразы, как: «Я знаю, что не могу заставить тебя сделать это, но как быть мне? Для меня важно, чтобы было чисто.» (вместо «Если не уберешься, гулять не пойдешь»), «Я злюсь на то, что я пришла с работы уставшая и вынуждена мыть посуду, а хотела отдохнуть» (вместо «Мы же договаривались, что ты помоешь посуду, и ты опять не сдержал свое обещание. С тобой нельзя ни о чем договариваться»). Суть этих фраз в том, что при замечании делается акцент на своих эмоциях, и причинах недовольства. И причина недовольства – это бардак, собственная усталость, бессилие, немытая посуда, нарушившиеся планы и другое. Но мы привыкли говорить фразы, в которых слышится недовольство не ситуацией, а ребенком и его поведением. Дети воспринимают такие наши фразы очень личностно и болезненно, а через какое-то время перестают их слышать вообще (защитный механизм «избирательная глухота»). 

 

3. Страх физических уродств, связан с тем, что в подростковом возрасте происходят физиологические изменения организма, которые воспринимаются детьми очень болезненно. Отсюда такая придирчивость к собственной внешности, и ощущение собственной «уродливости». С одной стороны подростки проводят очень много времени перед зеркалом, но в тоже время они там, скорее всего, рассматривают свои черты и находят подтверждение своим страхам. Страшный нос, толстые (тонкие) губы, кривые брови, косые глаза, уродливые ноги, волосы пакли, руки крюки и т.п. Восприятие собственной внешности играет значимую роль в формировании самооценки детей подросткового возраста. Интересно, что многие фразы, которые говорят дети сами о себе, они слышали от близких людей. Возможно, что кто-то им сказал их сгоряча, или просто в шутку, но ребенок их услышал, и запомнили, и они перешли в его внутренний мир, и стали еще одним доводом в пользу своего «уродства». В этом случае, можно посоветовать родителям - быть более внимательным к тому, что вы говорите, не высмеивать ребенка, и лучше даже не подшучивать. Дочка подросткового возраста, ваши слова «Ах, ты мой пончик», услышит, как - «я толстая». Мальчик, слова «Ух, ты ж мой великан», назовет внутри себя «дылдой» или «шпалой». Также не стоит говорить детям, о том, что нечего глупости нести про свою внешность, что им грех жаловаться и т.п. Они не жалуются, они просто привлекают внимание к своим страхам, потому что не могут с ними справиться самостоятельно. Лучше, расскажите о том, как вы воспринимали себя в подростковом возрасте, и что вам в себе не нравилось, и почему. Покажите, что вы понимаете их страхи, не обесценивайте их эмоциональные реакции и дайте им поддержку.

 

 

4. Страх одиночества.  Для подростков очень важна социальная группа, принадлежность к этой группе и свое место в ней. Быть значимым среди «своих» является для них жизненно важной потребностью, в связи, с чем в поведении ребенка вы можете наблюдать стремление любой ценной стать интересным для других, или дружить с кем-то, кто занимает в группе (классе) лидирующую роль. Причем роль лидера может быть завоевана неадекватным поведением, так как «бунтарство» является естественным проявлением детей подросткового возраста. Стремление вашего ребенка дружить с самым отъявленным хулиганом класса, не показывает, что он плохо разбирается в людях и сбился с пути, а лишь демонстрирует страх быть изгоем, отвергнутым и т.п. Если ваш ребенок как раз тот самый «хулиган», то это тоже лишь показанная (защитная) поведенческая модель, которая сформирована в результате страха одиночества. Пусть будет негативное внимание, но это лучше чем, отсутствие внимания и интереса со стороны сверстников. Просто ребенок не нашел конструктивные способы повышения своей значимости, и компенсирует свой страх как может. С этой ситуацией, конечно тоже можно разобраться, и помочь своему ребенку найти более мягкие способы получения внимания, которые вполне могут быть сформированы родителями.

 

Дома можно сделать уголок (стену) достижений ребенка, куда повесить его любые труды, награды, поделки, рисунки – все что угодно. Можно хвалить какие-то моменты в поведении, но не осуждать поведение, которое вам не нравится, а пытаться поговорить с ребенком о том, кто ему нравится в классе, а кто не нравится. Поговорить о том, с кем бы он хотел дружить, и что для него важно. Очень хорошо было бы привлечь к этому педагогов, которые могли бы его поддержать где-то, а не только ругать за поведение. Ведь чем больше ругают, тем больше внимания. А чем больше внимания, тем выше значимость, и тем меньше страх одиночества. Получается, что сами взрослые усугубляет негативное поведение, как механизм защиты от страха одиночества.

 

 

 

Выше я обозначила основные социальные виды страхов, но это не отменяет наличие природных страхов у детей подросткового возраста. Тем не менее, чаще всего природные страхи возникают в более раннем возрасте, и являются нормой. В случае, если какой-то страх остался с ребенком надолго и продолжает его беспокоить, то стоит обратиться к специалисту за консультацией. Он поможет разобраться в причинах страха, и подскажет поэтапный алгоритм работы в этой ситуации. К таким страхам можно отнести: страх насекомых, боязнь громких звуков, страх стихийных бедствий, страх смерти родителей, страх собственной смерти и т.п. Все эти виды страхов я описывала в предыдущих статьях, и давала конкретные рекомендации, которые можно применить на практике. Также бывают страхи, связанные с психотравматическими событиями, например, ребенка покусала собака, и у него панический страх собак. Ребенок упал с высоты, и теперь боится высоты. Все случаи, такого рода могут быть проработаны, только в виде индивидуальной консультации, поскольку они вызывают в ребенке не просто эмоциональные реакции (крик, плач), но и физиологические изменения – ступор, расширение зрачков, учащенное сердцебиение, потеря сознания и т.п.. В целом, хочется отметить, что если игнорировать страхи детей, то в будущем это может иметь следующие неприятные последствия: быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, заторможенность, сниженный аппетит, расстройство сна, навязчивые движения, неусидчивость, плохая успеваемость и т.п. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: