Глава 6. Город обманов 4 страница

Раджас и тамас - это соответственно стремление к кипучей деятельности и нежелание действовать вообще. Если ум освободится от обеих этих наклонностей, то в нём не останется ничего, кроме невозмутимой ясности и спокойствия. Эта ясность, наполняющая сознание, называется саттвой. Образ Иисуса возник перед моим мысленным взором, и слёзы навернулись мне на глаза. Какая ясность и чистота! Какая глубина этой ясности, не покидавшая Его в самые тяжёлые минуты!

- Но если Иисус умер на кресте, взяв на себя чужие кармы, то не хотел ли он тем самым сказать, что и мы должны следовать его примеру и брать на себя кармы других людей - настолько, насколько нам это по силам? Ведь в конечном счёте если ты любишь ближнего как самого себя и каждый из нас божественен по своей сути, то получается, что он - это ты, ты - это я, и так далее, и, стало быть, беря на себя чужую карму, я в действительности спасаю самого себя.

- Именно это проповедовали и этим прославились многие великие христианские святые, - подхватил Вималананда. - Они боготворили Иисуса и возвращали Ему дар, который Он преподнёс им - дар сострадания.

- Иисус стал создателем бесподобной игры, совершенно непредсказуемой лилы, а всё потому, что он был порождением некоторого риши. Все аватары Вишну, такие как Рама или Кришна, исходят от риши. Дело в том, что Кришна и Иисус были порождениями одного и того же риши. Но посмотри, какая между ними разница! Кришна был Гопала, "стерегущий коров". "Гопала" также значит "тот, кто ограничивает свои чувства", и именно этому Кришна учил своих почитателей. Иисус же - это Пастырь добрый.

- То есть если Кришна стерёг коров, то Иисус спасал[14] овец? Гопала Кришна и Мешапала Иисус?

- Да, что-то вроде этого.

Он засмеялся и не сразу нашёлся с ответом. Редкая удача! Не так часто мои bons mots[15] попадали в цель.

- Почему овцы? - вновь заговорил он. - Из-за овечьей психологии большинства людей. Людям, как овцам, очень легко заблудиться в пестроте окружающего мира, вот почему им нужна защита. Иисус пришёл в мир, чтобы спасти этих заблудших овец, искать их до тех пор, пока они не отыщутся, и затем отвести их домой. Его религия не нуждается в глубоких умственных изысканиях, вся она построена на чистой любви и проникнута ею. Рациональное мышление может затормозить продвижение в садхане, посвящённой Иисусу. Нужно просто следовать за Иисусом, куда бы Он ни вёл, с совершенной верой в то, что, Пока ты с Ним, ты никогда не собьешься с дороги.

- Но беда в том, что у людей нет веры. Иисус постоянно жаловался на это. Чем животные несомненно превосходят людей, так это тем, что у них нет чувства сознательного эгоизма: они не вспоминают о своём прошлом и не планируют будущее. А люди забыли, что Боги так всё делает для нас, так что нет никакой нужды что-то организовывать и специально готовить. Мы печалимся и тревожимся, но если бы мы только угомонили свои волнения, забыли о своём беспокойстве, счастью нашему не было бы предела, ибо мы получали бы лишь то, что уготовано нам самим Богом, знатоком наших карм. Однако тяжесть карм накладывает отпечаток на наше счастье. Мы берёмся планировать и предусматривать, а в результате чувствуем тревогу и беспокойство. Вот и мы с тобой хлопотали и нервничали из-за Репея, вместо того чтобы просто расслабиться и дать Богу сделать Его дело. Вот почему только святые могут быть по-настоящему счастливы. Настоящий святой никогда ни о чём не беспокоится.

- Вот тебе вопрос: миллионы людей ежедневно купаются в Ганге. Авторитетные же свидетельства - священные писания, святые люди - все как один утверждают, что омовение в Ганге смывает все дурные кармы. Если это правда, то почему всякий, кто окунается в Ганг, сразу не становится просветлённым? Смывание карм - это ведь и есть просветление.

- Интересный вопрос. Я не знаю, как на него ответить.

- А давай предположим, что ты искупался в Ганге и вышел из него совершенно отмытый от своих карм. Но лишь только выйдя на берег, ты тут же начинаешь создавать новые кармы. От закона кармы нет спасения, до тех пор пока ты не изменишь своего сознания. Хотя люди и мнят себя хозяевами своей судьбы, дело тут гораздо сложнее, чем они себе представляют.

Он поудобнее устроился в кресле и подлил себе виски. Из проигрывателя с шипением и потрескиванием доносились звуки гхазалы в исполнении известного певца Бегума Ахтара.

- Даже риши бывают озадачены судьбой, - вновь заговорил он. - Возьми, к примеру, историю с риши Парашарой, большим знатоком джотиша, что в действительности является знанием игры девяти планет. Однажды он проходил через рыбацкий посёлок над рекой Ямуной и вдруг совершенно явственно осознал, что если сегодня в этом месте зачать ребёнка, то он достигнет величайшей мудрости и станет одним из составителей Вед. Эта внезапная мысль поразила его как удар молнии. Риши по природе своей таковы, что им достаточно стереть пот со лба, чтобы тысячи новых тварей появились на свет. Но ум Парашары не устоял перед искушением судьбы. Ему захотелось самому заняться любовью с какой-нибудь девушкой и через обычное зачатие стать отцом удивительного ребёнка. То, что он потеряет при этом плоды своей многовековой аскезы, прошло мимо его сознания.

- Судьба распорядилась так, что поблизости оказалась прекрасная молодая рыбачка по имени Матсьягандха ("Рыбий запах"). Это была не простая девушка: отцом её был царь, а матерью - небесная танцовщица, которая в результате проклятия превратилась в рыбу. Её звали Матсьягандха потому, что тело её пахло рыбой.

- Чем же ему ещё пахнуть, если мать её была рыбой? Однако я читал, что на самом деле её звали Сатьявати.

- Может быть, и так, но я буду называть её Матсьягандхой. Парашара подошёл к ней и без тени смущения изложил ей свой план. В те времена люди были гораздо раскованнее в подобных делах, чем сейчас. Девушка с готовностью согласилась. "Родить ребёнка от риши, - подумала она, - это редкая удача!" Вслух же она сказала: "Заниматься сексом здесь, посреди деревни, не очень хорошо. Пойдём к воде". Они спустились к реке, сели в лодку и выплыли на середину. Посреди реки Парашара сотворил остров для любовных забав и хотел уже обнять девушку, но она возразила: "Солнце смотрит на нас. Скажи ему, чтобы оно отвернулось". Их окутала тьма в тот самый момент, когда они приступили к зачатию.

- Покончив наконец с этим важным делом, удовлетворённый Парашара наградил Матсьягандху стойким благоуханием, которое отныне стало исходить от её тела. С тех пор её прозвали Йоджана-гандха ("Та, чьё благоухание чувствуется за восемь миль"), А ребёнок, родившийся в тот же самый день, в который он был зачат, стал известен под именем Кришна (то есть "темнолицый" - из-за тьмы в момент зачатия) Двайпаяна (то есть "рождённый на острове") Вьяса ("составитель"), или сокращённо Веда Вьяса ("составитель вед"). Помимо обработки вед, Вьяса сочинил ряд литературных шедевров, в том числе великий эпос "Махабхарата", содержащий более 100.000 стихов, и повесть о Господе Кришне под названием "Шримад Бхагавата". Если бы рождение Вьясы не состоялось, ни одно из этих произведений не появилось бы на свет. Но не выглядит ли всё это несколько странным?

Я счёл за лучшее промолчать.

- Я имею в виду: с какой стати он решил, что всё это нужно записывать? Разве риши пользуются письменной речью? Никогда в жизни. Они всегда предпочитают пара вани - телепатическое общение. Дело тут в том, что матерью Вьясы была женщина-шудра, а сознание шудр всегда тяготеет к земному. И это естественно: им приходится много и тяжело работать, чтобы зарабатывать себе на жизнь, и ум их сосредоточен на этом труде. Мысль представить знание в физической форме пришла ему на ум исключительно из-за этого земного уклона в его сознании. Рождение Вьясы было обусловлено желанием Природы донести священные сказания до нас, до людей Кали-юги, чтобы мы могли извлечь для себя пользу из этого драгоценного материала. Разум Парашары помутился именно из-за того, что для составления вед, создания "Махабхараты" и "Шримад Бхагаваты" Природе нужен был человек, рождённый от брахмана и шудры. Ну разве это не чудо Природы?

- Это ещё одна причина того, почему кастовая система утратила свой изначальный вид. Сегодня ни один ортодоксальный брахман не допустит в свою семью человека, отцом которого был бы брахман, а матерью - шудра. Вьяса же был сыном именно таких родителей. И то, что он сделал, не смог бы сделать ни один брахман. Стал ли он от этого лучше или хуже, чем какой-нибудь ортодоксальный брахман? Ничуть. Он остался самим собой - великим и бессмертным.

- Однажды его попросили стать отцом детей от двух царевен. Он согласился и, подобно своему отцу, решил воспользоваться обычной сексуальной близостью, а не каким-либо другим методом зачатия. Почему он предпочёл обычный секс? Потому что сознание его, пусть и в минимальной степени, находилось под влиянием того факта, что сам он был рождён в результате полового акта. Заметь, какой глубокой и долго действующей может быть сексуальная карма. К несчастью, склонность к сексу сама по себе явилась для Вьясы причиной создания некоторых новых карм. Первая принцесса была так напугана самоуверенными манерами Вьясы, что сильно побледнела, как только он обнял её. Поэтому её сын Панду родился бледным. Вторая принцесса не выдержала сияния его ауры и зажмурила глаза, и сын её Дхритараштра родился слепым.

- Неужели всё так просто?

- Всё очень просто, когда имеешь дело с риши. В момент семяизвержения женщина вбирает в себя мужскую шакти и питает её своей собственной шакти. В результате появляется ребёнок. Когда шакти мужчины и женщины примерно равны, что, как правило, бывает в том случае, когда они оба обычные люди, то эти шакти оказывают примерно равное воздействие на развитие ребёнка. Однако риши - это не обычный человек. Это гигант, обладающий колоссальной шакти, и только сравнимая с ним великанша могла бы составить ему подходящую пару и быть с ним на равных. Всякая земная женщина, которая пытается претендовать на него, превращается просто в форму, в которую он заливает свою шакти. Если женщина не раскроется полностью перед ним, его шакти поступит в неё неравномерно, залить форму как следует не удастся, и незаполненные шакти места скажутся на ребёнке как его физические недостатки.

- Понятно.

- После первой неудачной попытки одну из принцесс уговорили вновь прийти к риши, чтобы на этот раз родить здорового наследника престола. Но в душе она была против, и в последнюю минуту послала вместо себя служанку. Та оказалась на редкость раскрепощённой девицей и, обрадовавшись случаю позаниматься любовью с риши, полностью предоставила себя в его распоряжение. Благодаря этой самоотдаче часть сверхъестественных способностей Вьясы передалась ребёнку. Так у неё родился сын Видура, ясновидящий с детства.

- Позволь мне кое-что уточнить, - перебил я. - "Махабхарата" была войной между пятью сыновьями Панду и ста сыновьями Дхритараштры, а это означает, что в действительности драма разыгралась между внуками Вьясы, которые пошли от двух его разных жён.

- Именно так.

- Семейная вражда, превратившаяся в гражданскую войну! Неудивительно, что "Махабхарату" писал Вьяса, - ведь это его семейная хроника.

- Верно, но это ещё не всё. Одним из пяти сыновей Панду был Юдхиштхира. Другим был Арджуна - великий воин и друг Кришны. У Арджуны от сестры Кришны Субхадры родился сын Абхиманью, но он погиб на войне, потому что Арджуна добыл Субхадру кражей. Но незадолго до смерти Абхиманью и его жена Уттара зачали сына. Имя ему было Парикшит. И именно благодаря ему, царю Парикшиту, у нас есть теперь "Шримад Бхагавата". Мы получили её от Суты, который лично слышал её от великого риши Шукадевы, а тот, в свою очередь, - от своего отца Вьясы.

- Шукадева... Ещё один сын Вьясы?

- И самый замечательный из всех его сыновей, ибо он вышел не из утробы. Он избежал земного зачатия и всех тянущихся за ним последствий. Он родился, выскочив как искорка при трении арани - специальных палочек, с помощью которых добывают огонь для ведических жертвоприношений. Поэтому его другое имя - Аранипутра ("Сын Арани"). Поскольку его рождение не имело ничего общего с сексом, он не делал никакого различия между полами. Когда он, совершенно обнажённый, бродил в джунглях, небесные красавицы толпой стекались к нему. В его обществе они чувствовали себя превосходно, ибо он никогда не проявлял ни малейшего интереса к их полу. Но если к ним приближался Вьяса, девушки моментально прятались. Они чувствовали, что он смотрит на них совсем по-другому.

- Несмотря на чистоту его ума?

- Да. Он хоть и не глядел на них со сладострастием, но сознание его всегда было слегка сексуально окрашено. Такую печать наложило на него рождение. Девушкам этого было достаточно, чтобы почувствовать разницу.

- Вьяса написал "Шримад Бхагавату" ради собственного удовольствия и ради удовольствия своего сына Шукадевы. Он бы никогда не сделал её достоянием мира, если бы не пожелал, чтобы царь Парикшит получил освобождение (мокшу), слушая её. Кто-то из риши наложил на Парикшита проклятие, и он должен был умереть от укуса змеи. Слушая в течение семи дней, как Шукадева читал "Шримад Бхагавату", Парикшит постепенно избавился от мирских привязанностей, и когда пришло время умирать, он приветствовал свою смерть.

- А почему Вьяса захотел, чтобы Парикшит получил мокшу?

- А почему бы и нет? Он хотел очистить от карм эту ветвь своего семейства, а освобождение праправнука лучше всего для этого подходит.

- А что выигрывает семья?

- Какой ты невнимательный! Выполняя Питри тарпану для своих предков, ты способствуешь своему освобождению, а освободившись сам, ты ещё больше помогаешь своим предкам. Это ведь одно и то же.

- Ты говоришь, что Вьяса обнародовал "Шримад Бхагавату" только для того, чтобы спасти своего праправнука и улучшить семейную карму?

- Такова была его ближайшая цель, но он позаботился и о том, чтобы повесть благополучно дошла до потомков.

- И как он это сделал?

- Шукадева читал "Шримад Бхагавату" Парикшиту в присутствии Суты, который затем пересказал её мудрецам, собравшимся в Наймишаранье. Эти мудрецы и их ученики ответственны за распространение "Шримад Бхагаваты" в мире. Читать или слушать "Шримад Бхагавату" можно только тогда, когда человек готов отказаться, временно или навсегда, от прелестей внешнего мира, как те мудрецы, покинувшие мир и собравшиеся в Наймишаранье.

Так называется лес в Северной Индии. Некоторые авторы предлагают читать это название как "лес" (аранья) "слепоты" (наймита), проводя аналогию с внутренним миром человека. Собрание в Наймишаранье означало бы тогда поворот вовнутрь обычно внешне ориентированных чувств, растущее осознание внутренних пространств.

- И мы по примеру Парикшита, - продолжил Вималананда, - должны отдавать предпочтение внутреннему миру, если хотим проникнуть в скрытый, астральный смысл "Шримад Бхагаваты". Что означает имя Парикшит?

- "Испытанный".

Вообще говоря, "парикшит" означает "обступающий, распространяющийся" - подобно тому как земля и небо обступают и окружают нас, но я чувствовал, что слово "парикшит" требовалось Вималананде именно в значении "испытанный".

- Точно. Только когда ученик полностью прошёл испытание, он может приступить к учёбе. Само имя царя Парикшита говорит о том, что он прошёл через самые суровые испытания. Таким образом он всесторонне подготовил себя для получения знания. Всякий, кто хочет выжать сок истины из "Шримад Бхагаваты", должен уметь отождествить себя с Парикшитом, слушающим рассказ. Нужно на время чтения стать самим Парикшитом, а это возможно только тогда, когда пройдено не одно болезненное испытание.

- Итак, через Суту знание было передано людям. А я думал, что суша просто означает "сын".

- Такое значение есть, но также это слово означает ртуть, роженицу, возничего и много чего другого. Поскольку это санскрит, то все эти значения должны находиться между собой в определённой связи. Ты учишь санскрит, вот и скажи мне, что у всех этих слов общего?

Я пробормотал что-то невразумительное. Загадка была не из легких.

- Всё это носители. Они переносят сущности туда, где те могут проявиться. Подумай об этом хорошенько.

- Доставляют вещи по назначению? Что же это - космическая курьерская служба?

- Да, доставляют вещи куда следует. Отец Суты Ромахаршана был возничим и был убит лично Кришной - не по ошибке, как думали все, а с целью благословения.

- То есть как?

- Ты когда-нибудь слышал, что "отец продолжает жить в своих сыновьях?"

- Слышал.

- Ребёнок есть носитель сути своих родителей - их генов и хромосом. Ромахаршана не был достаточно чист, чтобы служить передатчиком "Шримад Бхагаваты", но Кришна, убив, очистил его. И сын у него родился чистым - в достаточной мере, чтобы передать "Шримад Бхагавату" людям. Разумеется, Ромахаршана был весьма неординарной личностью, иначе бы он не удостоился смерти от руки самого Кришны. Но всё же ему не хватало чистоты. Что означает его имя на санскрите?

- Волосы дыбом, гусиная кожа...

-...что происходит либо от холода, либо от страха, либо от другого сильного переживания, в том числе духовного. Ромахаршана имел возвышенную душу, но не настолько, чтобы справиться с этой особой шакти.

- Убив его, Кришна выполнил своего рода питри тарпану для его семейства?

- Если угодно, то да.

- Смерть Ромахаршаны положила начало передаче "Шримад Бхагаваты", а это принесло огромную пользу миллионам людей. И эти люди должны быть благодарны не только авторам, но и тем, кто доставил писание в мир. Правильно? Своего рода астральный авторский гонорар с отчислениями за доставку.

- Все, кто способствовал появлению "Шримад Бхагаваты" на свет, выиграли, и выиграли крупно. Тоже касается и их предков. Но больше всех выиграл Парашара, который рождением Вьясы заложил фундамент всему. Таким образом он несколько сгладил карму, которую он навлёк на себя плотской любовью с Матсьягандхой. Каким бы большим событием для мира ни было рождение Вьясы, для Парашары сексуальные забавы с шудрой ничем хорошим обернуться не могли. Она вовлекла его в игру своих карм, которые весьма отличались по природе от его собственных. Из-за этих карм Пара-шара вновь был вынужден родиться в мире, чтобы принять на себя последствия своего поступка. Всякое пятнышко, особенно связанное с совокуплением, должно быть отмыто.

- Неужели совокупление - такой тяжёлый проступок?

- А помнишь, что ты спросил у меня однажды по поводу одного ведического жертвоприношения, во время которого варится пиво?

Это было несколько месяцев назад, но он не забыл.

- Да, жертвоприношение саутрамани. Я спрашивал тебя, почему священные тексты уточняют, что ячмень для приготовления пива нужно брать у скопца.

- Ответ таков: установившие это жертвоприношение риши имели в виду, что ячмень нужно брать у человека, который является скопцом от рождения, а не у кастрата. Евнух с рождения никогда даже не подвергался воздействию сексуальной энергии, и опыта совокупления у него нет. Такой человек имеет все шансы стать живым воплощением ниракара таттвы ("бесформенной сущности"), ибо что есть секс, как не создание новых форм?

- Но всё же это только шансы, которые надо ещё реализовать. Или риши рассчитывают, что совершающий жертву сумеет найти именно реализовавшего принцип бесформенности евнуха, а не просто какую-нибудь старую развалину с мешком ячменя за плечами?

- Совершенно верно, обыкновенный евнух им не нужен. Важна сущность, а не внешний вид.

- Не о том ли говорил Иисус, когда упоминал скопцов, которые сами сделали себя скопцами ради Царствия Небесного? - На ум мне пришло Евангелие от Матфея, 12-й стих 19-й главы.

- Именно о том. И обрати внимание, что с этими словами он обращался не ко всем, а лишь к тем, кто способен был правильно понять смысл сказанного.

- К "имеющим уши"?

- И к "имеющим глаза".

- Значит, совокупление настолько запятнало Парашару, что он был вынужден родиться вновь?

- Да. И к несчастью, его новая личность оказалась не такой уж просветлённой. Отец хотел его многому научить, но у него ничего не вышло. В отчаянии он спросил сына: "Почему ты ничего не можешь понять, ничему не можешь научиться? Почему все мои труды зря?" Мальчик ответил: "Не знаю, отец. Наверное, из-за моих плохих прошлых карм". Услышав такой ответ от своего бестолкового сына, отец сильно разозлился и закричал: "Убирайся отсюда! Ступай в лес и выполняй Гаятри, и, может быть, тебе полегчает!" И мальчик ушёл в лес.

- Разум отца помутился. Что, если мальчик действительно страдал от своих плохих прошлых карм? Какой отец не сжалится над собственным сыном, над его ошибками в прошлом? Родители должны прощать, а не проклинать и издеваться. Однако если бы не этот жестокий приказ отца, мальчик не пришёл бы к просветлению столь быстро. Отец его, по всей видимости, не знал, что мальчику было крайне важно выполнить солнечную садхану. Почему? Потому что Парашара умышленно отвернул солнце в тот роковой день, когда от него забеременела Матсьягандха.

- И это тоже было кармой?!

- Ещё какой! Планеты требуют самого почтительного обращения. Итак, мальчишка отправился в лес, нашёл подходящее место, соорудил гамак, сплетя двенадцать прочных лиан в продольном направлении с тремя в поперечном, подвесил гамак меж двух деревьев, внизу развел костер и устроился в гамаке, повторяя Гаятри-мантру. Каждый год он отрезал по одной лиане, так что через одиннадцать лет под ним остался только один высохший канат.

- Когда двенадцатый год подходил к концу, он сказал себе: "Если я не добьюсь успеха в овладении мантрой и если я не увижу бога солнца к исходу этих двенадцати лет, мне не останется ничего другого, как покончить с собой".

- Однако божества не жестоки, а очень даже добры. В последний день садханы он увидел приближающегося к нему садху, от которого исходило неземное, лучезарное свечение, и понял, что само солнце - Сурья Нараяна - пришло к нему в человеческом облике. Он низко поклонился, и Сурья заговорил с ним: "Так что же ты хочешь, сынок?" И мальчик сказал, что хотел бы стать великим астрологом. Почему он просил именно об этом? Во-первых, потому что Парашара - его предыдущее воплощение - прекрасно разбирался в астрологии, и это дало себя знать, а во-вторых, кто может лучше обучить астрологии, как не само солнце?

- Сурья благословил его, сказав: "До тех пор, пока солнце и луна пребудут на небе, ты будешь величайшим среди астрологов, бывших и будущих". С этими словами он исчез, а мальчик простился с местом своей аскезы и отправился домой. Отец узнал его и мучимый угрызениями совести со слезами бросился к нему навстречу: "Удачлив ты или нет - какая разница! Приди ко мне и обними меня!" Сын отвечал прекрасными стихами на санскрите, и отец понял, что всё это время он действительно посвятил Гаятри, ибо Гаятри является матерью санскрита. Через некоторое время мальчик, получивший имя Михирачарья в честь своей садханы (Михира - это одно из имён солнца), стал украшением царского двора.

- Когда у царя родился сын, придворные астрологи собрались для предсказания его судьбы. Все за исключением Михиры утверждали, что ему предстоит долгая жизнь мудрого и справедливого правителя. Михира сказал: "Мальчик умрёт в возрасте трёх лет от роду, в такой-то день и в такой-то час, и забодает его насмерть дикий кабан (варана)". Царь на это ответил: "Прошу тебя, уважаемый Михира, измени своё предсказание. Скажи что-нибудь хорошее, как все остальные". Но Михира сказал: "Увы, ваше величество, всё будет именно так, как я говорю. Это судьба".

- Царь выстроил семиэтажную башню и поселил сына на самом верху, окружил его вооружённой охраной, чтобы ни один кабан не сумел до него добраться. И вот в предсказанный день царь и завистливые придворные ожидали посрамления Михиры и наказания, которое должно было неминуемо за этим последовать. Каково же было их удивление, когда в точно назначенный час на седьмом этаже башни сломался флагшток и упал прямо на ребёнка, игравшего под ним. Верхушку флага украшала царская эмблема: голова дикого кабана, отлитая из чистого золота и весившая не менее восьмидесяти фунтов. Клык кабана вонзился в грудь ребёнка, и мальчик сразу умер.

- Царь был в ужасе. "О повелитель, - обратился к нему Михира, - ребёнка убил кабан, как я и предсказал". Потрясённый царь ответил: "Ты наимудрейший из моих астрологов. В память об этом блестящем предсказании я буду звать тебя Варана Михира". Варана Михира написал много известных астрологических трактатов. Впрочем, в этой науке он следовал системе Парашары, внося в неё лишь незначительные изменения.

- Так и должно быть: ведь ещё недавно он сам был Парашарой.

- Но даже Варана Михира, говоря о судьбе, не понимал вполне смысл своих слов. Судьба - это великая сила, абсолютно невероятные события свершаются, если это им назначено судьбой. Но ещё сильнее судьбы Бог. На хинди есть поговорка: "Кхуда мехербан то гадда бхи пахалван", что значит: "По милости Божьей и осел может стать борцом".

- И Дженду Кумар?

- Хватит дразнить меня! Да, и Дженду Кумар тоже, но в том и только в том случае, если Богу понравятся его выкрутасы. А в этом я сильно сомневаюсь, поэтому давай оставим этот разговор.

- По крайней мере Бог был милостив к тебе и позволил Репею вернуть тебе долг.

- Природа очень добра ко мне, Робби. Это всё, что я могу тебе сказать: Природа очень добра ко мне. Бог может абсолютно всё - сколько раз я убеждался в этом собственными глазами! Вот почему я день и ночь молюсь о том, чтобы Бог ниспослал мне большую бхакти. Я уверен, что если я буду до конца искренним в своём служении Богу, то он даст мне всё - в чём бы я ни нуждался.

* * *

Осенью 1979 года после изматывающей сессии в колледже я переехал в Бомбей и стал свидетелем того, как Репей одерживал одну победу за другой. Примерно тогда же Вималананда приобрёл у Бомана Хансотья уверенно выступавшую лошадь первого класса по кличке Онслот ("Прорыв"). Перейдя в руки Вималананды, Онслот стал часто побеждать на скачках, хотя при прежнем владельце такого с ним не случалось. Казалось, все наши лошади были в превосходной форме, даже Баджаранги, купленный ещё тогда, когда тренером был Лафанж. Именно Лафанж правдами и неправдами уговорил Вималананду купить эту лошадь, и Вималананда согласился, о чём впоследствии не переставал жалеть. "Взять хотя бы то, что он гнедой, - говорил Вималананда. - Любой дурак знает, что у гнедых вечные проблемы со здоровьем". В случае с Баджаранги это оказалось правдой. Жокеи жаловались, что он всегда норовил убрать из-под них спину, начинал ёрзать, когда на него садились, как будто это причиняло ему боль. Никто не мог понять, в чём дело. Никакой болезни обнаружить не удавалось, равно как и облегчить его состояние. Не помог и доктор Сингх - чудаковатый ветеринар, который искал случая показать своё мастерство в лошадином массаже и размахивал перед нами "Турага самхитой", древним санскритским трактатом об искусстве обращения с лошадьми.

Тем временем я продолжал заниматься изучением трав в аюрведическом колледже и однажды утром пришёл к Вималананде с предложением дать Баджаранги бхаллатаку (Semecarpus anacardium) местного приготовления - плоды крайне ядовитого растения, которые при соответствующей обработке часто давали хорошие результаты при лечении таких непохожих заболеваний, как зоб, паралич и бесплодие. Вконец озадаченный странным поведением Баджаранги, Вималананда согласился, и как истинные экспериментаторы мы решили, соблюдая меры предосторожности, испытать препарат и на себе - просто ради того, чтобы посмотреть, что будет. Мы дали лошади две столовые ложки, а сами приняли по половине чайной.

Как выяснилось, снадобье было приготовлено с отклонениями от рецептуры, что вызвало у лошади острейшие боли в животе, а у экспериментаторов - обильные кожные сыпи. Но всё-таки лечение не прошло даром. Техмул сообщил, что интерес Баджаранги к скачкам заметно возрос, хотя он и не перестал ёрзать в момент седлания. Мы с Вималанандой тоже заметили его усилившееся рвение и прилив новых сил.

Кожа Вималананды была темнее моей, и, применив соответствующее противоядие, он за три дня совершенно избавился от сыпи. На белых бхаллатака всегда действует сильнее, и, несмотря на все мои старания, мне понадобилось целых две недели, чтобы из ярко-розового вновь постепенно превратиться в человека с нормальным цветом кожи. В колледже все решили, что я страшно обгорел на солнце, но на самом деле таково было действие урушиола - яда, который также содержится в ядоносном сумахе, кожуре манго, шелухе кешью и некоторых других растениях. У меня сыпь была та же, что бывает при употреблении ядовитого сумаха, с той лишь разницей, что сильнейший зуд чувствовался не на коже, а под ней примерно на глубине дюйма. Я видел, что противоядие постепенно оказывает действие и покраснение спадает, и всё-таки пару бессонных ночей я провёл в тщетных попытках унять зуд, расчёсывая и раздирая свои раны. "Благодари Бога, что мы знали состав этой дряни, - сказал Вималананда, когда стало ясно, что всё обошлось благополучно. - Однажды я лечил женщину, которой тайком давали бхаллатаку. Ни одно обычное средство не помогало, потому что никто не подозревал, в чём дело. Так она страдала два года перед тем, как обратилась ко мне. Я дал ей особое противоядие, и она поправилась".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: