Также наша героиня рассказывает, как решила стать художником

Целительная сила искусства

В своем istagram Елизавета пишет, что открыла для себя целительную силу искусства.

«Речь не о чудесах. Это работает так: живу я с каким-то трудным переживанием. Например, неизбывной тоской по дому в лесу. Чтобы выходить на засыпанную хвоей веранду и смотреть на мерцание лесного озера. Седлать коня и скакать, скакать по горам... Не живу так, а могла бы!

И эта мысль, как заноза, напоминает о себе тихонько и постоянно. Раньше в таких случаях я читала. Люди много хорошего пишут, в чем можно найти ответы. А сейчас из таких заноз получаются картины. Я пишу картину, проживаю и освобождаюсь от сложного этого чего-то там, что внутри сидело и не давало места. Оно становится опытом.

А когда я показываю картину людям, они говорят: «Вот и у меня и у меня так! И мне стало легче, и меня отпустило, и всё улеглось по местам, когда картину твою увидел!». Такая целительная сила искусства».

 

Так зачем живёт искусство?

«В искусстве находят отражение своих мыслей, своих идей, ответы на вопросы. Картины - свидетели, собеседники, сотворцы глубинной внутренней работы. Такая работа проходит в душе каждого человека в минуты спокойного, сосредоточенного созерцания.

 

Создавая свои картины, я погружаюсь в мир образов, призывая на помощь своё мастерство, знания, интуицию – продолжает художница. - Картины - новый предмет, в котором можно увидеть игру оттенков, пройтись рукой по шероховатости краски, задуматься над материалом. А можно углубиться в размышления, найти выражение своего я в моих красках

 

Картина не копия реального мира. Это созвучный времени, актуальный свидетель времени, предмет коммуникации. Именно поэтому искусство нельзя заменить постерами и копиями великих мастеров.

 

Не я наполняю её смыслом, она сама как отдельная сущность начинает свою жизнь. Не я через картину передаю смыслы. Она сама по себе, как сущность, начинает свою жизнь и историю. Может заговорить, а может молчаливо прожить два века, не открывая никому своих тайн. Картина может получиться дружелюбной и общительной, а может заставить молчать и тихо перебирать образы в голове».

 

Впрочем, Лиза Щегол играет образами, представляя себя то скандинавским викингом, то гордой графиней или музыкантом, колесящим по свету. «А главное, что все те соленые ветры, рассветы на палубе, все томные взгляды и пьянящий восторг от дрожания струн - всё это слилось во мне, передалось на свитой ниточке хромосом и я могу рисовать, писать, танцевать об этом».

 

Вот уж действительно согласишься с художницей, что «…гены фантастическая штука. Это как корзина с клубками нитей. За какую ни потянешь - вытянешь что-то интересное».

 

В мессенджере telegram Лиза Щегол ведет канал ZOK, в котором публикует истории о своем внутреннем друге. «Меланхоличный ТаоРыбак живёт в своем доме где-то в речной долине. Он чинит сети, растит огород, сушит яблоки на зиму и встречает первый снег. В этом персонаже очень много меня» - поясняет Елизавета.

 

Художница откликается и на острые социальные темы - по-личному, без лозунгов. Например, о материнстве: серией работ и публикацией «Невидимые мамы». «Был конец зимы, я ходила с коляской по тающей, хлюпающей под ногами жиже и чувствовала себя невидимой» - выдергиваю из текста в Istagram.

 

«Живопись на кончиках пальцев» - так называется один из постов художницы

«Живопись похожа на серфинг – пишет Лиза Щеголева. - Жду волну - сочиняю историю, делаю наброски, прикидываю форматы, жду, дышу. Нет времени, нет сил, нет «того самого правильного чувства», лёгкого подрагивания кончиков пальцев, мурашек между лопатками.

 

И вот оно. Какой бы ни была я - усталой или отдохнувший, больной или полной сил, есть у меня четыре часа или всего тридцать минут, я быстро-быстро, стараясь не упустить это лёгкое, как касание бабочки, свежий ветер чувство, распаковываю тюбики и банки, беру холст и приступаю.

 

Сегодня не такой день. Сегодня штиль. Я записываю приходящие в голову образы и думаю: «Дайте мне время, только время, чтобы дать жизнь этим историям». И я чувствую - времени будет столько, сколько нужно».

 

Современное искусство - для кого оно?

«Мне и с искусством современным, несмотря на мою к нему принадлежность, всегда было сложно договориться. Оно и очень уж абстрактное, и какое-то кричащее, и лозунги эти все уже надоели - знаю про бодипозитив, про феминизм и всякие эти умные тенденции.

 

А последнее время я начинаю видеть в современном искусстве не просто вычурных подростков. Началось с работ Юрия Шведова. Увидев однажды его картины, я была потрясена. Потому что это не было любование красотой, это был диалог между художником, зрителем, и диалог, который может произойти только здесь и сейчас, в контексте нашего времени.

 

Современное искусство, оно оказалось не новое, модное, небывалое, а созвучное мне здесь и сейчас. Даже если не все мне в происходящем нравится.

 

Картины позволяют найти ту трактовку, то зеркало этого современного, которое отражает именно твой, мой взгляд. Потому что проверенные, старые картины очень хороши, но они дедушки - с дедушкой ты не сможешь перекинуться цитатами из Гришковца, хотя с дедушкой есть о чем поговорить.

 

Очень важно найти созвучие, отражение своего в этом мире, чтобы жить сегодняшним, видеть себя и окружающих такими, какие мы есть, а не в ретродекорациях».

 

«На мой взгляд современное искусство сегодня - это не искусство мастерства. Умение грамотно рисовать мышцы головы или пропорции куба требуется только в том случае, если является инструментом. То есть если вы реально своими ручками, кисточками, карандашиком, баллончиком, ну на крайний случай стилусом, рисуете.

 

Если же художнику для выражения его идеи достаточно проволоки и автомобильных покрышек - зачем ему академия? Даже если он рисует эти самые мышцы головы неумело, но мысль при этом передает - задача искусства решена. Мы ходим в галерею не смотреть на идеально выточенные выверенные и прорисованные картины, мы ходим за идеями, эмоциями, вдохновением».

Также наша героиня рассказывает, как решила стать художником

«Когда я решила стать художником, мне представлялась просторная мастерская с высокими окнами в пол, изящной мебелью и антресолью, заваленной холстами, дом, увитый плющом и дикими розами, не слишком близко к морю, чтобы сырость не портила мебель и не слишком далеко, чтобы ветер доносил запах гниющих водорослей. Пока я работала в архитектурной мастерской, картинка грела меня в тоннелях метро по пути на работу и давала вдохновение рисовать ночами».

 

Елизавета упоминает о сложностях продвижения художника на современном рынке, о роли в этом галерей и личном страхе перед выбором полностью отдать себя творчеству.

 

Художница родилась в Москве, в семье художника. Жила в Литве, Латвии, а также в разных городах России - Пскове, Великом Новгороде. В 2010 году вернулась в Москву.

 

В период 1997 – 2001 г. Лиза прошла полный курс по специальности «Изобразительное искусство» в Детской Художественной Школе г. Пскова. С 2003 по 2004 г. повышала свое мастерство на курсах повышения квалификации на отделении допрофессиональной подготовки по направлениям Рисунок, Живопись, Композиция в Детской Школе Искусств г. Пскова. В итоге в 2004-2010 – получила специальность архитектор, дополнительная специальность – дизайнер интерьеров (Новгородский Государственный Университет). В 2017 – Аспирантура Государственного Института Искусствознания. С 2016 года работает над диссертацией по искусствознанию.

 

С 2007 года работала архитектором, а в период 2015-2018 год в мастерской А.В. Гинзбурга над реставрацией памятников конструктивизма – по заданию газеты «Известия» и дома Наркомфина (архитектор М.Я. Гинзбург).

 

С 2017 занимается развитием и поддержкой интернет-проекта группы в vk.com «Малые города», посвященного краеведению, культуре, социальной жизни малых городов России.

 

Лиза была участником многих выставок и проектов, в том числе ее работа оформила обложку альбома экспериментальной русской народной музыки «Сказки» известного русского сказителя и фольклориста [https://vk.com/amatochkin|Александра Маточкина] и группы [https://vk.com/volchokmusic|Volchok]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: