Влияние целей поездки на безопасность управления транспортным средством

Тема 4. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения

Влияние целей поездки на безопасность управления транспортным средством

Идея об основательном изучении «образцов поведения» водителей в реальных дорожных условиях (travel pattern, travel behaviour) возникает в обществе при наступлении высокого уровня автомобилизации. В условиях Западной Европы и Северной Америки типичное поведение водителей изучают с середины 50-х годов прошлого века. В нашей стране подобные исследования только зарождаются. Очевидна их важность для управления транспортными потоками, экономии горючего и снижения вредных выбросов в атмосферу.

Традиционно внимание исследователей фокусируется на изучении и моделировании поведения водителей в рабочие дни. Мотивация понятна, поскольку именно в рабочие дни существуют отчетливые пики интенсивности городского дорожного движения, связанные с поездками граждан на работу и обратно. Проводятся исследования, направленные на изучение образцов поведения водителей в выходные дни, когда транспортный поток направлен к торгово-развлекательным и спортивным центрам, различным достопримечательностям, в том числе за городской чертой. В дачный или отпускной сезоны, наступающими, как правило, в летние месяцы, но с особенностями, зависящими от климатических условий нашей обширной страны, транспортный поток также имеет достаточно резко очерченные пики, временные и пространственные границы. Существует группа незапланированных, нечастых поездок, вызванных сложившимися обстоятельствами, либо спонтанным решением индивидуума. Помимо поездок частных лиц на дорожную обстановку и безопасность движения существенно влияют транспортные перевозки в коммерческих целях, производимые, как правило, в рабочие дни.

Такая многофакторность целей поездок различных транспортных средств с первого взгляда создает впечатление полной разобщенности и анархии в дорожном движении и невозможности его рациональной организации. Тем не менее, в основе всех транспортных перемещений лежат фундаментальные принципы экономики, человеческого общения и социальной психологии.

С точки зрения психологии людям свойственно проявлять активность в различных целях, а перемещение их из одной точки в другую происходит для удовлетворения определенных потребностей и целей. Таким образом, планирование поездки является своего рода производной от планирования определенных жизненных целей людей. Следовательно, приоритет, устанавливаемый для конкретных поездок, целиком и полностью определяется жизненными приоритетами и целями человека в тех или иных условиях. С практической точки зрения это влияет на планирование ежедневных поездок на работу и обратно, более редких поездок в выходные дни, основательное планирование поездок в отпускной сезон.

Перемещения - часть повседневной работы и являются значительным источником опасности для многих профессий. По зарубежным оценкам в деловых поездках гибнет вдвое больше людей, чем в результате других несчастных случаях, связанных с работой. Существует всеобщее заблуждение, что работодатели не могут повлиять на риски, связанные с поездками. Однако существуют меры, позволяющие компаниям увеличить безопасность своих сотрудников во время перемещений, и эти меры начинаются с выявления опасных факторов и оценки рисков. Меры контроля могут включать отказ от поездок или их ограничение (что вообще означает упразднение рисков), правильный выбор времени поездок, качественное обучение водителей, правильный выбор транспортных средств и своевременность их технического обслуживания, четкая регистрация происшествий и их анализ для выработки рекомендаций. Приобретая автомобиль для компании, грамотный работодатель позаботится об эргономике рабочего места водителя, что повысит качество управления транспортным средством и безопасность движения, в число главных критериев выбора включают оснащенность автомобиля различными системами безопасности. Некоторые компании снизили риски своих сотрудников во время поездок на работу и обратно путем такого смещения времени начала и конца работы, которое уменьшает вероятность попадания в транспортные заторы.

Водители (и особенно профессиональные!) должны повышать и поддерживать свою квалификацию с учетом специфики используемых транспортных средств. Водители должны чувствовать свою ответственность, которая включает отказ от курения, приема пищи, чтения, разговоров по телефону и др. во время движения, а также отказ от управления при переутомлении. Хорошее физическое состояние водителя, соответствующая подготовка и наличие у него допуска к управлению транспортным средством соответствующей категории являются определяющими критериями для принятия решения в пользу поездки.

С точки зрения управления рисками важно правильно оценивать саму необходимость поездки – так ли уж важна данная встреча или посещение нужного места в конкретное время, либо ее (его) можно перенести, сдвинуть, отложить на более благоприятное время с транспортной точки зрения. В любом случае для принятия оптимального решения необходимо комплексно оценивать дорожную обстановку: погодные условия, освещенность, состояние дорожного покрытия, загруженность предполагаемого маршрута и т.п.

Перед поездкой водитель должен осмотреть свое транспортное средство, ознакомиться с маршрутом и предварительно рассчитать время поездки. Отдельно рассматриваются вопросы планирования дальних поездок и маршрутов.

Осмотр транспортного средства предполагает подготовку к его движению, проверку его в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Важно убедиться, что уровень всех рабочих жидкостей и масла, давление воздуха в шинах соответствуют норме и т.д. На все эти операции необходимо отвести определенное время, а также зарезервировать его в случае особых обстоятельств. Например, зимой может потребоваться дополнительное время на прогрев двигателя, очистку стекол и зеркал от снега и льда, в случае необходимости – на откапывание транспортного средства из сугроба или заноса и проч. Это время необходимо учитывать при планировании поездки.

Знакомство с маршрутом означает предварительное его изучение с помощью всех доступных водителю источников информации. Прежде всего, необходимо понять, как проехать до нужной точки, причем кратчайший по протяженности путь в условиях плотного городского движения не всегда оказывается оптимальным по времени. На предполагаемом маршруте надо изучить организацию движения (перекрестки, дорожные развязки, улицы с односторонним движением, разрешенные повороты и проч.), учесть возможную дорожную ситуацию и препятствия (типичные пробки и узкие места, дорожные работы, возможные аварии и проч.), в конечной точке маршрута необходимо предусмотреть возможность безопасной парковки, ее продолжительность и вероятную стоимость и т.д.

Помимо подробной карты или дорожного атласа помощь могут оказать интернет-ресурсы (примером являются сервисы, подобные Yandex-пробки), навигационные средства, сводки дорожной информации по радио, личные наблюдения, опросы других водителей (коллеги по работе, соседи по гаражу, стоянке и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: