Автомобильные дороги подразделяются на следующие группы (рис.4.6):
– дороги общегосударственного значения, предназначенные для дальних автомобильных сообщений между столицами республик, промышленными и культурными центрами;
– дороги республиканского значения, соединяющие главные административные, экономические и культурные центры краев, автономных республик и областей со столицами союзных республик;
– дороги краевого и областного значения;
– дороги местного значения, соединяющие районные центры, населенные пункты, колхозы и т. п. между собой.
Безопасность движения транспортных средств по дорогам во многом определяется их конструктивными параметрами. Для характеристики соответствия условиям безопасности дорожного движения дороги классифицируются по техническим категориям.
Согласно строительным нормам и правилам, дороги делятся на пять технических категорий (рис.4.7).
Дороги 1–2 категорий имеют капитальное основание и усовершенствованное покрытие, которые обеспечивают движение по ним колесных транспортных средств.
|
|
Широкие полосы – 3,75 метра.
Ограниченные продольные уклоны 3–4 %.
Увеличенные радиусы поворота.
Широкие обочины.
К дорогам 1–2 категории относятся:
– автомагистрали;
– автодороги;
– двух полосные дороги по одной полосе в каждом направлении.
Дороги 3 категории имеют облегченное усовершенствованное покрытие (битум минеральное покрытие), которое также рассчитано на движение по ним колесных транспортных средств, с осевой нагрузкой, не превышающей 10 т, однако с меньшей интенсивностью. Ширина полосы может быть до 3,5 м., уклоны до 5 %, радиусы кривых до 400 м.
Дороги 4 категории имеют основание, которое рассчитано на движение колесных транспортных средств. Это основание легко размягчается грунтовыми водами и имеет неусовершенствованное твердое покрытие (булыжник, гравий), рассчитанное на нагрузку не более 6 т. Ширина полосы движения не превышает 3 м, максимальные продольные уклоны до 6 %, а минимальные радиусы поворотов – 250 м. На таких дорогах зимой после расчистки остается слой снега и льда. Ослабленное полотно дороги легко прогибается под нагрузкой.
Дороги 5 категории прокладываются по естественному грунту. Как правило, не имеют покрытия. В распутицу и в период снежных заносов становятся не проезжими.
Скорость для дорог расчетная:
1 – категория – 150 км/час
2 – категория – 120 км/час
3 – категория – 100 км/час, на пересечениях – 80 км/час
4 – категория – 80 км/час, на пересечениях – 60 км/час.
Для лучшего ориентирования водителей относительно правого края проезжей части и сохранения дорожного покрытия укладываются вдоль проезжей части краевые полосы. Чтобы исключить опасность при разъезде встречных транспортных средств на дорогах с несколькими проезжими частями устанавливают разделительные полосы.
|
|
На дорогах типичными участками, где ограничена обзорность, являются закрытые повороты, особенно серпантины на горных дорогах, тоннели, железнодорожные переезды, переломы продольного профиля дороги и перекрестки.
Одним из наиболее опасных мест на дорогах являются перекрестки. На них происходит 20 % всех ДТП. На большинстве дорог пересечения встречаются очень редко. Вне населенного пункта все перекрестки, как правило, нерегулируемые, но на них установлены знаки приоритета, определяющие главную и второстепенную дорогу.
Безопасность проезда таких перекрестков зависит главным образом от видимости знаков в их зоне.
Движение на перекрестках в одном уровне значительно усложняется при большом числе поворачивающих автомобилей. Неправильные действия водителя при проезде перекрестка дезорганизуют движение.
Обустройство дорог
Автомобильными дорогами называют дороги, построенные в соответствии с установленными техническими правилами и требованиями, исходя из обеспечения непрерывности, удобства и безопасности движения транспортных средств.
Автомобильные дороги строятся в пределах полосы отвода, которая включает также территорию вдоль дороги и сооружения для эксплуатации ее (рис.4.8).
Одним из основных элементов автомобильной дороги является земляное полотно. На нем располагаются проезжая часть, а также обочины и боковые канавы, или кюветы, предназначенные для отвода воды, стекающей с полотна дороги. Часть полосы отвода с левой и правой стороны земляного полотна называется обрезом. Обрезы часто используют для объездов при ремонте проезжей части дороги, устройства на них тракторных путей и др.
Проезжая часть дороги представляет собой прочную и плотную поверхность, предназначенную для движения транспорта. Проезжая часть, как правило, располагается симметрично относительно оси земляного полотна. Для устройства проезжей части в земляном полотне отрывают корыто и туда укладывают дорожно-строительные материалы. Проезжая часть обычно имеет два слоя: основание и дорожную одежду. В зависимости от назначения дороги одежда состоит из одного, двух и более слоев. Верхний слой одежды называется покрытием дороги.
Дорожные одежды делятся на группы, основными в которых являются:
– усовершенствованные капитального типа – асфальтобетонные и цементобетонные;
– усовершенствованные облегченного типа – черные, щебеночные и гравийные;
– переходные типы – грунтовые, укрепленные вяжущими материалами;
– низшие типы – грунтовые.
Обочины дороги служат для создания упора проезжей части при строительстве дороги, предохранения краев покрытия от обламывания, разъезда, остановки и стоянки автомобилей. При ремонтах дорог обочины служат для временного складирования материалов. Кроме того, обочины являются резервом для расширения проезжей части.
Боковые кюветы предназначаются для отвода воды из водоносных слоев. В кюветы также стекает вода с поверхности проезжей части. С помощью боковых кюветов стекающие воды отводятся вдоль дороги к искусственным сооружениям или в пониженные места. Кюветы выполняют в виде выемок, у которых боковые стенки имеют треугольную или трапецеидальную форму.
В населенных пунктах для движения пешеходов оборудуются тротуары. Обычно тротуары возвышаются над проезжей частью, а их края, граничащие с ней, окаймляются бордюрным камнем.
На дорогах с интенсивным движением транспортных средств для разделения встречных транспортных потоков оборудуются разделительные полосы. Разделительные полосы могут быть в виде газонов, приподнятых над проезжей частью и окаймленных бордюрным камнем (рис.4.9), в виде бетонных блоков, имеющих специальные скосы, или металлических ограждений (рис.4.10), в виде резервной зоны – полосы движения обозначенной широкими сплошными линиями разметки (рис.4.11).
|
|
Для пересечения пешеходами проезжей части обустраиваются пешеходные переходы, которые могут быть наземными (рис. 4.12), поземными (рис.4.13) и надземными (рис.4.14). В местах возможного появления детей (в местах детских учреждений) и скопления пешеходов, переходящих проезжую часть, для принудительного снижения скорости движения транспортных средств обустраиваются искусственные неровности (рис.4.15).
На автомобильных дорогах с неинтенсивным движением остановки маршрутных транспортных средств, как правило, располагаются на проезжей части (рис.4.16) или обочине. При интенсивном движении, а также на дорогах где обочины отсутствуют, для остановок маршрутных транспортных средств устраиваются уширения проезжей части «карманы» (рис.4.17), а для стоянки транспортных средств вне пределов проезжей части специальные площадки (рис.4.18).
Для движения на велосипедах и мопедах, а также пешеходов при отсутствии тротуаров, могут обустраиваться велосипедные дорожки, которые могут быть как вне пределов проезжей части (рис.4.19), так и в ее пределах (рис.4.20).