На коэффициент сцепления влияют многие факторы. В зависимости от качества и состояния дорожного покрытия он меняется в широких пределах от 0,05 до 0,80.
На дорогах с твердым покрытием величина коэффициента сцепления обусловлена, главным образом, трением скольжения между шиной и дорогой и взаимодействием элементов протектора шины с микронеровностями покрытия. При смачивании твердого покрытия коэффициент сцепления уменьшается весьма заметно, что объясняется образованием пленки из слоя частиц грунта и воды. Пленка разделяет трущиеся поверхности, ослабляя взаимодействие шины и покрытия и уменьшая коэффициент сцепления. При скольжении шины по дороге в зоне контакта возможно образование элементарных гидродинамических клиньев, вызывающих приподнимание элементов протектора над покрытием. Непосредственный контакт шины и дороги в этих местах заменяется жидкостным трением, при котором коэффициент сцепления минимален (рис.4.31).
На деформируемых дорогах коэффициент сцепления зависит от податливости грунта. Выступы протектора ведущего колеса, погружаясь в грунт, обеспечивают хорошее сцепление колеса с дорогой.
|
|
На величину коэффициента сцепления влияет также рисунок протектора шины. Шины легковых автомобилей имеют протектор с мелким рисунком, обеспечивающим хорошее сцепление на твердых покрытиях. Шины грузовых автомобилей и автомобилей повышенной проходимости имеют крупный рисунок протектора с широкими и высокими выступами – грунтозацепами. Во время движения грунтозацепы внедряются в грунт, улучшая сцепление колеса с дорогой.
В таблице приведены значения коэффициента сцепления в зависимости от покрытия дороги и ее состояния (рис.4.32).
Величина коэффициента сцепления зависит от скорости проскальзывания шины относительно дороги. При скольжении без качения коэффициент сцепления снижается приблизительно на 15%. При проскальзывании 20–30% коэффициент сцепления максимален. Поэтому торможение с вращающимися колесами, находящимися на грани блокировки, более эффективно, чем торможение с заблокированными колесами.
Сцепление шин с дорогой имеет большое значение для безопасности движения, так как оно определяет возможность и интенсивность торможения, возможность устойчивого движения без заноса. Недостаточная величина коэффициента сцепления является главной причиной дорожно-транспортных происшествий на обледенелых дорогах.
Понятие о дорожно-транспортном происшествии
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
|
|
На основании определения ДТП можно выделить основные признаки ДТП (рис.4.33):
– ДТП возможно только при участии транспортных средств;
– в момент возникновения ДТП транспортное средство должно находиться в процессе дорожного движения;
– возникновению ДТП всегда предшествует одно или несколько нарушений нормативов по обеспечению безопасности дорожного движения и правил эксплуатации транспорта;
– ДТП всегда имеет вредные последствия.
ДТП, сопровождающиеся материальным ущербом, телесными повреждениями средней или легкой тяжести, образуют состав административных правонарушений, оформление и рассмотрение которых входит в юрисдикцию должностных лиц ГИБДД.
Остальные группы ДТП отнесены к разряду преступлений, по ним возбуждается уголовное дело и проводится расследование.