Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги и метеорологических условий

На коэффициент сцепления влияют многие факторы. В зависимости от качества и состояния дорожного покрытия он меняется в широких пределах от 0,05 до 0,80.

На дорогах с твердым покрытием величина коэффициента сцепления обусловлена, главным образом, трением скольжения между шиной и дорогой и взаимо­действием элементов протектора шины с микронеров­ностями покрытия. При смачивании твердого покрытия коэффициент сцепления уменьшается весьма заметно, что объясняется образованием пленки из слоя частиц грунта и воды. Пленка разделяет трущиеся поверхности, ослабляя взаимодействие шины и покрытия и уменьшая коэффициент сцепления. При скольжении шины по до­роге в зоне контакта возможно образование элементар­ных гидродинамических клиньев, вызывающих припод­нимание элементов протектора над покрытием. Непо­средственный контакт шины и дороги в этих местах заменяется жидкостным трением, при котором коэффици­ент сцепления минимален (рис.4.31).

На деформируемых дорогах коэффициент сцепления зависит от податливости грунта. Выступы протектора ведущего колеса, погружаясь в грунт, обеспечивают хо­рошее сцепление колеса с дорогой.

На величину коэффициента сцепления влияет также рисунок протектора шины. Шины легковых автомобилей имеют протектор с мелким рисунком, обеспечивающим хорошее сцепление на твердых покрытиях. Шины гру­зовых автомобилей и автомобилей повышенной проходимости имеют крупный рисунок протектора с широки­ми и высокими выступами – грунтозацепами. Во время движения грунтозацепы внедряются в грунт, улучшая сцепление колеса с дорогой.

В таблице приведены значения коэффициента сцепления в зависимости от покрытия дороги и ее состояния (рис.4.32).

Величина коэффициента сцепления зависит от ско­рости проскальзывания шины относительно дороги. При скольжении без качения коэффициент сцепления снижа­ется приблизительно на 15%. При проскальзывании 20–30% коэффициент сцепления максимален. Поэтому торможение с вращающимися колесами, находящимися на грани блокировки, более эффективно, чем торможе­ние с заблокированными колесами.

Сцепление шин с дорогой имеет большое значение для безопасности движения, так как оно определяет возможность и интенсивность торможения, возможность устойчивого движения без заноса. Недостаточная вели­чина коэффициента сцепления является главной причи­ной дорожно-транспортных происшествий на обледене­лых дорогах.

Понятие о дорожно-транспортном происшествии

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

На основании определения ДТП можно выделить основные признаки ДТП (рис.4.33):

– ДТП возможно только при участии транспортных средств;

– в момент возникновения ДТП транспортное средство должно находиться в процессе дорожного движения;

– возникновению ДТП всегда предшествует одно или несколько нарушений нормативов по обеспечению безопасности дорожного движения и правил эксплуатации транспорта;

– ДТП всегда имеет вредные последствия.

ДТП, сопровождающиеся материальным ущербом, телесными повреждениями средней или легкой тяжести, образуют состав административных правонарушений, оформление и рассмотрение которых входит в юрисдикцию должностных лиц ГИБДД.

Остальные группы ДТП отнесены к разряду преступлений, по ним возбуждается уголовное дело и проводится расследование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: