Причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий

За 2007 год в Российской Федерации произошло 233809 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 33308 человек, а 292206 человек получили ранения (рис.4.36).

Определяющее влияние на уровень аварийности оказывают водители транспортных средств. Из-за нарушения ими ПДД в 2007 г. совершено свыше трех четвертей (80,9%) всех происшествий. Всего в течение года по вине водителей произошло 195488 ДТП, в которых 27729 человека погибли и 257883 получили ранения. Структура распределения количества ДТП по их видам (рис.4.37) не претерпела существенных изменений. Самым распространенный вид ДТП – наезд на пешехода 41,3%, вторым видом по количеству ДТП является столкновение транспортных средств 30,6%.

Основным фактором аварийности, выявляемым при анализе статистических данных о ДТП, можно отнести низкую дисциплину водителей транспортных средств (рис.4.38). Наиболее распространенным нарушением Правил дорожного движения является неумение водителей выбирать безопасную скорость движения, отвечающую конкретным дорожным условиям 29,2%, что свидетельствует о низком уровне подготовки водителей. Большое количество ДТП 15,2% совершается лицами, не имеющими права управления транспортным средством, т.е. не являющимся водителем.

Пешеходы являются самой многочисленной группой участников дорожного движения. Игнорирование ими требований безопасности оказывает значительное влияние на уровень аварийности в стране. Из-за нарушений ПДД пешеходами в 2005 г. зарегистрировано каждое пятое (22,2%) ДТП, в которых погибли 7898 и ранены 43920 человек. Чаще всего пешеходы страдают (65,4%) от перехода проезжей части в неустановленном месте и вне пешеходного перехода.

Дорожно-транспортное происшествие протекает очень быстро, иногда в течение нескольких секунд. Развивается оно следующим образом. Вначале в про­цессе нормального движения возникает опасная доро­жная обстановка, при которой какое-нибудь препят­ствие оказывается на полосе движения транспортного средства. Такое препятствие может быть как неподвижным (выбоина на дорожном покрытии, скользкий участок дороги), так и движущимся (другое тран­спортное средство, пешеход, животное).

В опасной дорожной обстановке участники движе­ния обязаны принять все меры для ее ликвидации. Если эти меры не приняты или приняты с запоздани­ем, возникает аварийная дорожная обстановка, в которой предотвратить ДТП технически невозможно. В такой обстановке водитель не может избежать ДТП, даже используя все технические средства, имеющиеся в его распоряжении.

Так, например, пешеход, внезапно сошедший с тротуара и пересекающий улицу перед движущимся автомобилем, создаст опасную дорожную обстановку. Водитель, заметив пешехода, может своевременно затормозить или повернуть рулевое колесо и предот­вратить наезд. Если он этого не сделает или сделает слишком поздно, автомобиль приблизится к пешехо­ду, опасная дорожная обстановка перерастает в ава­рийную, и наезд станет неизбежным.

Все ДТП подлежат тщательному изучению и вни­мательному разбору, чтобы установить причины и выявить виновных.

Для объективного изучения обстоятельств ДТП, установления его причин и действий участников про­водят судебную автотехническую экспертизу. Экспер­тами являются квалифицированные специалисты в области дорожного движения, конструкции и теории автомобиля, психофизиологии водителя и других на­учных дисциплин.

Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств

Наибольшее количество ДТП наблюдается в России в мае – октябре. За эти шесть месяцев совершается более 60% от общего годового количества ДТП (рис.4.39). Максимальное количество ДТП и пострадавших в них людей приходится на август. Очевидно, в это время в дорожном движении участвует максимальное количество транспортных средств.

Распределение количества ДТП по дням недели также имеет неравномерный характер (рис.4.40). Наибольшее количество ДТП совершается в конце недели с пятницы по воскресенье (46,2%).

В течение дня загруженность дорог резко возрастает в период с 16 до 22 часов. В этот период совершается около 40% ДТП (рис.4.41).

По данным статистики в общей структуре дорожно-транспортной аварийности из-за их многочисленности водители и пассажиры легковых автомобилей (46,3%), а также пешеходы (36,4%) составляют самые многочисленные категории пострадавших участников дорожного движения.

<<Назад

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: