Ц е л ь у р о к а: позна комить уча щихся с образова нием и написа нием действительных причастий прошедшего времени; отработка на вы ков на писания гласных перед суффиксами причастий.
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: конструи рова ние предложений с при частными оборота ми; работа над пра вильн ым уда рением в причастиях. П о в т о р е н и е: на писание глаголов в прошедшем времени.
1. Проверка дома ш него упражнен ия методом самоп роверки; через графоп роектор проеци руется выполнен ное учеником на плен ке упражнение, остальные сверяют с написанным дома. Анализ ошибок.
11. Работа по карточкам.
Уча щиеся должн ы списать словосочета ния, вставля я пропущен ные буквы: объясн ить графически услови я выбора букв у, ю, а, я в суффиксах действительных причасти й.
К а р т о ч к а № 1
Руб..щие лес, слы ш..щие шорох, кол..щие дрова, паш..щие поле, держ..щи й зна мя, чуть плещ..щие волны, rрохоч..щие автомобили, за вис..щие от погоды, та..щий снег, рокоч..щая вдали.
К а р т о ч к а № 2
Грохоч..щие вдал и, стро..щиеся на окра ине, трепещ..щая в неводе ры ба, расстила..ща яся перед путешественника ми, хлопоч..щая у плиты хозяй ка, слыш..щийся издали ропот, смотр..щие спекта кль дети.
|
|
К а р т о ч к а № 3
Кол"щая лед машина, та..щий на солнце снег, реж..щий металл ста нок, се..щийся над горами дождь, стро..щийся дом, не за вис..щие от нас обстоятельства, бор. щиеся за выход в финал, маш..щие крыльями птицы, колебл..щийся тростник, пен..щиеся волны, клокоч..щий водопад.
111. Подберите и запишите причастия, строение которых соот- ветствует схемам:
1. ло (например: лежащего).
2. _, ллол (например: расстилающегося ).
Учащиеся должны составить с ними словосочетания, затем предложения, чтобы причастные обороты стояли до и после опре деляемого слова.
IV. Слова рна я диктовка.
и |
строц.л (строgть) - строцвшии.
Засеял поле, за висел от обстоятельств, затеял спор, услышал шорох, увидел террасу, за клеил конверт.
Делается вывод: написа ние гласной в гла голе прошедшего времен и перед суффиксом -л- и в действительном причасти и про шедшего времен и не определ яется спряжением гла гола, а за висит от того, какая гласна я стоит в неопределен ной форме пе ред -ть.
V. Объяснение нового материала (§ 17).
Работа по составлению таблицы (см. уроки 24-25).
1. Упр. 95 (устно) выполняе.тся под руководством учителя.
|
|
2. Запишите словосочетания, графически объяснив написание гласной перед суффиксом -вш- в действительных причастиях про шедшего времени.
Бесследно раста явшие тучи, слыша вший шорох, пра вивший конями, обидевший ребенка, раста явший снег, увидевший паука, напра вивший пе шехода, построивший дом, ужалившего девочку, лаявшей собаки, об отта явшей земле, зависевший от обстоятельств, ненавидевший врагов, встре тившийся с другом, рассеявший сомнения.
С двумя -тремя словосочетани ями составьте и запишите предло- жения.
3. Запись в ученический словарь «Говори правильно».
ПонЯвший, прибь'tвший.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 17; упр. 99; выписать в словарь и выучить слова из рамочек (с. 44, 46).
У р о к 27. Развитие речи. Изложение
(уп р. 100)
У р о к 28. Страдательные причастия настоящего времени.