У р о к 26. Действительные причастия прошедшего времени

Ц е л ь у р о к а: позна комить уча щихся с образова нием и написа нием действительных причастий прошедшего времени; отработка на вы ков на писания гласных перед суффиксами  причастий.

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: конструи рова ние предложений с при ­ частными оборота ми; работа над пра вильн ым уда рением в причастиях. П о в т о р е н и е: на писание глаголов в прошедшем времени.

1. Проверка дома ш него упражнен ия методом самоп роверки; через графоп роектор проеци руется выполнен ное учеником на плен ­ ке упражнение, остальные сверяют с написанным дома. Анализ ошибок.

11. Работа по карточкам.

Уча щиеся должн ы списать словосочета ния, вставля я пропущен ­ ные буквы: объясн ить графически услови я выбора букв у, ю, а, я в суффиксах действительных причасти й.

К а р т о ч к а  № 1

Руб..щие лес, слы ш..щие шорох, кол..щие дрова, паш..щие поле, держ..щи й зна мя, чуть плещ..щие волны, rрохоч..щие автомобили, за ­ вис..щие от погоды, та..щий снег, рокоч..щая вдали.

К а р т о ч к а  № 2

Грохоч..щие вдал и, стро..щиеся на окра ине, трепещ..щая в неводе ры­ ба, расстила..ща яся перед путешественника ми, хлопоч..щая у плиты хозяй ­ ка, слыш..щийся издали ропот, смотр..щие спекта кль дети.


К а р т о ч к а  № 3

Кол"щая лед машина, та..щий на солнце снег, реж..щий металл ста ­ нок, се..щийся над горами дождь, стро..щийся дом, не за вис..щие от нас обстоятельства, бор. щиеся за выход в финал, маш..щие крыльями птицы, колебл..щийся тростник, пен..щиеся волны, клокоч..щий водопад.

111. Подберите и запишите причастия, строение которых соот- ветствует схемам:

1. ло (например: лежащего).

2. _,  ллол (например:   расстилающегося  ).

Учащиеся должны составить с ними словосочетания, затем предложения, чтобы причастные обороты стояли до и после опре­ деляемого слова.

IV. Слова рна я диктовка.

и
Учащиеся записывают в два столбика гла голы, объясняя гра ­ фически написание гласной перед суффиксом -л- прошедшего вре­ мени, оставляя место для третьего столбика, куда после объясне­ ния нового материала (§ 17) записыва ются действительные прича ­ стия прошлледшего влремени. Записльлбудет выглядеть так:

строц.л (строgть) - строцвшии.

Засеял поле, за висел от обстоятельств, затеял спор, услышал шорох, увидел террасу, за клеил конверт.

Делается вывод: написа ние гласной в гла голе прошедшего времен и перед суффиксом -л- и в действительном причасти и про­ шедшего времен и не определ яется спряжением гла гола, а за ­ висит от того, какая гласна я стоит в неопределен ной форме пе ­ ред   -ть.

V. Объяснение  нового  материала  (§  17).

Работа по составлению таблицы (см. уроки 24-25).

1. Упр. 95 (устно) выполняе.тся под руководством учителя.

2. Запишите словосочетания, графически объяснив написание гласной перед суффиксом -вш- в действительных причастиях про­ шедшего времени.

Бесследно раста явшие тучи, слыша вший шорох, пра вивший конями, обидевший ребенка, раста явший снег, увидевший паука, напра вивший пе­ шехода, построивший дом, ужалившего девочку, лаявшей собаки, об отта ­ явшей земле, зависевший от обстоятельств, ненавидевший врагов, встре­ тившийся с другом, рассеявший сомнения.

С двумя -тремя словосочетани ями составьте и запишите предло- жения.

3. Запись в ученический словарь «Говори правильно».

ПонЯвший, прибь'tвший.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: §  17; упр. 99; выписать в словарь и выучить слова из рамочек (с. 44, 46).


У р о к 27. Развитие речи. Изложение

(уп р. 100)

 

У р о к 28. Страдательные  причастия настоящего  времени.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: