Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

(продолжение темы)

Ц е л ь  у р о к а: формирование  навыка  написания  гласных  в суффиксах причастий.

Работа  п о  р а з в и т и ю  р е ч и: употребление  причастий  в речи.

П о в т о р е н и е: безударные  гласные в корне слова; написание окон­ чаний причастий; пунктуация причастного оборота.

1. Проверка дома шнего задан ия.

1. Уп р. 105 прове ряется «по цепоч ке».

2. У доски два учен ика  выполняют и нди видуальн ые задан ия (работа по карточ ка м).

К а р т о ч к а  № l

Вставить пропущенные буквы в суффиксах, объяснив графически их написание.

Слыш..мого рокота. вид...мый в микроскоп, навева..мый  воспоминани­ ями, огражда..мый от невзгод, колебл..мый ветром, озаря..мого луной, оро­ ша..мый  водами,  леле..мый  родителями.

К а р т о ч к а  № 2

Вставить пропущенные буквы в суффиксах, объяснив графически их написание.

Оберега..мый товарищами, ожида..мого поезда, невид..мый глазом, ос ­ веща..мый светом, обожа..мый родителями, озаря..мый луной, обижа..мый братом,  едва  слыш..мый  звук.

Дополнительн ые вопросы отвеча ющи м у доски:

- В написа нии ка ких гла гольн ых форм мы опираемся на спря ­ жен ие гла гола? (В на писа нии оконча ний гла голов настоящего и бу­ дущего времени, суффи ксов причасти й настоящего времени.)

- В написа нии ка ких форм гла гола необходимо знать неопреде­ ленную форму глагола? (В написании гласной перед суффиксом -л­ прошедшего времени, причастия прошедшего времени.)

11. Диктант по уп р. 107.

111. Синта ксическа я пятим инутка.

К словосочета ния м рокоч ущий вдали, озаряемый пламенем, согреваемый солнцем уча щиеся подби ра ют определяем ые слова, ставя их перед словосочета нием. Соста вляют предложен ия. Одно из предложени й разби ра ют по членам. Устно за меняют причастны й оборот придаточ ным предложением.

IV. Трен ировоч н ые уп ражнени я.

1. Уп р. 82.

2. Словарно-орфографическа я диктовка.


Учащиеся записывают, определяют вид причастия, графически объясняют суффиксы действительных причастий и гла гольный суф­ фикс в страдательных причастиях.

О б р а з е ц з а п и с и:   дремлий  (дремать,   1  спр.) великан,  ко-

л           ЛЛ и -Л

лебл:._мая (колебать, 1 спр.) ветром, вид!!..вшии - вид!!..ть.

Дремлющий великан; гирлянда, колеблемая ветром; колющийся пред­ мет; колышущееся отражение; туман, расстилающийся над рекой; море, ус­ покоившееся  после бури; борющегося за свободу; строящая школу бригада.

Причастие расстилающийся   разбирается  по составу.

3. Объяснительный диктант.

1) В закурившемся тумане глухо шумел почти невидимый лес. 2) Ржа ­ вые большие листья шумели, колеблемые ветром. (В. Ажаев.) 3) Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгоралось со стоном  и сви ­ стом. (Б. Полевой.) 4) Он [Алексей ] считал  круги,  совершаемые  самоле­ том.  (Б.  Полевой.)

4. Исправьте текст.

Употребление данных причастий не соответствует литературной норме. Почему? Для ответа на этот вопрос учащимся необходимо вспомнить, от каких глагольных форм образуются причастия, затем записать предложения в испра вленном виде.

1) Ребята,  сделающие  модели  самолетов,  будут  премированы.

2) Туристы, увидящие  красоты  озер Карелии,  никогда  не забудут  их.

3) Ученики,  прочитаемые  эту  книгу,  надолго запомнят  ее  героев.

(В 1-м и 2-м предложениях -действительные причастия настоя­ щего времени, а причастия настоящего времени не образуются от гла ­ голов совершенного вида - сделать, увидеть; в 3-м предложении - страдательное причастие настоящего времени. Во-первых, причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида, а глагол прочитать - совершенного вида. Во- вторых, важ­ но учитывать,  кто производит действие,  например: Ученики, чита­ емые  книгу - непра вил_ьно,  здесь  должно  быть действительное причастие,  а  не  страдательное:   ученики,  прочитавшие  книгу.)

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: §  18; упр.  1 1О.

 


У р о к 30. Страдательные причастия

Прошедшего времени

Ц е л ь у р о к а: знакомство со способа ми образования страдательных причастий прошедшего времени и написа нием их суффиксов; формиро­ ва ние умения образовывать страдательные причастия прошедшего вре­ мени, навыка написа ния гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени  и причастий прошедшего  времени.

Работа  п о  р а з в и т и ю  р е ч и: употребление  причастий  при  описании внешности  человека.


П о в т о р е н и е: переходность- непереходность глаголов; написание гласной перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени, в дей­ ствительных причастиях прошедшего времени.

1.   Проверка  домашнего  упр.   1 10.

11.   Синтаксическая  пятиминутка.

Учащиеся  составляют  по данным  схемам  предложения.  Одно  из них  разбирается  по  членам  предложения.

1)       1        ···  2)       ,       1  ,  ...  .

- определяемое слово;      1 - причастный оборот.

111.   Работа   с   перфокартой.

Цель работы: проверка навыка написания н и нн в суффиксах прилагательных.  Предварительно  повторяется  правило  о  написании н   и   нн   в  суффиксах  прилагательных.

1   в а р и а н т

 

авиационный ветреный день карманный кожаный костяной куриный полотняный ранний истинный
внутренний ледяной румяный
воробьиное глиняный деревянный дровяной жестяной лиственный льняное песчаный нефтяной обеденный безветренный свиной серебряный соломенный соловьиный

11   в а р и а н т

 

подлинный свиной старинный
земляной оловянный стеклянный
звериный осенний туманный
искренний песчаный утренний
искусственный перронный чугунный
каменный карманный ранний письменный шерстяной экскурсионный
клюквенный глубинный юный
серебряный голубиный румяный

IV.

лл
Подбор и запись в два

- ил-

- -

-лалл

лл

- нул

-
А Л

евал

А Л

-овал


столбика  слов   с данными

лл r.;;ri

лл
- ивш

r.;;ri

-евш

-лавлш г;;;u;-,

лл г;;;u;-,

- нувш

А Л г;;;u;-,

- евавш

А Лг.;к-

- овавш


морфемами.


-
А Л

ывал


А /\. " ывавш@]


-
А Л            А /\. г;;;п

- ивал           - ивавш

лл        л/\. г;;;п

- вал             - вавш


 

Например:


ЛЛ

строил -


Л /\ "

строивш ГUйl.


(Напоминаем,  что в глаголе суфq»iКс -ва- всегда ударный: за­

/\        /\

болевать,  давать.)

- Слова какой  части  речи  вы  записали  в  первый  столбик? В каком времени стоят эти глаголы? Что является показателем этого  времени?  (Суффикс  -л-.) Л

От чего зависит написание гласной перед -л- в гла голе про­ шедшего времени? (От того, какая гласна я стоит перед -ть в не­ определенной форме глагола.)

- Укажите переходность придума нных вами глаголов.

- Какие слова записаны во второй столбик? От чего зависит написание гласной перед суффиксом причастия -вш-? (Также от глагольного суффикса  перед -ть.)

Делается вывод о том, что для написания гласной перед суффик­ сом -вш- в причастии прошедшего времени необходимо знать, какая гласная пишется перед -ть в неопределенной форме глагола.

V. Объяснение нового материала. Наблюдения  на с. 51 учебника. Работа  с таблицей  (см. урок 23). Беседа с классом.

- Используя материал учебника, ответьте на следующие во­ просы:

От каких гла голов (переходных или непереходных) образуются страдательные причастия? От глаголов какого вида образуются страдательные причастия настоящего времени? страдательные при­ частия прошедшего времени? С помощью каких суффиксов обра ­ зуются страдательные причастия прошедшего времени? От чего за ­ висит выбор суффикса?

Что общего в способе образовани я действительных причастий прошедшего времени и страдательных причастий прошедшего вре­ мени?

VI. Закрепительно-тренировочные  упражнения.

1. Упр. 108 выполняется под наблюдением учителя.

2. Образуйте от данных гла голов страдательные причастия про­ шедшего времени. От каких глаголов нельзя образовать страда ­ тельные причастия прошедшего времени?

Встретить (встреченный), встречать (не образует), встретиться (не об­ разует, так как глагол непереходный), медлить (не образует, потому что гла гол непереходный; слово же медленный - прила гательное, от него можно образовать сра внительную степень - медленнее, что характерно для качественных прилагательных; замедлить (замедленный).


3. Запись в тетради по развитию реч и (с устн ым объяснением написа нного): потупленный взор, сощуренные  глазки,  задран­ ный кверху нос, взволнованное лицо, одухотворенное лицо, со­ мкнутые  губы,  сморщенное  лицо,  сдвинутые  брови.

- Ка кие из словосочета ний явл яются  элемента ми  внеш ней ха ракте ристи ки человека, ка кие содержат отражен ие состоян ия, настроен ия человека? Составьте (устно) с двум я-тремя словосоче­ та ниями предложен ия.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: §  19; упр.  109.

 

У р о к 3 1. Гласные  перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

Ц е л ь у р о к а: озна комление учащихся с условиями выбора гласной перед одной и двумя буква ми н в причастиях и отглагольных прилага ­ тельных; форм ирова ние на выка написания гласной перед н, нн в при ­ частиях и отгла гольн ых прилагательных.

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: соста вление устного связного расска ­ за на лингвистическую тему; конструи рова ние предложений по схема м. П о в т о р е н и е: на писа ние гласной в суффиксах глаголов и причастий прошедшего  времени.

1. Устная синта ксическа я пяти минутка.

Учащиеся соста вляют предложен ие по схеме, включа я в слова говорящего обращен ие, а в слова автора - причастный оборот.

«Ь!» - О.

11. Словарно-орфографическа я диктовка.

л   л        л          л
Требуется объясн ить графически выбор гласных перед суффи к­ сами -л- гла гола и -вш- причастия.

О б р а з е ц  з а п и с и: увидл  (увидть), построУ:_вший  (постро!!:_mь).

-                                      -

Снег раста ял, ветер веял, слы шавший шорох, обидевший ребенка, пра ­

вивший коня ми, оттаявша я земля, выпавший снег, обессилевший враг, рас­ каявшийся преступник, рассыпа вшийся песок.

Делается вывод: на писа ние гласной перед суффи ксом гла гола прошедшего времени -л- и перед суффиксом причасти я -вш- за ви­ сит от того, ка кая буква стоит в гла голе перед оконча нием -ть.

111. Объяснен ие нового материала.

Уча щиеся образовы ва ют от да нных глаголов страдательные причасти я прошедшего времен и (полные и краткие) и объясняют, ка кая гласна я будет стоять перед суффиксам и -н, -нн- и от чего

это зависит.


Услыш л ать - услыша л н л ныи ", ра зве!!:_ л ть - разве!! л :_ н Л ныи ",


лл

услышана;

лл


развеяна;


уви д е Л ть - уви а е Л н Л ныии;

= л     - л            л

построть - построенный, построена.

- Итак, в написании каких глагольных форм необходимо знать гласную (гла гольный суффикс) перед окончанием -ть? (В написа ­ нии форм прошедшего времени: гласной перед -л- в гла голе про­ шедшего времени  и гласных  перед суффикса ми -вш-, -нн- (-н-), в суффиксе -енн- (-ен-).)

IV. Закрепление материала.

1. Упр. 1 14 выполняется под руководством учителя. Внимание уча щихся обращается на графическое объяснение орфогра ммы.

2. Слова рна я диктовка.

Выкачанная нефть, выкаченна я из подвала бочка, выслушанные замечания, высушенные грибы, замеша нный в преступлении, замешенное тесто, подстреленна я утка, расстрелянные патроны, настоянный ча й, увенча нный венком победитель, рассеянные тучи, потерянное письмо, утоптанная песча ная тропинка, терраса достроена.

3. Составление схемы (на доске и в тетрадях).

Надо знать:

написание

личн ых безударных  оконча ний

гла голов настоящего и будущего вре- ""зависит от  спряжен ия мени; u                                        / глагола

суффиксов причастии настоя щего времени

нап иса ние

гласной  перед  суффиксом   -л-   в ""зависит от гласной  пе- гла голе прошедшего времени;                                                                     ред -ть (гла гольных u гласной перед суффиксами причас- / суффиксов) в неопреде-

тии  прошедшего  времени   -вш-, -нн-,    ленной форме гла гола

-н-, в суффиксе   -енн-

Карточки для индивидуальной работы.

К а р т о ч к а  № 1 Вста вить пропущенные буквы.

Обещ..иная поддержка, усл ыш..нная новость, слом..нный велосипед,. утер..иные документы, прострел..иная нога, обстрел..иные неприятелем по­ зиции, выдерж..иное испытание, засе..иные поля, подслуш..иные разгово­ ры, замеш..нный раствор, раскле..иные по городу афиши, зате..нный спор.

К а р т о ч к а  № 2 Вставить пропущенные буквы.

Засе..иное поле, слож..иное в скирды зерно, украш..иная ребятами ел ­ ка, сдел..иная модель, развеш..иные картины, созд..иное народом искусст­ во, взорв..нный мост, засуш..нные растения, вывеш..нный приказ, объяв­ л..иные результаты.

3 Богданова, 7 кл.                                                                                       65


Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 20; упр. 1 13 (или инди видуальные карточки - см. выше).

 

У р о к 32. Одна и две  буквы   н в суффиксах страдательных  причастий прошедшего времени и прилагательных,  образованных  от глаголов

Ц е л ь у р о к а: формирование на выка написа ния н., н.н. в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отгла гольных прила ­ гательных.

Р а з в и т и е  р е ч и: работа над орфоэпическими нормами.

П о в т о р е н и е: написание н., н.н. в прила гательных; вид глагола.

1. Проверка дома шнего зада ния осуществляется учителем при проверке тетрадей. Упражнение, выполнен ное в соответствии с за ­ даниями учебника, даст учителю предста вление о степени овладе­ ния семиклассниками практическими навыка ми, графическое объяс­ нение орфограмм покажет и уровень усвоения учащимися некото­ рых теоретических сведений о причастии.

11. Работа с перфока ртой.

Цель работы: повторение правила написан ия н, нн в суффиксах имен  прилагательн ых.


длинная дорога

госуда рственный план нежданный гость травяной покров песчаный берег

глин яный сосуд старинная  вещь

оловянные  солдатики безветренное утро


ветреный день вещь ценна земляной вал ястребиный клюв пчелиное гнездо стеклянная рама картинная галерея утиный крик

подлинный экземпля р


серебряная посуда мужественный  поступок торжественный день

бараба нная дробь овсяное поле башенный кран кожаная сумка деревянные кони лунная ночь


111.   Синтаксическая  пятиминутка.

Учащиеся должны переделать предложение, вста вив в каждую его часть причастный оборот; затем зап исать предложение, соста ­ вить его схему, графически объяснить зна ки препинания.

Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.

Возможный  вариа нт.

Лес, стоящий все лето сухим, загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым, на полнявший воздух густыми кольца ми.

По мере того как учащиеся выполняют это задание, учитель проверяет работы, сделанные с помощью перфока рт, после чего производится анализ допущенных ошибок.

IV. Объяснение нового материала.

Учащимся сообщается, что прила гательные могут быть образо­ ваны не только от существительных,  но и от глаголов без приста -


вок, если они несовершенного  вида. В таких прилагательных  пи ­ шется одна буква н в суффиксе:

варить (гла г., несов. вид) - вареный суп; путать (глаг., несов. вид) - путаный ответ;

квасить (глаг., несов. вид) - квашеная капуста.

Не  влияет  на  написание  и  приста вка   не-:  невареный  карто­ фель,  негашеная  известь.·

Если же форма образована от глагола совершенного вида - это причастие:

решить (глаг., сов. вид) - решенная задача; бросить (глаг., сов. вид) - брошенная лодка.

В кратком причастии пишется одна буква н: · брошена, решена.

Построим «цепочку», показывающую способ образования при - частий:

прил.                   прич.

вареный  горох -+ сваренный  суп (от глагола совершенного ви ­ да, полное)

х

прич.

-варенный  в  кастрюле  суп   (наличие  зависимого  слова  сде ­ лало слово причастием, в котором пишется нн).

Делается  вывод:  прилагательные,  образованные  от бесприста ­ вочных гла голов несовершенного вида, пишутся с н.

Добавление зависимых слов указывает на причастие, которое в полной форме пишется с нн.   Прилагательные, образованные  от гла голов с суффиксами -ова-, -ева- (-ёва-), пишутся с нн: ас­ фальтированный путь, спрессованный  торф,  корчеванный  лес, как и причастия, образова нные от глаголов совершенного вида.

Запись в словари.

Жеваный, кованый, нежданный, негаданный, смышленый, незваный; вымысел, фантазия..

Устно с этими словами соста вляются предложения.

Данное объяснение может быть заменено чтением и анализом § 21. Отрабатываем способ действия при выборе орфограммы.

При выборе н или нн в отглагольных прилагательных и прича ­

стиях рассуждаем так:


 

 

прилагательные


Гр у з и т ь


 

причастия


груже!1!:._\ыии


вагон


(отглагольное


выгруже ый вагон (добавили


прилагательное, образованное от бесприставочного глагола не­ совершенного вида грузить)


приставку -получили глагол выгрузить совершенного вида; образова нное от него полное причастие пишется с нн)


негруж / е \   ыии


вагон


(прилага -


незагруженныии


вагон


(полное


тельное  образова но  от  гла гола

(не)  грузить - бесприставоч -


причастие образовано от глагола совершенного  вида загрузить)


ного несове ршен ного вида; при­       1                                t


ставка не- не влияет на написа ­ ние суффи кса)


х /\

гружённый


к и р п и ч о м  вагон


V. Тренировоч ные упражнен ия.


(добавили за висимое слово -

получ или  причастие;  в  полной форме пишется нн)

баржа  не  выгруж л е [О]   (крат-

кое причастие, пишется одна буква н)


1. От данных гла голов образуйте прила гательные, а затем при­ частия двум я способа ми.

 

О б р а з е ц: грузить - груж ый (прил.) - в---;;/гру же{;'ный (п олн. прич.)

А          t -               -    -Л

вагон;  вагон, груженный  арбузами   (полн. прич.); выгру жена   (кр. прич.).

 

Печь, морозить, кипятить, солить, пугать, купить, студить, дать, встре­ тить.

 

Почему от гла голов купить, дать, встретить образуются только причасти я? (Это гла голы совершенного вида.)

2. От  гла голов   мариновать,  шинковать,  костюмировать

образуйте прила гательные.

3. Сравните две пары слов. Чем отличаются они в произноше­ нии? А в написании? Сделайте вывод о значении уда рения для раз­ личения причасти й и прила гательных.

Варенный (прич.) в кастрюле, варёный суп (прил.); гружёный (прил.) вагон, груженный песком (прич.); занятый (прич.) уборкой, занятой (прил.) человек.

 

4. Запишите словосочетания, объясн ив графически  написание

н и нн.

Образец см. выше.

Крашеный пол - покрашенный краской пол, некрашеный пол, непо­ крашенный пол; вязаная кофта - вязанный спицами свитер, кофта связа­ на, развязанный шнурок; сеяная мука - засеянное поле; плетеная корзи­ на - плетенная из веток корзина; скошенный луг, кошеная трава, неко­ шеная трава, нескошенный луг, трава скошена; свеча потушена ветром, по­ тушенная свеча; убранная территория.

 

VI. Объяснительный диктант.

В средневековой Европе мощеными были лишь те дороги, что сохра­ нялись от времен Древнего Рима. Дома запирались массивной дубовой две­ рью с коваными петлями. Стекло было дорого, окна в домах горожане за­ тягивали пузырями или промасленным холстом, нередко разрисованным яр­ кими  красками.


Vll. Тест и нн в прила гательных, причасти ях). Обвести кружком номер словосочета ния, в котором

1.  пишутся  две  буквы  н:


l)  свежемороже..ые  овощи,

3) фарширова"ый  перец,

11.  пишется  одна  буква  н: l)  варе..ый  картофель,

3) убра"ые  вещи,

Ш.  пишется  одна  буква  н: l)  нечая"ый  поступок,

3) потуше..а ветром,

IV. пишется  одна буква  н: l)  слома..а  ребенком,

3) броше..ый камень,

V. пишутся две буквы н: 1)  рва..ая  куртка,

3) огни потуше"ы,

VI. пишутся две буквы  н:


2)  груже"а я  баржа,

4)  смышле..ый  малыш;

 

 

2)  организова"ая  шефами, 4)  потуше..ые огни;

 

 

2)  обветре"ые  руки,

4)  недова ре..ый  картофель;

 

 

2)  искуса"ый  кома рами, 4)  вытка..ый  ковер;

 

 

2)  организова..а  спонсора ми, 4)  купле"ый  това р;


1) дитя  испуга"о,                               2)  реше"ая  задача,

3) да вно  потуше..ы,                          4)  суше..ые  ягоды.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 21; упр. 1 14, 1 16 (с обязательным графическим объяснением написа нного); выучить записанные в слова рь слова.

 

У р о к  33. Одна  и  две  буквы   н   в  суффиксах страдател ьных  причасти й  прошедшего  времени и  прилагательн ых,  образован ных  от  глаголов

(продолжение темы)

Ц е л ь у р о к а: отработка умения отличать причастия и  прилагатель­ ные, образованные  от глаголов; формирование  на выка  написания   н, нн в причастиях и прила гательных.

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: соста вление связного рассказа на грамматическую тему.

П о в т о р е н и е:  написание   н, нн   в  прилагательных.

1. Прове рка дома шнего зада ния.

Уча щиеся выписыва ют из заданного на дом упр. 114 словосо-


чета ния:  1) «прил. +


х

сущ.


»,  2) «прич. +


х

сущ.»,


затем  составляют


устный связный рассказ о написа нии н, нн в суффиксах полных страдательн ых причастий прошедшего времени и прилагательных, образова нных от глаголов.

Дополнительное  зада ние: написать по памяти слова, записан ­ ные на предыдущем уроке в слова рь.


11. Работа с перфока ртой.

Цель работы: прове рка степени усвоен ия умен ия писать н и нн

в прила гательных и причастиях.


собранный  урожай вязаные варежки прочитанная  книга заплетенная  коса застекленная  веранда образованный  мальчик просеянная мука вареное  яйцо кошенный  вчера


скошенная  трава рассеянные семена некошеный  луг упакованные  книги выстроенная  школа моченое  яблоко несеяные травы полученное задание завершенный  рассказ


подрезанные деревья выжженная  степь крашеные  стены завоеванные  призы зажженный  костер тканный  золотом  узор замеченный  недостаток невязаная  кофта ломаные  прутья


111. Уп р. 1 17 (письмен но).

IV. Запись словосочетаний с задан ием определить, какая это часть реч и, объясн ить написа ние н, нн.

Плетеная сумка, сплетенные олимпийские кольца; машина, груженная кирпичом; масленые блины, масляные краски, замасленный фартук; трени­ рованный спортсмен, оборудованный кабинет, газированная  вода;  мороже­ ное  мясо,  замороженные  фрукты;  отшлифованные  прибоем.

 

V. Объясн ительны й дикта нт.

Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным. Рваные сна­ сти хлестали по ветру. Даже в номере гостиницы, освещенной лампой с зеленым абажуром, были видны следы недавней бури: пыль веерами лежа ­ ла на столе около окон, рама была вдавлена внутрь, и за ней наискось торчала  сорванная  ветром  водосточная  труба.

(К. П а у с т о в с к и й.)

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 21; уп р.  1 18, 1 19; выписать слова из рамочки на с. 58 и за помнить их на писа ние.

 

У р о к 34. Одна  и две  буквы   н   в суффиксах кратких  страдател ьных причастий

прошедшего  времен и  и  кратких  прилагател ьных

Це л ь у р о к а: показать различие в написании кратких страдательных причастий и кратких прилагательных; формирование умения отличать краткие страдательные причастия от кратких прилагательных, навыка написания   н, нн   в  них.

Работа  п о  р а з в и т и ю  р е ч и:  конструирование  предложений;  упо­ требление  причастий  в речи.

По в т о р е н и е:   н,  нн   в  прилагательных;  написание  приставок.

1. Опрос.

Взаим ная прове рка упр. 1 19.

Дополнительное зада ние: назвать из уп р. 1 19 слова с приста в­ ками, объясни в их на писа ние.


11. Запись под диктовку с объяснением написания н, нн и ука ­ занием части речи.

Посеребренна я инеем, ветреный человек, ветряна я мельница, безвет­ ренная погода, тяжело раненный боец, ра неное животное, писанная мас­ ляными краска ми картина, масленые блины, желанный гость, подлинная рукопись, глиняный сосуд, иллюстри рова нный журнал, отшлифованные прибоем, нарисована на холсте, кованый сундук, подкованная лошадь, гру­ женная песком баржа, жаренные в масле грибы, застеленная шерстяным одеялом койка.

111. Синтаксическа я пятиминутка.

Уча щиеся должны расп ростра нить причастным оборотом одну из частей предложения Солнце  высоко стояло  в небе, и его лу ­ чи освещали сопки; затем записать полученное предложение, зна ­ ки препина ния объяснить графически.

IV. Комменти рованное письмо.

История необыкновенна, улицы пустынны, герои юны, мысли прекрас­ ны, глаза грустны, бойцы мужественны, утро туманно.

Делается вывод о написан ии н, нн в кратких прилагательных.

V. Фронтальный опрос.

- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прила гательные? Как изменяются полные и краткие причастия? Ка ­ кова синта ксическа я роль полных и кратких причастий? На какие вопросы они отвеча ют?

VI. Объяснение  нового материала. Запись на доске и в тетрадях:

А                                                                Л

лл -.
отправленное (полн.) письмо - письмо отправлено (крат.)

л л =  .

напечатанная (полн.)   книга   - книга  напечатана   (крат.)

Делается вывод: в кратких причастиях пишется одо н.

Правило-помощник: чтобы отличить краткие прилагательные от кратких причастий, необходимо поставить их в полную форму, а затем найти гла гол или существительное, от которого они образо­ ваны. Причастие можно заменить гла голом, прилагательное - дру­ гим прила гательным. Например: Враги окружены. Полна я фор­ ма - окруженные. Заменяем гла голом: враги, которых окружи ­ ли. Следовательно, окружены - краткое причастие, в котором пи ­ шется одна буква н.

Речи (каковы?) торжественны и напыщенны. - Речи тор­ жественные и напыщенные. Это прила гательные. Их можно за ­ менить - речи  восторженные.

Юная теннисистка воспитана (воспитывалась) детской спортивной школой.- Девочка (какова?) воспитанна и обра ­ зованна.  (Девочка  воспитанная  и  образованная.)

71


Vll. Закреплен ие материала.

1. Упр. 123 (устно).

2. За пись с объяснен ием.

1) Все мои друзья достаточно образованны, и мне с ними всегда ин­ тересно.  2)  Все комиссии уже  образованы.  3)  Лица  солдат  были  серьезны и сосредоточенны. 4) Все они были озабочены  происходящим.  5)  История эта очень запутанна. 6) Шерсть так запутана котенком, что ее трудно рас ­ путать. 7) Мое внимание сосредоточено на  решении  этой  задачи.  8)  Бри­ гада организованна и дружна. 9) Собрание  хорошо  организовано.  10) До­ рога длинна, путники измучены, но непреклонна их воля к победе. 1 1) На картине едва намечены отдаленные горы в. предутреннем тумане, ветряная мельница,  машущая  крыльями.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 22; уп р.  125.

 

У р о к 35. Одна и две  буквы   н в суффиксах кратких страдательных  причастий

































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: