Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Ц е л ь у р о к а: ознакомление учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания  суффиксов  страдательных  причастий  настоящего  времени

(-ом-, -ем-, -им-).

Работа п о  р а з в и т и ю  р е ч и: конструирование  предложений,  слово­ сочетаний.

П о в т о р е н и е:  написание  безударных  личных  окончаний  глаголов.

1. Вза и мная прове рка дома шнего зада ния.

11. Выборочный ди ктант.

Уча щиеся выписыва ют гла голы, графически объясняя оконча ­ ния.

l) В бездонную бочку воды не наносишь. 2) Кашу маслом не испор­ тишь. 3) Потерянного времени не воротишь. 4) Без правды и шагу не сту­ пишь. 5) Хлеб  режут, а сахар колют. 6) Что посеешь, то и пожнешь.

(Пословицы.)

Что надо знать, чтобы пра вильно на писать безуда рн ые лич­ ные оконча ния гла голов? (Их спряжение.)

- В написан ии суффи ксов каких причасти й нужно знать спря ­ жен ие гла голов, от которых они образова ны? (Действительн ых на ­ стоя щего времен и.)

111. Запись словосочета ний с графически м объяснением напи­ сания суффиксов.

Хвалящийся успехами, борющиеся с волнами рыбаки, строящийся ста ­ дион, пенящийся поток, дышащий зноем ветер, тающий снег, шепчущийся камыш,  сеющий  дождь,  слышавший  шорох,  стелющийся  туман.

 

IV. Соста вьте новое слово, взяв от дан н ых слов указан ные зна ­ чимые  части.

- п - р - е -, красныи

-,

описать

доля


А

потчевать

А

борющегося

колющl ий 1


(преодолевающий)


С полученным словом учащиеся должны составить словосочета ­ ние: данное слово должно быть в нем главным; затем придумать предложение, записать его, объяснив графически знаки препина ния.

х

Например: 1 Человек I, 1 успешно  преодолевающий  свою лень 1,

может многого  добиться.

V. Объяснение нового материала.

Анализ материала на с. 48 учебника. На основании наблюдений делается вывод об образовании страдательных причастий настоя ­ щего времени и о написании в них суффиксов. Работа с таблицей (см. уроки  9- 10).

VI. Залпись в словарь.

Движимый   (искл.),   следующий,  будущий.

Vll. Упражнения  на закрепление  материала.

1. Образуйте от данных ниже глаголов страдательные причастия настоящего времени; графически объясните написание суффиксов.

О б р а з е ц: отправлять (1 спр.) - отправляый.

Отправлять,  прикрывать,  решать,  возводить,  сооружать.

Вывод: в написании каких суффиксов причастий необходимо опираться на спряжение глагола? (Суффиксов причастий настоя­ щего времени, как действительных,  так и страдательных.)

Обра щаем внимание учащихся на то, что многие глаголы не об- разуют страдательных причастий настоящего времени, наприме р: жать,  есть,  кричать,  крыть,  бить,  петь,  жевать   и  пр.

2. Запишите, объяснив. на писание суффиксов страдательн ых причастий настоящего времени.

Рассматриваемый инженерами проект, выращиваемый юннатами  уро­ жай, оберегаемые детьми саженцы, едва слышимый голос, заполняема я во­ дой  канава,  подгоняемая  ветром  лодка,  управляемая  по  радио  модель.

С двумя-тремя словосочетаниями составьте предложения; запи ­ шите их, обозначив графически причастный оборот.

3. Объяснительный Щ1ктант (с графическим объяснением  написания суффиксов причастий и знаков препинания при причастном обороте).

1) К реке сбегает тропинка,  едва  видима я  во мгле. 2) Серебрится  ре­ ка,  слабо  оза ряемая  луной.  3) Шелестит  камыш,  чуть  колеблемый  ветром. 4) Чьи-то  голоса,  слышимые  издалека,  гулко  раздаются  в  ночной  тишине.

5) Вдали стоял почти невидимый лес. 6) Разгорался костер, раздуваемый ветром. 7) Труден перелет, совершаемый птицами на юг. 8) Тень, колеб­ лемая ветром, то укорачивалась, то удлинялась. 9) Трава, пригибаемая ве­ тром, ложилась на землю. 10) Разведчики вышли на поляну, слабо осве­ щаемую лунным  светом.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: §  18; упр.  105, 107; повторить слова из словарика.






У р о к 29. Страдательные причастия настоящего времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: