У р о к 37. Морфологический разбор причастий

Ц е л ь у р о к а: познакомить учащихся с порядком морфологического раз­ бора причастий; отработать умение разбирать причастия морфологически. Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: соста вление высказы вания на грам ­ матическую тему.

П о в т о р е н и е: орфограмма  в корне;  на писание   н, нн в суффиксах прилагательных и причастий.

1. Работа с перфока ртой (проверка усвоения написани я н, нн в суффиксах прила гательных и причасти й - образец см. в кон ­ спекте урока 32).

11. Учащиеся соста вляют связное высказывание на те_му _q на ­ писании н, нн в суффиксах прила гательных и причастий. Для до­ казательства они должны привести свои приме ры.

111. Синтаксическая  пятиминутка.

Уча щиеся составляют предложения по схемам 1:

1) [ZJ,  1.....   2)      1  [ZJ...

Одно из предложений они должны переделать, за менив в нем причастн ый оборот придаточным определительным, за писать это предложение, составить его схему.

IV.. Объяснение нового материала. Чтение и комменти рова ние § 23.

V. Закрепление материала. Учитель читает текст.

Из жизни  слов. Прометее в огонь (пла мя).

Прометей - тита н, могучий герой древнегреческих мифов. Охваченный жалостью к людям, которые не знали огня и был и беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божественное пламя, горящее в чертогах бо­ гов на Олимпе, и передал его людям. За это Зевс осудил его на страш ­ ную казн ь: тита н был прикова н к скалам на вершине Кавказа; каждый день гигантский орел терзал и клевал его печень; каждую ночь она снова зажи ­ вала для новых мук. Впоследствии другой бла городный герой, могучий Ге­ ра кл, освободил страдальца...

...Мы говорим: «муки Прометея»,- жела я описать бесконечные стра ­ дания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать JJ:'J X бла ­ городства, мужества и таланта.


Перескажите  текст.


(Э.  В а р т а н ь я н.)


- Приведите примеры, когда можно употребить это выражение.

- Разберите два причастия морфологически.

 

 

1  D::::]  - определяемое  слово;  1- причастный  оборот.


VI. Проверочна я работа.


 

 

Те с т

в а р и а н т


1. Найдите слово, в котором пишется е:

l)  он  гон..т,  2)  он  кле..т,  3)  он  стро..т,  4)  он  стел..т.

11. Найдите слово, в котором пишется и:

l)  в  посветлевш..м  воздухе,  2)  разбушевавш..йся  метели,  3)  о  разве­ вающ..мся  знамени,  4)  потемневш..м  горизонтом.

III. Найдите действительное причастие:

l)  покрытый  лесом,  2)  подгоняемый  ветром,  3)  отправленное  письмо, 4)  поросший  лесом.

IV Найдите неверное утверждение:

l)  Синтаксическая  роль  полных  и  кратких  причастий  различна.

2) Причастия,  как  и  глаголы,  бывают  настоящего,  прошедшего  и  бу- дущего  времени.     .

3) Правописание  суффиксов  причастий  настоящего  времени  определя- ется  спряжением  глагола,  от  которого  оно  образовано.

V. Укажите слово, в котором  пишется я:

1)  обкле..вший,  2)  стел..щий,  3)  просе..вший,  4)  ре..щий.

VI. Запятые необходимы на месте цифр:

Утром  повсюду  смеялась  жизнь  (l)  проснувшаяся после  бури  (2)  и дальний  берег (3) освеженный  грозой (4) рисовался  в прозрачном  воздухе.

1)  1, 2 2)  1,  2,  4  3)  1,  2,  3  4)  1, 2,  3, 4

 

11  в а р и а н т

1. Найдите слово, в котором пишется и:

l) он стел..т,  2)  он паш..т,  3) он езд..т, 4)  он кол..т.

11. Найдите слово, в котором пишется е:

1))  пожелтевш..ми листьями,  2)  пропадающ..е голоса,  3)  не видно  пор­ хающ..й бабочки,  4)  шепчущ..ми  камышами.

III. Найдите страдательное причастие:

l)  дремлющий  старик,  2)  зависевший  от обстоятельств,  3)  рокочущий вдали,  4) хорошо  промытый.

IV. Найдите неверное утверждение:

l)  Причастия  в предложении  обычно  бывают  определениями.

2) Причастия,  как  и  глаголы,  изменяются  по лицам  и числам.

3) Написание  гласной  в суффиксе  причастий  прошедшего  времени  не зависит  от  спряжения  глагола,  от  которого  образовано  причастие.

V Укажите слово, в котором пишется и:

1)  зате..вший,  2)  завис..л, 3)  вид..мый,  4) управля..мый.


VI. Запятые необходимы на месте цифр:

Утром с головой (1) отяжелевшей от бесплодных споров (2) и с серд- цем (3) сжима вшимся от разоча рований (4) я поплелся домой.

1)  1, 2,  3   2)  1, 3, 4 3)  1,  2,  3,  4 4)  1, 2, 4

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 23; упр.  124; сделать морфологиче­ ский разбор двух причастий.

 

У р о к   38. Контрольный  диктант

1  в а р и а н т

Анды - самые высокие горы америка нского континента, рассекающие его с севера на юг. Они поражают меняющи мися пейзажами. Здесь уви­ дишь горные верш ины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вул­ ка ны. На за паде сверкает бирюзой Тихий океа н, на высоте простира ются бесконечные джунгли, изреза нные паутиной серебряных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направ­ лении пропавшего города и нков. Едем поездом до небольшого городка И пешком через эвкали птовый лес доби раемся до деревеньки. Глиняные до­ мики и соломенные шала ши напоминают о древней цивилиза ции. Стараем ­ ся не потерять места ми исчеза ющую тропинку, вьющуюся к вершине.

Но вот появляется за гадочный город, расположенный на обнажившей ­ ся скалистой вершине. Через пять часов подъема проходим тяжелые воро­ та и входим в крепость, находящуюся на горе. На многочисленных терра ­ сах, соединенных бесчисленными лестница ми, распола гается каменный мир с улицами, площадями. Древний город очаровывает нас. (120 слов.)

(По Я. П а л к е в и ч у.)

1 1  в а р и а н т

Дыха ние близкой грозы уже веяло над океаном. Дальний берег давно утонул в тумане и сумерках приближа ющегося вечера. Море протяжно ре­ вело и катило валы к горизонту. Несколько валов уже перекатилось через вол нолом, отделяющий бухту. Небо потемнело, и весь мир поглотила бес­ форменна я тьма, охвативша я тучи, воздух и море. Иногда среди шума и плеска с пугающей внеза пностью обозначались белые гребни волн.

Пленник наблюдал за лодкой, вошедшей в бухту. Он привык всматри­ ваться в очертан ия гор, выступавшие неясными извилинами, в сонное спо­ койствие отдаленного берега, лениво дрема вшего в своих туманах. От бере­ га, затянутого мглой, отделились какие-то тени и понеслись над морскими валами. Налетел еще шквал, и опять пронеслись сверкающие брызги. Плен­ ник чувствовал движение громад, несущихся на запад. И вдруг ожили давно угасшие жела ния. Он кинулся к решетке, затряс ее, и решетка свободно вы­ нулась. Вскоре он был в лодке, качавшейся под уда рами волн". (135 слов.)

(По В. К о р о л е н к о.)

Гра мматическое зада ние (одина ковое для всех вариа нтов). Объяснить графически поста новку (отсутствие) зна ков препи ­

нания при причастн ых оборотах; разобрать по составу одно из при ­ частий.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками прово­ дятся рассредоточенно на последующих уроках.


У р о к 39. Слитное  и раздельное  написание   не









С причастиями

Ц е л ь у р о к а: познакомить учащихся с правилом написания не с при­ частиями; формировать навыки написания частицы не и приставки не­ в причастии.

Ра з в и т и е р е ч и: работа над связным высказыванием на лингвисти­ ческую тему.

П о в т о р е н и е: написание не с существительными, прилагательными, глаголами; приставки пре- и при-; причастный оборот и выделение его запятыми.

1. Слова рна я диктовка.·

Учащиеся за писывают, объясняя написание не с различными частями речи.

Ничего не забудьте, нечем удивить, не терпит неправды, не преследо­ вал неприятеля, ни в чем не участвовал, не в чем сомневаться; не широ­ кая, а узкая река; неширокая, но рыбная река; невысокий дом; не боль­ шая, а маленькая книга; книга небольшая, а интересная; говорил не пра в­ д:у, а ложь; не слышится шороха.

Делается вывод о написа нии не с различными частями речи.

11. Синта ксическая пятиминутка.

Учащиеся составляют схемы предложений.

Горы, поросшие деревьями, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над на ми. Контуры гор округлились, одетые теплой и ла ­ сковой мглой южной ночи.


 

111. Объяснение нового материала. Работа  с §  24.

Соста вляется таблица.

Не с причастиями


(М. Го р ь к и й.)


 

Слитно Раздельно
1. С полными причастиями, при которых нет поясни­ тельных слов (несделан­ ное  задание). 2. Если причастие без не не употребл яется (нена - видевший  ложь). 1. Если причастие имеет при себе за ­ висимые слова (не сделанное мною задание)  .   2. Когда не входит в соста в усили ­ тельн ых отрица ний: далеко не, от­ нюдь не, вовсе не (отнюдь не ре - шенная  задача).

3. Когда есть (или подразумевается) противопоста вление (не написанная, а напеча танная работа).

4. С краткими причастиями (не про­ читана).


IV. Закрепление материала.

1.   Уп р.  133 (выполняется  под руководством  учител я).

2. Распростра ните причасти я зависи мыми словами. От страда ­ тельных причастий образуйте краткую форму.

О б р а з е ц з а п и с и:   не  замеченна я  мною  ошибка   - ошибка  не замече_!!а (крат. прич.) мною.

Нераспустившийся цветок; непрочита нна я кн ига; непрекра ща вшийся дождь; ненаписа нное соч инение; нескошенн ый луг.

Разбе рите  по соста ву непрекращавшийся (дождь).

3. Перестройте данные словосочетания, чтобы не стало частицей.

Ненапечата нн ый рома н, неподметенный пол, незасеянные поля, невы - полненное поручение, нерассказа нная легенда, неп рове ренна я работа.

4. Соста вьте связный рассказ о написа нии не с причасти ями.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 24; подготовить ответ по таблице, составленной в классе; упр. 134, 135 (объяснить графически написан ие не с причасти ями); выписать и выуч ить слова из ра ­ мочек.

 

У р о к 40.  Слитное  и раздельное  написание   не





С причастиями

(продолжение темы)

Ц е л ь у р о к а: за крепление сведений о на писа нии не с причастиями; форми рова ние умения различать не - - приставку, не- - часть корня, не - частицу.

Работа  п о р а з в и т и ю р е ч и:  соста вление  связного  рассказа  на грамматическую тему.

П о в т о р е н и е: орфогра м ма в корне; на писа н ие не с различными час­ тями речи.

1. Запись в раздел словаря «Пиши пра вильно».

Расчет, рассчитывать.

11. Прове рка дома шнего задан ия путем самопрове рки.

На экран проеци руется работа одного из учен иков. Учащиеся сверяют текст с написан ным дома. Анализ ошибок.

111. Синтаксическа я пятими нутка.

Учащиеся должн ы дать ха ра ктеристику предложен ий; начертить их схемы; 2-е предложение зап исать и разобрать по члена м.

Художник Шиш кин, воспевший красоту родной земли, создал много по­ лотен,  посвященных  природе  России.  Он  непревзойденный  знаток  деревь­ ев, художник, не имеющий соперников в изображении хвойного леса.

IV. Трени ровоч ные уп ражнения (по выбору учител я).

1. Запись с графическим объяснением на писа ния не и суффик­ сов причастий.


Тра ва не скошена, непогасший костер, не имеющее границ море, не­ выносима я духота, ничем не на рушаемая тишина, не прекращавшийся ни на минуту дождь, ни с кем не простившийся това рищ, афиши не расклее­ ны, скамейки не покрашены, не убраны, некрашеный забор, дорожки не выровнены, письмо не отправлено, невыученные уроки, картина не окон­ чена, еще не окрепший после болезни, не нашедший дороги отряд, нерас­ колотый орех, не застеленная шерстяным одеялом кровать.

Вывод о написании не с причастиями делается в форме связ­ ного рассказа с примерами.

2. Предупредительный  дикта нт.

l) Не умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.

2) Для знающего мир светел, для незна ющего - темен. 3) Нежданный уро­ жай голову кружит. 4) Несказанному слову сам хозяин, сказанное слово - общее достояние. 5) Не брани и не хвали того, кто не испытан тобой ни в деле, ни в пути. 6) Не знающий меры будет горевать и в богатстве.

(Пословицы.)

Уча щиеся определяют, на какие темы подобраны пословицы, объясняют их смысл.

3. В это время отдельные учащиеся получа ют для индивидуаль­ ной работы карточки с заданием списать, раскрывая скобки.

К а р т о ч к а № l

(Не) забываемый подвиг; (не) скошенный луг; (не) выполненное пору­ чение; (не) глубока я и (не) широка я речонка; сказать (не) правду; (не) ко­ го расспросить; (не) с кем поделиться; экскурсия (не) состоялась; ошибка (не) отмечена; задача (не) решенная, а только начатая; (не) приятель (не) обнаружен.

К а р т о ч к а №  2

(Не) исправленная вовремя ошибка; (не) вспаханное поле; роман (не) дописан; (не) сжатая рожь; (не) успокоившееся море; (не) забываемое впе­ чатление; телефон (не) отремонтирован; калитка (не) закрыта; (не) напи ­ санное сочинение.

4. Дикта нт «Прове рь себя».

НА БЕРЕГУ ЛЕНЫ

Горы, еще не освещенные солнцем, выделялись на посветлевшем небе. На темном фоне гор, покрытых непроходимыми лесами, проносились клочья тумана, а внизу стояли непроницаемые сумерки. Река Лена, еще не скован­ ная льдом, мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер, не прогнавший остатки ночного тумана, забирался под одежду. Вдруг на вершине утеса вспых­ нули и засветились верхушки лиственниц, еще не потерявших игл. Первый луч еще не взошедшего для нас солнца коснулся утеса. Невидимое солнце посы­ лало нам свои лучи. Наконец оно появилось. На несколько мгновений засве­ тилась даже темная река, а затем дно долины опять стало холодным и синим.

(по и. с о к о л о в у - ми к и т о в у.)

Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 24; упр. 136. Соста вить связный рассказ на одну из тем: «На писа ние не с существительными, прила гательными», «Написа ние не с причастиями».


У р о к 4 1. Буквы   е и ё после  шипящих в суффиксах страдател ьных причасти й прошедшего  времен и

Ц е л ь у р о к а: позна комить учащихся с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; форми рова ние на выка написа ния гласной после шипящих в суффиксах страдательн ых причастий прошедшего времени.

Работа  п о р а з в и т и ю р е ч и: соста влен ие связного  рассказа  на гра мматическую  тему; употребление  причастий.

П о в т о р е н и е: на писа ние о и е после шипя щих в корне, суффиксах и оконча ниях существительных, прила гательных.

1. Прове рка дома шнего задани я.

1. Упр. 136 (прове ряется по «цепоч ке»).

2. Устный рассказ на гра мматическую тему («Написание не с причасти ями», «На писа ние не с существительн ыми и прила гатель­ ными»).

- Кака я гласна я в русском алфавите всегда уда рна я? (ё).

11. Словарна я ди ктовка.

Учащиеся должны объяснить графически  выбор гласной после шипящей в корне, суффиксе, окончании.

 


o б р а з е ц  з а п и с и: ж


 

u                                             (\   u

лтыи,  свинцовыи, лу


 

(\                      ,

жок, туч      .


Тихий шепот, ровн ый шов, солнечным лучом, темной тучей, выпал сне­ жок, зажег свет, сильный ожог, плюшевый медвежонок, ситцевое платье.

Делается  вывод о за висимости  написа ния е - ё после шипя - щих от разных морфем слова.

111. Объяснение нового материала по учебнику (§ 25).

IV. За креплен ие материала.

1. Упр. 140 (выполняется под руководством учителя).

Вниман ие уча щихся обращается на необходимость графическо- го объяснен ия услови я выбора орфограмм ы (§ 25).

2. От данных полных причасти й учащиеся должны образовать краткую форму (мужской, женский, средн ий род, множественное число) и обозначить суффиксы. Обратить внимание на уда рение (на окончании) в формах женского, среднего рода и множествен ного числа. На приме р: воору жена, воору жено, воору женьt, но воору ­ жен.

Вооруженный отряд, окруженный лесом, обожженное лицо, за ворожен ­

ный  взгл яд, взбешенна я  соба ка.

V. Запись под ди ктовку с обозначен ием условий выбора орфо­ граммы   «О - ё - е после шипящих и ц».


o б р а з е ц: лк, лу


;:...,

ж!!_нныи
жgк. my L.!!..!:!:..J· воору


/\ u (прич.).


Бережет, решетка, шерстка, девчонка, с плащом, четкий, жердочка, пощечина, мажорный, гусеницей, привлеченный, лапшой, зайчонок, пора ­ женный, собачонка, шов, речонка, обнаженный лес, горошек, сверчок, жалкая душонка, щелканье, шорох, камышовый, сажей, свежей струей, чу­ жого, удрученный, шорты, с кирпичом, щеголь, приглашенный.

VI. Запись под диктовку (с выполнением данных ниже заданий).

Далеко внизу, сквозь кусты ивы, березовую и рябиновую листву вид­ нелась неширокая речонка. Там, у воды, белели песчаные косы, а дальше клубилась лиственная зелень. Левее расстилалась обширная пойма, пере­ сеченная извилистой старицей и окаймленная недвижимым лесом. Пойма была светла, копила в своих низинах белый туманец, и он сперва стуше­ вывал, потом тихо гасил цветочную  синь и желтизну  некошеного  луга. На холме возвышалась ветряна я мельница.


 

- Определите стиль и тип  речи.


(По В. Б е л о в у.)


- Каковы средства связи предложений в тексте? На йдите сло- ва по признакам орфограмм и выпишите их: а) находится в суф­ фиксе после  шипящей;  выбор  написан ия  за висит  от  уда рен ия в слове; б) находится в корне; выбор написания зависит от глас­ ной в суффиксе; в) находится в приставке; выбор написания зави­ сит от последующей буквы.

- Разберите по составу слово расстилалась.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 25; упр.  141, 143,  145 (устно).

 

 















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow