У р о к и 44 -45. Повторение

Ц е л ь у р о к а: систематизация зна ний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические призна ­ ки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

Работа  п о р а з в и т и ю р е ч и:  составление  связного  рассказа  на грамматическую тему; определение темы высказыва ния.

1. Запись в словари (в раздел «Словарь корней»).

Состязание - состязаться - стяж ать (достигнуть чего- либо) - тяжба (перен. - спорное дело).


11. Опрос.

1. Учащиеся соста вляют связны й рассказ по плану: 1) Гра мматические призна ки причастия.

2) Орфогра ммы в суффиксах и окончан иях причасти й.

2. Инди видуальн ые зада ния по карточка м.

К а р т о ч к а № 1 Вставить пропущенные буквы.

Передава..мая научная информация; аппарат, управля..мый на рассто­ янии; автоматическая станция, запущ..нная на Луну; посадка станции, про­ изведе..ая  автоматически;  возвраща..мый  аппарат;  фотографии,  получе..ые с помощью новейших приборов; телевизионные камеры, установле..ые на аппарате,  посыла..мом  на  Луну;  выполне..ая  программа  исследования.

К а р т о ч к а  № 2 Вставить пропущенные знаки препинания.

Листья блистающие золотом;  тронутый  утренником  осенний  лист;  воз­ ле полянок усеянных брусникой; деревья одетые в нарядный убор;  пылаю­ щие золотом вершины берез; осины трепещущие на ветру; листва  опален­ ная дыханием  осени;  расшитый  золотом  ковер.

Ка р т о ч к а No 3

Раскрыть  скобки.

(Не) замеченная ошибка; (не) застеленная одеялом; гласные, (не) про­ веряемые ударением; (не) продуманный ответ; решение (не) продумано; ра­ бота (не) закончена; (не) законченное сочинение;  еще  (не)  прочитанная книга; еще (не) обжитый край; (не) обозримая равнина; (ни) кем (не) на­ рушаемая  тишина;  (не)  устрашимый  боец;  (не)  пролазная  чаща.

К а р т о ч к а  № 4

Раскрыть  скобки.

(Не) замерзающий на зиму залив; (не) просохшая почва; (не) затво­ ренная дверь; (не) усиливающийся, а успокаивающийся ураган; тропинка (не) заметна; (ни) чем (не) прикрытый; еще (не) скошенный  луг;  (ни) кем (не) потревоженный улей; (не) спавший от боли; движение (не) прекращено.

К а р т о ч к а  № 5 Вставить пропущенные буквы.

1) Ненавид"вший,  рассе..нный,  постро"вший,  почу..л;

2) увид"вший,  завис..л,  постро..нный,  закле..на;

3) завис..мый, разве..вший, объезд..вший,  раска..лея;

4) нахмур..нный, отча..вшийся, зате..л, застав..в.

К а р т о ч к а №  6 Вставить пропущенные буквы.

1) Дремл"щий,  застрел"нный  (волк),  леле"л,  хвал..щий;

2) почу..вший,  пил..щий,  раска..лея,  раскле"вший;

3) прола"л,  прома..вшийся,  стел..щийся,  раскле"нный;

4) вид..щий,  чу..л,  просе..нный, зате..вший.

82


 

Раскрыть скобки.


К а р т о ч к а №  7


(Не) красивый плащ; (не) лепое поведение; (не) кому поведать; зна к (не) равенства; путь (не) близкий, а далекий; дорога (не) ровная, но корот­ кая; далеко (не) легкая задача; (не) веселый, а грустный напев; (не) ряшли­ вый вид; (не) кого спросить; (не) завидное положение; (не) ласковый взгляд; (не) сбыточность помыслов; вовсе (не) красавица; домашние (не) урядицы; сказал (не) правду; скрытая (не) приязнь; (не) был в школе; (не) взлюбил с первого взгляда; (не) от кого утаить; (не) с кем поговорить; перейти (не) глубокую, но широкую речку; устал с (не) привычки; всякие (не) ожидан­ ности; (не) дорогой, но красивый подарок; (не) интересный фильм.

К а р т о ч к а №  8

Раскрыть скобки. Графически объяснить написание не.

(Не) взошедшее солнце; (не) выкрашенные скамейки; сено (не) убрано; телегра мма (не) отправлена; (не) подоспевшие вовремя люди; (не) написан ­ ная статья; (не) прочитанная отцом записка; книга (не) прочитана; книга (не) больша я, а интересная;  совсем (не) интересный  фильм; далеко  (не) ре­ шенный вопрос; (не) написанное сочинение по английскому языку; (не) ос­ танавливающийся (ни) перед какой преградой; никем (не) исследова нна я местность; никогда (не) знавшие страха; (не) доумевающие по поводу пове­ дения; (не) погибшая, а возрожденная из пепла земля; посуда (не) убрана; трава (не) скошена; (не) обитаемый остров; (не) обыкновенное путешествие.

Дополнительные вопросы учащимся, работающим по карточкам:

1. Чем является не при слитном написании  с  причастием  и чем - при раздельном?

2. От чего зависит слитное и раздельное написа ние не с при­ частием?

3. Сформулируйте правило написания не с причастием, кото­ рое входит в причастн ый оборот.

111. Закрепительно-трен ировочные упражнени я (по выбору учи ­ теля).

1. Объяснительный диктант.

Был утренний час. В огромном лесу стоял тонкий пар, наполнивший все стра нными видениями. Охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки. Сквозь деревья сиял просвет ее воздушных пустот, но охотник не подходил к ним, он рассматривал свежий след медведя, на ­ правляющийся к горам.

Веткой,  отломленной  от дерева,  охотник  отметил  след и  пробрался к воде. Туман еще не рассеялся. В нем гасли очертания огромного кораб­ ля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса, рас­ правленные ветром, ожили. Ветер, дующий с берега, лениво теребил их. Воздушный напор усилился, рассеялся и вылился по реям в легкие алые формы. Все было белым, кроме парусов.

Охотник, смотревший с берега, удивленно проти рал глаза, пораженный чудом. Па руса были алые.

(По А. Гр и н у.)

- Определите стиль и тип речи. Укажите средства связи пред­ ложений в тексте.


- На йдите средства выразительности реч и. С ка кой цел ью их использует автор?

Уча щиеся разби ра ют по соста ву слово направляющийся.

2. Работа с перфока ртой.

На писа ние н, нн в причастиях и прила гательных


поляна  освещена книга интересна даль тума н на

размешанн ые краски фигуры изображен ы выкра шенна я ска мейка бесценна я вещь экскурсия  организова на ком исси я образова на


рассеянн ы й мальчи к книга  прочитана

испра вленна я работа за мешен ное тесто статьи  перепечата ны

крашенный маляром пол кожа ный портфел ь

зда ние пост роено

девоч ка дисципли н иро­ ва нна


дорога длин на тра ва посеяна

вещи разбросаны за метки собра ны

починенный тра ктор некра шеный пол роща обнажена девушка образова н на перепуга нные зверьки


3. Дикта нт «Прове рь себя».

1) Уча щиеся должн ы графически объясн ить зна ки препина ния при причастных оборотах.

Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца, и часто остана в­ ливались, пораженные его яркой красотой. На пожелтевшей тра ве лежат опавшие листья. Березы покрыты золотой листвой, сверка вшей на солнце. Прекрасны клены, одетые в багряную листву, желтые листья, тихо пада ю­ щие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами.

2) Уча щиеся графически объясняют выбор орфограмм в прича ­ стиях, зна ки препи на ния при причастн ых оборотах.

В кабинете стало светло, но Пушкин, не за мечавший этого, продолжал писать. Кончилась еще одна бессон ная ночь. Синий рассвет заглянул в не за навешен ное с вечера окно. Пушкин встал из-за стола и подошел к дива ­ ну, чтобы п рилечь, но оки нул взгл ядом разброса нные по столу бума ги и стал собирать их. Потом поэт надел шубу и вышел. Он широко шагал по еще не расчищенным от снега улица м. Даже этот старинный сад утром похож на сказочный лес с нехожеными тропа ми. Давно ему не дышалось так легко.

(По М. М а р и ч.)

- На йдите при частие, -с-т.роен иелкоот.орого соответствует схеме:

- Вып ишите два слова с орфограммой в приста вке, на писа ­ ние которой за висит от последующей буквы.

IV. Контрольны й словарн ый дикта нт.

1 в а р и а н т                          11 в а р и а н т


1. ПОДЛИННЫЙ

2. зловещий

3. как будто

4. прекратить

5. ка к- нибудь


устра ша ющий чудовищный

претензия истинный

выровнен н ы й


6. истинный                         расчет

7. рассчитывать                     как будто

8. воображать                       движимый

9. поразительный                  искусный

10. изощренный                     ка к- нибудь

l l. брезжущий                      рассчитывать

12. копошиться                       исказить

13. присутствовать                  великодушный

14. движимый                        искусство

15. отразить                           изощренный

16. расчет                              поразительный

17. юный                                орнамент

18. сражаться                         типография

19. биография                        юннат

20. публиковать                      печатать

21. иллюстрация                     коллекция

22. румяный                          подзаголовок

23. величина                          ветреный день

24. ве-гряная мельница             подлинный

25. искусный                         расстилаться

26. огромный                         беспредельный

27. колоссальный                    трансляция

28. профессия                         территория

V. Синта ксический разбор предложения Стены были украше­ ны великолепными картинами, изображавшими диковинных животных. (А. Казанцев.)

На одном из этих уроков может быть проведен тест.

1 в а р и а н т


1. Найти словосочетание «прич. +


х сущ.».


А. шумный класс;             Б. дремучий лес;

в. сnелый крыжовник;       r. шумящий ручей.


2.

рич.
Указать словосочетание «пх


+ сущ.».


А. освещенный лампой; В. стелющийся туман;


Б. увлекающийся человек;

r. дремлющего озера.


3. Указать суффи ксы действительных причастий  настоящего времени:

 

А. -уч-; Б.   -ем-; В.   -енн-; r. -ющ-; Д.   -вш-;
Е. -ящ-.        

4. В каких случаях следует писать суффикс -ущ-?

А. хвал..ийся успехами;    Б. дыш..ий в трубку; В. хлопоч"ий о детях;     Г.  держ"ий знамя.

5. В каких случаях следует писать е?

А. слыш..вший разговор;   Б. наде..вшийся на удачу; В. насто..нный чай; Г. замеч..иная опечатка.


6. В ка ких случа ях следует писать нн?

А. плете..а я из веток корзина;   Б. тра ва скоше..а;

В. некра ше..ый стол;                   Г. разброса..ые вещи.

7. В ка ком сочета нии не п ишется раздельно?


А. (не) п росохша я земля;

В. (не) усилива ющийся, а затихающий дождь;


Б. картина (не) окончена; Г. (не) кра шен ый забор.


8. Для ка ких выделен ных слов верно указа ны гра мматические признаки?

А. груженый· вагон - страд. причастие п рошед. времени; Б. висячий за мок - действ. причастие прошед. времени; В. накрытый стол - страд. причастие прошед. времени;

r. лающая соба ка - и мя прила гател ьное.

9. На йти слово, в суффиксе которого пишется е.

А. луж..к;    Б. сви нц"вый;    В. реш..н н ы й;      r. руч"нка.

1О.  В  ка ком  п редложен ии   неправильно расста влен ы зна ки преп ина ния?

А. В небе затянутом ды мкой, солнце висело, ка к багровый  паук на плотной седой паутине.

Б. В чащах дрожали березы, обсыпанные сусальной позолотой, и осинки. В. Город, растрепа нный бурей, выглядел косматым и темн ы м.

Г. Листки, сорва нн ые ветром, вертелись в воздухе и порха ющи м ру­ чейком уносились вдаль.

1 1. От какого гла гола можно образовать страдательн ые п рича ­ стия настоящего времен и?

А. есть;     Б. слышать;     В. бить;    Г. жевать.

12. В ка ком предложени и нарушена литературна я норма?

А. Учени ки, проч ита вшие эту книгу, надолго за помн ят ее героев. Б. Рокочущее вдали море вызывало тревогу.

В. Туристы, преодолева ющие горны й перевал, к вечеру добрались до лагеря.

Контрольн ый листок учител я к 1 ва риа нту:

1 - Г; 2 - А;  3 - Г, Е; 4 - В; 5 - Г; 6 - А,  Г; 7 - Б, В;

8 - В; 9 - В; 1О - А;  1 1 - Б; 12 - В.

11 в а р и а н т

х

1. На йти словосочета ние «прил. + сущ.».


А. спеюща я рожь; В. гремуч ий газ;


Б. ла явша я соба ка; Г. на крытый стол.

х


2. Указа ть словосочетание «прич. + сущ.».


А. расч и щенна я дорожка;

В. развева ющиеся зна мена;


Б. чита ющий мальчи к;

Г.  очарованный музыкой.


3. Указать суффиксы страдательных причастий настоящего времени.


А. -енн-;

Г. -им-;


Б.   -вш-;

Д.   -ем-;


В.   -т-;

Е. -ущ-.


4. В каких случаях следует писать суффикс -ющ-?

А.  бор..щийся  за  первенство;     Б.  клокоч..щий  океан; · В.  кле..аяся  бумага; Г.  стро..ийся  стадион.

5. В каких случаях следует писать е?

А. зате..вший спор;                             Б. завис..щий от родителей;

В.  сдерж..нный  шепот;                     Г.  закле..нный  конверт.

6. В каких случаях следует писать одну букву н?


А.  собра..ый урожай; В.  некоше..ый  луг;


Б. деревья подреза..ы; Г.  заплете..ая коса.


7. В каком сочетании не пишется с:ли 1 но?

А.  еще (не) обжитый  край; Б.  (не) погасший  костер;·

В.  ничем  (не) нарушаемая  тишина; Г.  трава  (не)  скошена.

8. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?

А. горящие дрова - имя прилагательное;

Б. несжатые колосья - страд. причастие прошед. времени; · В. заросший пруд - имя прилагательное;

Г. написанное письмо -действ. причастие прошед. времени.

9. Найти слово, в суффиксе которого пишется о.

А.  окруж..нный;  Б.  плюш..вый;  В.  девч..нка;  Г.  вооруж..нный.

1О. В каком предложении непра внльно расставлены зна ки пре­ пина ния?

А.  Морозец уда ривший  ночью,  сразу  все  преобразил.

Б.  Еще  не  сбросившие  своих уборов  леса  радовали  глаз  темно-багро­ выми пятнами.

В.  Листва,  убитая  морозом,  текла  с неподвижных  веток.

Г.  Очень  красивы  клены,  одетые  в  багряную  листву,  и  желтые  березки.

11. От какого глагола нельзя образовать страдательное прича -

стие  настоящего  времени?

А.  кричать;             Б.  рассматривать; В.  заполнять;       Г.  перечитывать.

12. В каком предложении нарушена литературная норма?

А.  Ребята,  сделавшие  модели,  были  премированы.

Б.  Пламя перебежало на хвою и, раздуваемQе  ветром, быстро разгоралось. В.  Туристы,  увидящие  красоты  Ка релии, надолго  запомнят их.


Контрольн ый листок учителя ко 11 ва риа нту:

1 - В;  2 - Г;  3 - Г,  Д;  4 - А;  5 - Г;  6 - Б,  В;  7 - Б;

8 - Б; 9 - В;  10 - А;  1 1 - А;  12 - В.

 








































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: