У р о к 49. Закрепление полученных знаний о деепричастиях. Пунктуация при деепричастном обороте

Ц е л ь· у р о к а: формирование навыка различения деепричастия и лич ­ ных форм глаголов и причастий, умения производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями; формирование навыка выделения знаками препинания деепричастного оборота.


Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: конструирование предложений с сино­ нимической заменой; составление монологического высказывания на лингвистическую  тему.

1. Прове рка дома шнего задан ия.

Прове ряется выполнение уп р. 172. Один учени к выписы вает на доску слова из уп ражнен ия, в которых требовалось объяснить на ­ писа ние не. Второй ученик делает морфологический разбор прича ­ стия согнувшейся   (старушки).

Затем семиклассн ики находят в упражнении предложен ия с оди ­ ночны ми дееп ричастиями и устно объясн яют знаки препинан ия.

Дополн ител ьные вопросы.

Что та кое дееп ричастие?

- Призна ки ка ких частей речи есть у деепричасти я?

- Что та кое  дееприча стный  оборот?  Где  он  может  стоять в предложени и? Расскажите о знаках препи нания при одиноч ном дееп ричастии, дееп ричастном обороте. Приведите свои приме ры.

- Ка к п ишется не с дееп ричасти ям и? Приведите при меры.

11. Под руководством уч ителя делается морфологически й разбор дееп ричасти я согнувшись. Сра внив морфологические п ризна ки дее ­ причасти я и причасти я (разбор слова согнувшейся), делаем вывод о том, какие общие признаки есть у причасти я и дееп ричасти я, ка ­ кие различи я (обе части речи образуются от гла голов, имеют вид, но причастие изменяется, дееп ричастие не изменяется).

111. Выра ботке умен ия различать причастие и дееп ричастие способствует сопоста вительн ый анализ предложений:

х

1 .'!!f_ 5!.!!.!_f!::!..?:!."!_lf _ - f!.?_й:!!.l!.. _ - .P.O.КJJ. I, строители работа -

ли   без устали.

(работали   к а к?)

х

1   Строители   j,  1 стремившиеся  выполнить  задание  к  сроку I,

 

работали  без  устали.  (строители   к а к и е?)

В ходе анализа предложений уча щиеся определ яют, в чем раз-

. ница между дееп ричастны м и причастным оборота ми: различна их синтаксическа я роль в  предложен ии - деепричастие                                           относится к гла голу и хара ктеризует действие, причастие относится к сущест­ вительному и ха ракте ризует предмет, ли цо, производящее действие; поэтому в первом предложении за пяты ми выделено обстоятельство, выражен ное дееп ричастн ым оборотом, во втором - определен ие, выражен ное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. Постановка за пятых в первом предложении не зависит от ме ­ ста оборота (это можно показать, устно перестрои в предложение). Дnя отработки пунктуационных навыков очень важно постоянно тре­ бовать от учащихся определения границ причастных и деепричастных оборотов, то есть графического объяснения знаков препинания при них.


IV. Объяснительный диктант.

1) Вот темный лист свалился, чуть шурша... (И. Бунин.).2) Часы, ши­ пя,  двенадцать  раз  пробили... (И.  Бунин.)  3)  Роняя  снег,  проходят  тучи. (И. Бунин.) 4) По ночам  холодный  ветер дул  с гор,  присыпанных  снегом. (К. Паустовский.) 5) В небе, раскинув розовые крылья, парила одинокая чайка. (А. Яковлева.) 6) Они пошли по улице, огороженной стенами  скла ­ дов, и свернули к реке. (Ю. Латынина.) 7) Он  вылез  из  машины  и, хлоп­ нув дверью, направился к дому. 8) Они шли по тропинке, извивающейся между кустами орешника.

- Разберите по составу выделенные слова.

Учащиеся делают вывод о постановке знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах.

V. Прове рочная работа.

Цель работы: проверка умения различать причастные и деепри - частные обороты.

1. Найдите предложения с причастным оборотом.

1. Девочка  слушала  объяснение  учителя,  посматривая  по  сторонам.

2. Летающая  над костром  бабочка  была  необычайно  красива.

3. Альпинисты,  пренебрегающие  опасностью,  поднимались  вверх.

4. Поднявшись,  он быстро подошел  к окну.

11. Найдите предложения с дееп ричастным оборотом.

1. Клюшка,  вырвавшаяся  из рук  игрока,  покатилась  по льду.

2. Клюшка,  вырвавшись  из  рук  игрока,  покатилась  по льду.

3. Преследуя  зверя,  охотники  вышли  к озеру.

4. Охотники,  преследующие  зверя,  вышли  к озеру.

Ш. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

1. Дробясь  о мрачные  скалы,  шумят  и  пенятся  валы.

2. Черный  дым,  поднимавшийся  из-за  леса,  застилал  горизонт.

3. Потрескивая,  горел  костер.

4. Молнии,  полосовавшие  черное  небо,  освещали  окрестности.

IV. Найдите предложения с причастным оборотом.

1. Отметив маршрут,  туристы устроились  на отдых.

2. Раздавшийся  слева  грохот  заставил  меня  оглянуться.

3. Охотники  любовались  степью,  остывшей  за  ночь.

4. Усеянное  звездами  небо  манило  к себе.

Контрольный листок учителя:

1. 2; 11. 2, 3; Ш.  1; IV. 2, 3, 4.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: упр. 166; записать в слова рик и запомнить написание слов в ра мочках в разделе «Деепри ­ частие».


У р о к 50. Закрепление  полученных  знаний о деепричасти ях.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: