Ц е л ь· у р о к а: формирование навыка различения деепричастия и лич ных форм глаголов и причастий, умения производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями; формирование навыка выделения знаками препинания деепричастного оборота.
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: конструирование предложений с сино нимической заменой; составление монологического высказывания на лингвистическую тему.
1. Прове рка дома шнего задан ия.
Прове ряется выполнение уп р. 172. Один учени к выписы вает на доску слова из уп ражнен ия, в которых требовалось объяснить на писа ние не. Второй ученик делает морфологический разбор прича стия согнувшейся (старушки).
Затем семиклассн ики находят в упражнении предложен ия с оди ночны ми дееп ричастиями и устно объясн яют знаки препинан ия.
Дополн ител ьные вопросы.
Что та кое дееп ричастие?
- Призна ки ка ких частей речи есть у деепричасти я?
- Что та кое дееприча стный оборот? Где он может стоять в предложени и? Расскажите о знаках препи нания при одиноч ном дееп ричастии, дееп ричастном обороте. Приведите свои приме ры.
- Ка к п ишется не с дееп ричасти ям и? Приведите при меры.
11. Под руководством уч ителя делается морфологически й разбор дееп ричасти я согнувшись. Сра внив морфологические п ризна ки дее причасти я и причасти я (разбор слова согнувшейся), делаем вывод о том, какие общие признаки есть у причасти я и дееп ричасти я, ка кие различи я (обе части речи образуются от гла голов, имеют вид, но причастие изменяется, дееп ричастие не изменяется).
111. Выра ботке умен ия различать причастие и дееп ричастие способствует сопоста вительн ый анализ предложений:
х
1 .'!!f_ 5!.!!.!_f!::!..?:!."!_lf _ - f!.?_й:!!.l!.. _ - .P.O.КJJ. I, строители работа -
ли без устали.
(работали к а к?)
х
1 Строители j, 1 стремившиеся выполнить задание к сроку I,
работали без устали. (строители к а к и е?)
В ходе анализа предложений уча щиеся определ яют, в чем раз-
. ница между дееп ричастны м и причастным оборота ми: различна их синтаксическа я роль в предложен ии - деепричастие относится к гла голу и хара ктеризует действие, причастие относится к сущест вительному и ха ракте ризует предмет, ли цо, производящее действие; поэтому в первом предложении за пяты ми выделено обстоятельство, выражен ное дееп ричастн ым оборотом, во втором - определен ие, выражен ное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. Постановка за пятых в первом предложении не зависит от ме ста оборота (это можно показать, устно перестрои в предложение). Дnя отработки пунктуационных навыков очень важно постоянно тре бовать от учащихся определения границ причастных и деепричастных оборотов, то есть графического объяснения знаков препинания при них.
IV. Объяснительный диктант.
1) Вот темный лист свалился, чуть шурша... (И. Бунин.).2) Часы, ши пя, двенадцать раз пробили... (И. Бунин.) 3) Роняя снег, проходят тучи. (И. Бунин.) 4) По ночам холодный ветер дул с гор, присыпанных снегом. (К. Паустовский.) 5) В небе, раскинув розовые крылья, парила одинокая чайка. (А. Яковлева.) 6) Они пошли по улице, огороженной стенами скла дов, и свернули к реке. (Ю. Латынина.) 7) Он вылез из машины и, хлоп нув дверью, направился к дому. 8) Они шли по тропинке, извивающейся между кустами орешника.
- Разберите по составу выделенные слова.
Учащиеся делают вывод о постановке знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах.
V. Прове рочная работа.
Цель работы: проверка умения различать причастные и деепри - частные обороты.
1. Найдите предложения с причастным оборотом.
1. Девочка слушала объяснение учителя, посматривая по сторонам.
2. Летающая над костром бабочка была необычайно красива.
3. Альпинисты, пренебрегающие опасностью, поднимались вверх.
4. Поднявшись, он быстро подошел к окну.
11. Найдите предложения с дееп ричастным оборотом.
1. Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по льду.
2. Клюшка, вырвавшись из рук игрока, покатилась по льду.
3. Преследуя зверя, охотники вышли к озеру.
4. Охотники, преследующие зверя, вышли к озеру.
Ш. Найдите предложения с деепричастным оборотом.
1. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.
2. Черный дым, поднимавшийся из-за леса, застилал горизонт.
3. Потрескивая, горел костер.
4. Молнии, полосовавшие черное небо, освещали окрестности.
IV. Найдите предложения с причастным оборотом.
1. Отметив маршрут, туристы устроились на отдых.
2. Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.
3. Охотники любовались степью, остывшей за ночь.
4. Усеянное звездами небо манило к себе.
Контрольный листок учителя:
1. 2; 11. 2, 3; Ш. 1; IV. 2, 3, 4.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: упр. 166; записать в слова рик и запомнить написание слов в ра мочках в разделе «Деепри частие».
У р о к 50. Закрепление полученных знаний о деепричасти ях.