Правописание не с деепричастиями
Це л ь у р о к о в: ознакомление с лексическим и грамматическим зна чением деепричастия как части речи, с правилом написания не с дее причастиями; введение понятия о деепричастном обороте; формирова ние навыка разграничения основного и добавочного действия, нахож дение деепричастного оборота и выделение его запятыми.
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: конструирование предложений по за данным моделям с использованием деепричастий для обозначения до бавочного действия; составление связного рассказа на грамматическую тему; употребление деепричастий для передачи динамичности в разви тии действия в текстах повествовательного характера.
1. Объяснение нового материала, в процессе которого учитель знаком т семиклассников с грамматическими особенностями дее причастия, подводит их к определению понятия, выявлению роли деепричастия в речи, синтаксической роли в предложении.
Дается задание описать действия учащейся, которая делает за дание по русскому языку: как она пишет, какие добавочные дейст вия при этом совершает. «Она за глядывает в книгу, подчеркивает орфограммы, листает словарь и т. д.»,- отмечают семиклассники.
|
|
1 Дополнительный материал по теме см.: Б о r д а н о в а Г. А. Рабочая тетрадь. Русский язык. 7 класс. - М., 200 l.- Ч. l.
Записыва ются и сопоста вляются два предложения:
Девочка выполняла домашнее задание и п одчеркивала ор-
фограммы.
Девочка выполняла домашнее задание, 1 подчеркива я орфо-
-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-
граммы!.
-·-·-·-·-·-·-
В ходе анализа предложений уча щиеся выясняют, что в первом предложен и и гла голы -сказуем ые называ ют оба действия как одина ково важные. Во втором предложен ии выполняла обознача ет основное, гла вное действие, а подчеркива я -добавоч ное, до полн ительное. Учитель сообщает, что часть реч и, обознача юща я действия, доба вочные по отношению к основному, называется дее причастием. В процессе беседы выясняется, что деепричастия об разуются от гла голов, имеют, ка к и гла голы, вид. Но дееп ричастие имеет и призна ки нареч ия: оно не измен яется, в предложени и яв ляется обстоятельством. Как пра вило, дееп ричастие можно за ме нить гла голом -сказуем ым.
Опираясь на зна ния о причастном обороте, уча щиеся находят дееп ричастн ы й оборот, определ яют его синта ксическую роль в предложении; графически объясняют расстановку знаков препи на ния.
11. Закреплен ие материала.
1. Выразительное чтен ие зна комого семиклассн ика м текста, на приме р отрывка из повести Н. В. Гоголя «Та рас Бульба». Сна чала текст читается целиком, затем - по предложени ям.
|
|
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбочен ясь, выезжали па ны, окруженные несметными слуга ми. И стали наступать они тесно на коза цкие таборы, грозя, на цели ваясь пи щалями, сверкая оча ми и блеща медными доспеха ми. Дымом затянуло все поле, а за порожцы все палили, не переводя дух.
- О ка ких основных действи ях говорится в отры вке?
- Какими средства ми языка Н. В. Гоголь добивается яркого, образного описа ния этих действий?
(Делается вывод о функции деепричастия в речи - описывает ся, дорисовывается основное действие.)
2. Замена деепричастием сначала первого гла гола, потом вто рого. За пись предложен ия с расста новкой зна ков преп ина ния. (Нужно обратить внима ние уча щихся на то, что одиноч ные дееп ри части я тоже выдел яются за пятым и. Желательно, чтобы дееп рича стные обороты были поста влены в разн ые части предложения.)
1) Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. 2) Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром. 3) Фона рь мигал и тускло осве щал улицу.
- Различа ются ли по смыслу 1 и 11 вариа нты каждого предло жения? Определите вид дееп ричастий.
111. С целью выработки у учащихся умения отличать дееприча стия от личных форм глагола и употреблять деепричастия в речи дается упражнение с заданием заменить, где возможно, глаголы сказуемые деепричастиями; графически объяснить знаки препина ния; по вопросам определить вид дее ричастия.
1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталки вало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Из редка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
- Какие предложения лучше передают динамичность, стреми тельность в развитии действия? (Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более динамичны, чем предложения с однородными глагола ми -сказуемыми.)
IV. Анализ текста повествовательного характера.
Полезно напомнить учащимся, что в повествовании мир пред стает в динамике, в движении, в нем рассказывается о сменяющих ся, следующих друг за другом действиях, как бы создается лента ка дров. Чтобы подчеркнуть эту последовательность действий, в этом типе речи часто используются гла голы движения, деепричастия со вершенного вида или деепричастные обороты, с помощью которых передается динамичность, стремительность в развитии действия.
Для анализа предла гается отрывок из повести М. Горького
«Детство». После чтения учителем текста семиклассники должны найти в нем признаки этого типа речи и сделать вывод о том, что деепричастия «дописывают», дополняют главное действие.
Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет ти хонько, задума вшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторож но. Остановилась, вдруг испугавшись кого- то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, от водя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее, - и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было отвести глаз от нее - так буй но красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвра щения к юности!
По выбору учителя ряд предложений записывается в тетради и анализи руется.
V. Сообщение учителя о написа нии не с деепричастиями (сов- падает с правилом написания не с гла голами).
Выполняются следующие упражнения.
1. Словарный диктант.
Учащиеся определяют, приставкой, части цей или частью корня является не в словах не чувствовал, не чувств уя, не удивля ясь, недоумевал, не зависев, не сожалея, не исчезая.
|
|
2. Выборочный дикта нт.
Учащиеся выписывают деепричасти я, графически объясняя на писан ие не с дееп ричастиями.
Не задумыва ясь, не думал, не присутствовал, не присутствуя, ненавидя, негодуя, не спра ш и вал, не при поми ная, не истом ившись, не удивился.
Обобщение материала урока.
- Какова роль деепричастия в речи? (Деепричастие дорисовы вает, дописывает основное действие, называемое сказуемым, до полняет его.)
- Для какого типа речи ха рактерно употребление деепричас тий? (В текстах повествовательного ха ра ктера для передачи ди на м ичности в развити и действи я.)
- Какое лицо (ил и предмет) совершает действие, обозначен ное деепричастием? (То же, что и действие, обозначенное гла го лом.)
- Каковы призна ки гла гола у дееп ричастия?
- Какова синтаксическа я роль дееп ричасти я в предложен ии? (Явл яется обстоятельством, как и на реч ие.)
- Какой еще призна к на речия имеет дееп ричастие? (Оно не изменяется.)
- Ка к пишется не с деепричасти ями? При вести при меры. В заключение урока проводится прове рочна я работа.
в а р и а н т
1. На йдите предложен ия, в которых есть часть реч и, обознача - юща я доба вочное к основному действие.
1.. Космона вт слушает и ул ыбается.
2. П риземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
3. Приземлившиеся па ра ш ютисты окружили това рища.
4. Птицы хлопа ют крылья ми и подн имаются вверх.
5. Изогнув длинные шеи, птицы поднима ются вверх.
11. На йдите предложен ия, в которых есть дееп ричастие.
1.. Ма ма сидела, откинувшись в кресле.
2. Я открыл окно и зал юбовался видом.
3. Брат склонил голову и писал что-то.
4. Разложив игры, дети сел и в кружок.
5. Уставша я, она не хотела идти дальше.
Ш. На йдите предложен ия с деепричастным оборотом.
1.. Витя мыл посуду, насвисты вая ка кую-то песенку.
2. Из дома вы шел человек и напра вился к машине.
3. Выйдя из дома, человек на пра вился к ма шине.
4. Человек, вышедший из дома, на пра вился к машине.
|
|
5. Берега, окружа ющие озеро, густо поросли ка мышом.
11 в а р и а н т
1. На йдите словосочета ние с дееп ричастием.
1.. Закутанный в тулуп;
2. проложенн ый геолога м и;
3. укрепил болт;
4. запер на замок;
5. вырастив урожай;
6. раскачивающихся от ветра.
11. Найдите словосочетание с деепричастием.
l. Выкра шенный краской; 4. устроившись на ночлег;
2. выкрасив краской; 5. запертый дома;
3. устроенный по проекту; 6. заперев дом.
Ш. Найдите предложения с деепричастным оборотом.
l. Блеснула яркая молния, и раздался уда р грома.
2. Много тайн хранят леса, опаленные войной.
3. Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.
4. Георгины, почерневшие от мороза, печально свешивали свои головки.
5. Не узнав горя, не узнаешь и радости.
6. Мальчик шел и. не разбирал дороги.
IV. Найдите предложения с деепричастным оборотом.
l. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.
2. Через темный лес, через глухие овраги пробирается с добычей ста - рый волк.
3. Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила.
4. Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались.
5. Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.
6. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с юга, стала кру жить над заливом.
Контрольный листок учителя:
1 в а р и а н т
1. 2, 5; 11. 1, 4; ш. 1, 3.
11 в а р и а н т
1. 5; 11. 2, 4, 6; Ш. 5; IV. 4, 5.
За работу учащимся выставляется оценка. Семиклассники, не справившиеся с зада нием, получают его на дом.
По мере выполнения задания учащиеся, справившиеся с ним раньше других, могут придумать и записать предложения с одиноч ными деепричастиями.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 26, 27, 28; упр. 159 (устно), 172 (письменно). Графически объяснить написание не с деепричасти ями, постановку знаков препинания при деепричастных оборотах; повторить порядок морфологического разбора причастия (§ 23).