У р о к и 4 7-48. Понятие о деепричастии и деепричастном обороте

Правописание   не с деепричастиями

Це л ь у р о к о в: ознакомление с лексическим и грамматическим зна ­ чением деепричастия как части речи, с правилом написания не с дее­ причастиями; введение понятия о деепричастном обороте;  формирова­ ние навыка разграничения основного и добавочного действия, нахож ­ дение деепричастного  оборота  и выделение  его запятыми.

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: конструирование предложений по за ­ данным моделям с использованием деепричастий для обозначения до­ бавочного действия; составление связного рассказа на грамматическую тему; употребление деепричастий для передачи динамичности в  разви­ тии действия  в текстах  повествовательного  характера.

1. Объяснение нового материала, в процессе которого учитель знаком т семиклассников с грамматическими особенностями дее­ причастия, подводит их к определению понятия, выявлению роли деепричастия в речи, синтаксической роли в предложении.

Дается задание описать действия учащейся, которая делает за ­ дание по русскому языку: как она пишет, какие добавочные дейст­ вия при этом совершает. «Она за глядывает в книгу, подчеркивает орфограммы, листает словарь и т. д.»,- отмечают семиклассники.

 

 

1 Дополнительный материал по теме см.: Б о r д а н о в а Г. А. Рабочая тетрадь. Русский  язык.  7  класс. - М.,  200 l.- Ч.  l.


Записыва ются и сопоста вляются два предложения:

Девочка  выполняла  домашнее  задание  и   п одчеркивала  ор-

фограммы.

Девочка  выполняла  домашнее  задание, 1 подчеркива я  орфо-

-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-

граммы!.

-·-·-·-·-·-·-

В ходе анализа предложений уча щиеся выясняют, что в первом предложен и и гла голы -сказуем ые называ ют оба действия как одина ково важные. Во втором предложен ии выполняла обознача ­ ет основное, гла вное действие, а подчеркива я -добавоч ное,  до­ полн ительное. Учитель сообщает, что часть реч и, обознача юща я действия, доба вочные по отношению к основному, называется дее­ причастием. В процессе беседы выясняется, что деепричастия об­ разуются от гла голов, имеют, ка к и гла голы, вид. Но дееп ричастие имеет и призна ки нареч ия: оно не измен яется, в предложени и яв­ ляется обстоятельством. Как пра вило, дееп ричастие можно за ме ­ нить гла голом -сказуем ым.

Опираясь на зна ния о причастном обороте, уча щиеся находят дееп ричастн ы й оборот, определ яют его синта ксическую роль в предложении; графически объясняют расстановку знаков препи на ­ ния.

11. Закреплен ие материала.

1. Выразительное чтен ие зна комого семиклассн ика м текста, на приме р отрывка из повести Н. В. Гоголя «Та рас Бульба». Сна ­ чала текст читается целиком, затем - по предложени ям.

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбочен ясь, выезжали па ны, окруженные несметными слуга ми. И стали наступать они тесно на коза цкие таборы, грозя, на цели ваясь пи ­ щалями, сверкая оча ми и блеща медными доспеха ми. Дымом затянуло все поле, а за порожцы все палили, не переводя дух.

 

- О ка ких основных действи ях говорится в отры вке?

- Какими средства ми языка Н. В. Гоголь добивается яркого, образного описа ния этих действий?

(Делается вывод о функции деепричастия в речи - описывает­ ся, дорисовывается основное действие.)

2. Замена деепричастием сначала первого гла гола, потом вто­ рого.  За пись  предложен ия  с  расста новкой  зна ков  преп ина ния. (Нужно обратить внима ние уча щихся на то, что одиноч ные дееп ри ­ части я тоже выдел яются за пятым и. Желательно, чтобы дееп рича ­ стные обороты были поста влены в разн ые части предложения.)

1) Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. 2) Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром. 3) Фона рь мигал и тускло осве­ щал улицу.

- Различа ются ли по смыслу 1 и 11 вариа нты каждого предло­ жения? Определите вид дееп ричастий.


111. С целью выработки у учащихся умения отличать дееприча ­ стия от личных форм глагола и употреблять деепричастия в речи дается упражнение с заданием заменить, где возможно, глаголы­ сказуемые деепричастиями; графически объяснить знаки препина ­ ния; по вопросам  определить вид дее ричастия.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталки­ вало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Из­ редка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

- Какие предложения лучше передают динамичность, стреми ­ тельность в развитии действия? (Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более динамичны, чем предложения с однородными  глагола ми -сказуемыми.)

IV. Анализ текста повествовательного характера.

Полезно напомнить учащимся, что в повествовании мир пред­ стает в динамике, в движении, в нем рассказывается о сменяющих­ ся, следующих друг за другом действиях, как бы создается лента ка ­ дров. Чтобы подчеркнуть эту последовательность действий, в этом типе речи часто используются гла голы движения, деепричастия со­ вершенного вида или деепричастные обороты, с помощью которых передается динамичность, стремительность в развитии действия.

Для  анализа  предла гается  отрывок  из  повести  М.  Горького

«Детство». После чтения учителем текста семиклассники должны найти в нем признаки этого типа речи и сделать вывод о том, что деепричастия «дописывают», дополняют главное действие.

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет ти­ хонько, задума вшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторож­ но. Остановилась, вдруг испугавшись кого- то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, от­ водя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее, - и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было отвести глаз от нее - так буй ­ но красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвра щения к юности!

По выбору учителя ряд предложений записывается в тетради и анализи руется.

V. Сообщение учителя о написа нии не с деепричастиями (сов- падает с правилом написания не с гла голами).

Выполняются  следующие  упражнения.

1. Словарный  диктант.

Учащиеся определяют, приставкой, части цей или частью корня является не в словах не чувствовал, не чувств уя, не удивля ясь, недоумевал,  не  зависев,  не  сожалея,  не  исчезая.

2. Выборочный  дикта нт.

Учащиеся выписывают деепричасти я, графически объясняя на ­ писан ие не с дееп ричастиями.


Не задумыва ясь, не думал, не присутствовал, не присутствуя, ненавидя, негодуя, не спра ш и вал, не при поми ная, не истом ившись, не удивился.

Обобщение материала урока.

- Какова роль деепричастия в речи? (Деепричастие дорисовы ­ вает, дописывает основное действие, называемое сказуемым, до­ полняет  его.)

- Для какого типа речи ха рактерно употребление деепричас­ тий? (В текстах повествовательного ха ра ктера для передачи ди на ­ м ичности в развити и действи я.)

- Какое лицо (ил и предмет) совершает действие, обозначен ­ ное деепричастием? (То же, что и действие, обозначенное гла го­ лом.)

- Каковы призна ки гла гола у дееп ричастия?

- Какова синтаксическа я роль дееп ричасти я в предложен ии? (Явл яется обстоятельством, как и на реч ие.)

- Какой еще призна к на речия имеет дееп ричастие? (Оно не изменяется.)

- Ка к пишется не с деепричасти ями? При вести при меры. В заключение урока проводится прове рочна я работа.

в а р и а н т

1. На йдите предложен ия, в которых есть часть реч и, обознача - юща я доба вочное к основному действие.

1.. Космона вт слушает  и ул ыбается.

2. П риземлившись,  он  радостно  осмотрелся  вокруг.

3. Приземлившиеся  па ра ш ютисты окружили това рища.

4. Птицы хлопа ют крылья ми и подн имаются вверх.

5. Изогнув длинные  шеи, птицы поднима ются вверх.

11. На йдите предложен ия, в которых есть дееп ричастие.

1.. Ма ма  сидела, откинувшись  в кресле.

2. Я открыл  окно и зал юбовался  видом.

3. Брат склонил  голову  и  писал  что-то.

4. Разложив  игры, дети  сел и  в кружок.

5. Уставша я, она не хотела  идти дальше.

Ш. На йдите предложен ия с деепричастным оборотом.

1.. Витя мыл посуду, насвисты вая ка кую-то песенку.

2. Из дома  вы шел человек  и напра вился  к машине.

3. Выйдя  из дома, человек  на пра вился к ма шине.

4. Человек,  вышедший  из дома,  на пра вился  к машине.

5. Берега, окружа ющие озеро, густо поросли  ка мышом.

11 в а р и а н т

1. На йдите словосочета ние с дееп ричастием.

1..  Закутанный  в тулуп;

2. проложенн ый геолога м и;

3. укрепил  болт;


4. запер на замок;

5. вырастив урожай;

6. раскачивающихся от ветра.

11. Найдите словосочетание с деепричастием.

l. Выкра шенный краской;    4. устроившись на ночлег;

2. выкрасив краской;            5. запертый дома;

3. устроенный по проекту;    6. заперев дом.

Ш. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

l. Блеснула яркая молния, и раздался уда р грома.

2. Много тайн хранят леса, опаленные войной.

3. Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.

4. Георгины, почерневшие от мороза, печально свешивали свои головки.

5. Не узнав горя, не узнаешь и радости.

6. Мальчик шел и. не разбирал дороги.

IV. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

l. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

2. Через темный лес, через глухие овраги пробирается с добычей ста - рый волк.

3. Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила.

4. Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались.

5. Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.

6. Многочисленная  стая лебедей, возвращавшихся  с юга, стала кру­ жить над заливом.

Контрольный листок учителя:

 


1 в а р и а н т

1. 2, 5; 11.  1, 4; ш. 1, 3.


11 в а р и а н т

1.  5; 11.   2, 4, 6; Ш. 5; IV. 4, 5.


За работу учащимся выставляется оценка. Семиклассники, не справившиеся с зада нием, получают его на дом.

По мере выполнения задания учащиеся, справившиеся с ним раньше других, могут придумать и записать предложения с одиноч­ ными деепричастиями.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 26, 27,  28; упр.  159 (устно),  172 (письменно). Графически объяснить написание не с деепричасти­ ями, постановку знаков препинания при деепричастных оборотах; повторить порядок морфологического разбора причастия (§ 23).

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: