И количественных числительных

Ц е л ь у р о к а: форми рова ние навыка слитного и раздельного на писа ­ ния приста вок в на речиях.

Работа п о  р а з в и т и ю  р е ч и: соста вление связного рассказа о на ­ писа нии дефиса в на речиях.

П о в т о р е н и е: слова с непроверяемой орфогра ммой в корне.


1. Контрольный  словарны й 1 вариа нт

1. да вным -давно

2. точь- в-точь

3. волей - неволей


дикта нт.

11 ва риа нт

видимо- невидимо бок о бок

мало- помалу


4. никак                              нисколько

5. нимало                            ничуть

6. почтальон                        квитанция

7. возражение                      подлинный

8. вдребезги                        обнажить

9. эпидемия                         ожерелье

10. неукротимо                     сосредоточенно

1 1. устремиться                       ринуться

12. галерея                            комбинация

13. как будто                       как- нибудь

14. бассейн                           дистанция

15. подлинный                      Россия

16. аккуратный                      внимательный

17. масленые блины            масляные краски

18. медленный                      желанный

19. священный                       нечаянный

20. невиданный                     неслыханный

21. нежда нный                    незваный

22. негаданный                      жеваный

23. кованый                          раненый боец

24. прекратить                       претензия

25. движимый                       поразительный

26. будьте внимательны           присутствовать

27. обнажить                         калитка

28. отразить                          изобразить

29. искусство                        искусный

11. Индивидуальная  работа  по  карточкам.

К а р т о ч к а №  1

Данные наречия записать в столбики, сгруппировав их в зависимости от правил правописания.

По-немецки, влево, вскачь, по-моему, негде, по-весеннему, издалека, никуда, где-нибудь, замертво, направо, по-заячьи, когда-то, по- русски.

Ка р т о ч к а №  2 Вставить пропущенные  буквы.

Влев",  нагол",  издавн",  изредк",  втридорог..,  задолг",  некое..,  на ­ бел.., допоздн.., сначал",  замертв",  напра в...

111.  Взаимопроверка  домашнего  задания.

IV.  Объяснение  нового  материала. Чтение  и  комменти рование  §  43.

Отрабатывается  алгоритм действия (запись в раздел ученичес­ кого словаря «Таблицы»).


РАЗЛИ ЧАЙТЕ НАРЕЧИ Я И СУЩЕСТВИТЕЛ ЬНЫЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬН ЫЕ, МЕСТОИМЕНИ Я!

 

Приемы - помощни ки:

1) Определите, есть ли зависимое слово.

(На речие не имеет при себе зависимых слов, существительное имеет при себе зависи мое слово -другое существительное или прила гательное.)







НАРЕЧИЕ

виднелся (г д е?) вдали



ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

виднелся (г д е?) в д х а ' ли (ч е г о?)


 

+

моря


 

 

нырнуть (к у д а?) вглубь

подумай (к о г д а?) сначала

По аналогии:



НАРЕЧИЕ


х' +

виднелся (г д е?) в дали (к а к о й?) голубой

x l                        +

нырнуть (к у д а?) в глубь (ч е г о?) реки

х  1                                     +

с начала (ч е г о?) зимы

 

прил.


тратить время (к а к?) впусту ю   вошел (в  к а к у ю?) в пусту ю комнату

мест.

потому (п о ч е м у?) и не пришел шли (п о  к а к о м у?) по тому мосту

 

2) На реч ие всегда можно за мен ить други м на речием; суще ­ ствител ьное,  п рила гател ьное,  местои ме н ие - той  же  ча стью реч и:

впустую   (зря),   с начала   зимы   (с конца   зимы).

3) Поста вьте словосочетание в начальную форму. Если это су­ ществительное, то в начальной форме предлога не будет:

в дали голубой - голуба я даль





НАРЕЧИЕ

вначале подума й сперва подума й


 


ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

х 1                +

в начале (ч е г о?) урока в (самом) начале урока

в конце урока начало урока


V. Закреплен ие материала (по выбору учителя).

1. Диктовка.

Увидеть вдали огонек, виднелся в дали моря; вначале не умел плавать, в начале учебного года; вовремя предуп редил, во время урока; двигаться навстречу ветру,  пойти  на  встречу с космонавтом;  преобразиться  вмиг, в миг опасности; с начала весны, сначала выучи правило.


2. Упр. 261 (устно).

1) Сначала они шли берегом Волхова. (В. Губа рев.) 2) На третью ночь подошли к лесу вплотную. (Ю. Никитин.) 3) Хлеб заверни в плотную бу­ магу. 4) Громада снежных гор торжественно плыла навстречу. (В. Губарев.)

5) Поляна тянулась вдаль без конца и края. (Ю. Никитин.) 6) В глубь холма вела довольно обширная галерея, свод которой терялся  во мраке. (Б. Акунин.) 7) С начала лета  не было ни единого дождя. 8) На лбу его

. впервые выступили капельки пота. (Ю. Никитин.) 9) В первые ряды поса ­ дили малышей. 10) На встречу с другом он опоздал.

3. Учащиеся должны придумать и записать предложения с па ­ ра ми  слов   насилу - на  силу,  наконец - на  конец,  вверх - в верх, наудачу - на удачу.

VI. Составление таблицы.

Слитное и раздельное написание наречий

 

Слитное написание наречий Раздельное написание наречий
1. Со слова ми, которые в совре ­ менном  язы ке  не  употребл яются (оземь,  невдомек,  натощак). 2. Наречия на -ую (зачастую, врассыпную). Кроме: на боковую, на  попятную, на мировую. 3. Наречия с приставкой, образо­ ванные от наречий же: скоро- на­ скоро,  долго- надолго. 4. На речия  с корнями   -верх, -низ, -высь, -глубь, -даль, -век, -нача­ ло, если к ним нет пояснительных слов. (Он посмотрел наверх - на верх мачты.) 1. Наречия на -ах, обозна ­ чающие состояние, место или время (в сердцах, в головах). Кроме: впотьмах, впопыхах. 2. Если предлог - пристав­ ка оканчивается на соглас­ ную, а слово начинается на гласную (в обтяжку, в охап­ ку, без оглядки, без удержу и др.).

 

Vll.  Закрепление  материала.

1. Запись с объяснением написа ния (за спра вками обращаться к слова рю).

Смотреть исподлобья, нестись вскачь, выучить наизусть, не понять спросонок, надвинуть шапку набекрень, отправиться восвояси, сделать ис­ подтишка, быть начеку, яйцо вкрутую, действовать вслепую, идти напропа ­ лую, пригласить на радостях, стоять на часах, не видно впотьмах, работать без устали, выстрелил в упор, говорить вразнобой.

2. Упр.  257.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е:  соста вить  (устно)  по  схеме  рассказ о написании наречий; выписать и выучить слова из рамочек; упр. 259, 260. Подготовиться к контрольному орфоэпическому дикта нту (на слова из ученического словарика).






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: