У р о к 77. Развитие речи

Сочинение  в форме  репортажа  или интервью о процессе труда по личным наблюдениям

(упр.  240)

Ц е л ь у р о к а: ознакомить учащихся с особенностями жанра публи­ цистического стиля - репортаж или интервью, их языковыми особен­ ностями, композицией; формирова ние умения создавать репортаж или

5 Богданова, 7 к.п.                                                                                      129


интервью с описанием действий по личны м впечатлениям. (См.: Ко - т е л ь н и к о в а С. А. Сочинения  нетрадиционных  жа нров:  интервью и  репортаж//Рус.  яз.  в  школе.-  1995.- №  5.)

 

У ро к  78. Буквы о и а на конце наречий с  приставками   из-, до-, с-

ц е л ь у р о к а: формирование навыка написания букв а и о на конце наречий с приста вками из-, до-, с-.

Р а з в и т и е  р е ч и: работа над орфоэпическими нормами.

П о в т о р е н и е: орфограммы в корне; не с глаголами; не - ни с на ­ речиями; написание приста вок на э-, с-.

1. Самопроверка домашних упражнений с использованием гра - фопроектора.

11. Словарно-орфографическая диктовка.

Запись слов с объяснением правописания  приставок.

Рассч итать, расчет, расформи ровать, безвредный, бесформенный, сузить, сэкономить, расче ртить, бесполезный, сжечь, сделать.

111. К данным словам учащиеся подбирают такие, в которых час­


ти слова противоположны по написанию, например:


А

и   -
стеклянныи


серебр ый, видl   шь 1 - стелl =шь j, щf..кем - H IJ:..Keм.

Нигде (негде), предположил (предполагал), участвовать (чувствовать), местность (чудесный), никуда (некуда), ненавидишь (не присутствовал), не был (негодовал).

IV. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся составляют и записывают предложение с причастным оборотом, стоящим в середине предложения; разби рают его по чле ­ нам предложени я.

V. Объяснен ие нового материала.

Наблюдения над составом наречий и способом их образования (с. 112). Обращается внимание на то, что в подобных наречиях од­ новременно присоединяются приставки и суффиксы.

Наречия с приста вка ми в-, на-, за- и из-, до-, с- по своему происхождению - застывшие формы винительного и родительного

падежей кратких прилагательных, которые в древнерусском языке склонялись. Они склонялись так же, как до сих пор склоняется, например, слово окно: винительный - в окно, на окно, за окно, но родительный - с окна, из окна, до окна.

Чтение пра вила § 41.

VI. Трени ровочные  упражнения.

1. Замените словосочета ния наречиями с о или а на конце.

Идти в правую сторону (впра во), беседовать без стеснения (запросто), раскалить до красного цвета (докрасна), расстаться на долгое время (на ­ долго), переписать окончательно (набело).


Обращаем внимание школьников на правильность произноше­ ния наречий надолго, набело, но: добела. Учащиеся записывают эти слова в· раздел «Говори правильно» ученического словарика.

2. Выборочный диктант.

Уча щиеся выписывают в один столбик словосочета ния с наре­ чиями на -о, в другой - с наречиями на -а. Обознача ют главные и зависимые слова.

1))  Окна  вагона  часто  бывали  наглухо  залеплены  снегом.  (А. Гайда р.)

2) Небо  было  раскалено  почти  добела.  (М. Горький.)  3)  Ветер  снова  уси­ лился.  4)  Серое  небо  предвещало  дождь  надолго.  5)  Посмотри- ка  вправо.

6)  Начни  все  сначала.  7)  Издалека  послышался  шум.

3. Упр. 245.

4. Предупредительный диктант.

1) Изредка дорогу преграждал сломанный сна рядом ствол столетней сосны. (В. Катаев.) 2) Справа и слева низина клубилась  туманом.  3)  Из­ редка  из  тумана  возникало  одинокое  дерево  или  столб  и  вновь  исчезало. (Ю. Нагибин.) 4) Мать тотчас отняла у них Гека, испугавшись, как бы сгоряча его не стукнули о деревянный потолок. (А. Гайдар.) (Слово испу ­ гавшись разобрать по составу, затем фонетически.)  5)  Корабль  раскачи­ вало  направо  и  налево.  (В.  Короленко.)

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 40; упр. 247.

 






У р о к 79.  Подробное  изложение  с  элементами сочинения

(упр.  248)

Ц е л ь  у р о к а: формирование умения письменно пересказывать текст с элементами сочинения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: