Ц е л ь у р о к а: формирование навыка написания дефиса между частя ми слова в наречиях.
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: конструирование пред.ложений по схемам. П о в т о р е н и е: написание прилагательных, местоимений с дефисом.
1. Прове рка дома шнего зада ния.
11. Составление предложений по схемам:
l) . 1..... 2) =·1-.:_ _ _,. =·1- - - -1.
111. Слова рна я диктовка.
Нежно-зелена я листва, желтовато-бурая шляпка, прозрачно-белый ту ман; поговорить с кем-либо, встретишь кого- нибудь, кто-то был, юго-за падный ветер, заводская фабрика -кухня.
IV. Объяснение нового материала.
Чтение и анализ материала § 42 (с. 1 14- 115).
V. Закрепление материала. 1. Запись с объяснением.
Работать (к а к?) по- ударному; встретить по- дружески;
посту пить по- товарищески; тепло по- летнему; разделить по- братски; красив по- весеннему; во- первых.
2. Упр. 250 (частично).
3. Запись на доске: по-моему - по моему; по- твоему - по твоему; по- своему - по своему.
- Чем отличаются в произношени и данные слова? А по зна чению? Соста вьте с ними предложени я и за пишите.
|
|
4. Запишите, объясн ив написание изученной орфограммы. На -
при мер:
х
посту пать (к а к?) х
--, А
по- боевому; по (к а к о м у?) бое
в пути.
1) Идти по осеннему лесу; по-осеннему хмурые дни; по-настоящему ис пугаться; приветствовать по-дружески; одеться по-зимнему; по зимнему пу ти; по праздничному городу; по-праздничному пестрые флаги; плакать по ребячьи; устроиться по-походному; соскучиться по настоящему делу; отдох нуть по-настоящему.
2) По-прежнему шел сильный дождь. Подводы двигались по прежне му пути. Вот они проехали по новому мосту и остановились в деревне. Жизнь здесь идет по-новому.
Составьте словосочетан ия, в которые входили бы слова с мор-
фемами 1 -ому 1,
А
-ому;
1 -ему 1,
А
-ему.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 42; уп р. 251.
У р о к 81. Развитие речи.
Описание внешности и действий человека по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
(упр. 249)
Ц е л ь у р о к а: формирование умения создавать рассказ на основе изображенного на картине с описанием внешности и действий челове ка от имени персонажа картины (или от своего имени).
У р о к 82. Дефис между частями слова в наречиях
(продолжение темы)
1. Проверка домаш него задан ия.
11. Синта ксически й разбор предложени я Справа и слева, тес нясь, высились в небо нагромож дения обнаженных скал.
111. Чтение и анализ материала § 42 (с. 1 16, за пись слов из ра мочек на с. 1 17 в учен ический слова рик).
IV. Закрепление материала.
1. Из упр. 253 выпишите слова со скобками, объясните написа ние слов.
2. Объяснительный дикта нт.
|
|
l) Ра но- ра но румяною зорькою на мгновенье за рделось окошко. (А. Фет.) 2) Откуда -то, очень издалека, порой доносился шум проходяще го поезда. (А. Каза нцев.) 3) В то же время откуда -то из тени человечес кий голос сказал что-то по-английски резко и сердито. (В. Короленко.) 4) По крыше часто-часто застучали капли. (Ю. Никитин.) 5) Над голой землей, едва - едва прикрытой травой, колыхалось дрожащее марево. (Ю. Никитин.) 6) Воздух был еще по-утреннему свежий, на листьях бле стели крупные капли росы. (Ю. Никитин.) 7) По-осеннему огненный ста рый парк полыхал над головой. (С. Алексеев.) 8) Деревья стояли желтые, бурые и красные, да и небо голубело совсем не по- ноябрьски. (Б. Аку нин.) 9) На той половине огромной березы, что наклонилась над улицей, воробьев было видимо- невидимо. (Г. Прашкевич.) 10) Казалось, что все давным-да вно выморожено и утонуло в снегу. (Е. Парнов.) l l) Где-то сов сем рядом щебетала кака я-то пташка, и от этого становилось ка к-то спо койно на душе.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 42; упр. 254; запомнить написание слов из рамочек на с. 1 17 учебника.
У р о к 83. Дефис между частями слова в наречиях
(продолжение темы)
1. Прове рка домашнего задания.
11. Синта ксический разбор предложения Какая - то тень, мелькнувша я справа, тихо- тихо приближалась к нам.
Учащиеся дописывают предложение, сделав его сложным, со ставляют схему.
111. Работа по индивидуальным карточка м.
Ка р т о ч к а No l
Раскрыть скобки.
Тронуться в путь (по) прежнему направлению, тосковать (по) настояще му делу, (по) настоящему отдохнуть, воспринимать (по)своему, исчезнуть (по) нем ногу, расти (по) прежнему хорошо, идти (по) осеннему лесу, (по)осеннему хмурые дни, приветствовать (по)дружески.
К а р т о ч к а № 2
Раскрыть скобки.
Работать (по)ударному, (по)зимнему пути, одеться (по)зимнему, гово рить (по) английски, (по) настоящему испугаться, идти (по) весеннему сне гу, (по) праздн ичному пестрые флаги, (по) праэдничному городу, жгло (по) вчера шнему, (по) вчерашнему прогнозу погоды.
Раскрыть скобки.
К а р т о ч к а No 3
Говорить (по)французски, тепло (по)летнему, разряженный (по)осенне му лес, (по)осеннему небу, встретить (по)дружески, устроиться (по) поход ному, ползти (по) пластунски, разливша яся (по) весеннему река, пла кать (по) ребячьи, (по) настоящему договору, при гревало (по) настоящему.
К а р т о ч к а No 4
Раскрыть скобки.
Обра щен ие гума (н, нн) о; ошибки испра вле (н, н н) ы; друзья образо ва (н, нн) ы; история безнра встве (н, нн)а; речи проникнове(н, нн) ы и тор жестве(н, нн) ы; девочка собра (н, нн)а и организова (н, нн)а; девочка весе ла и взволнова (н, нн)а; собра ние хорошо орга низова (н, нн)о; дерево сруб ле (н, нн)о; их взгляды очень ограниче(н, нн) ы; малыши измуче (н, нн) ы до рогой; следы за йцем запута (н, нн) ы; друзья начита (н, нн) ы и воспита (н, нн) ы; дерево слома (н, нн)о ветром; его поведение гума (н, нн)о; преступ ление доказа (н, нн) о; очарова (н, нн)а красотой.
IV. Объяснительн ый диктант.
1)) Уже стояла черно-зелена я ночь, и серые обла ка, за рожда ясь где-то на суше, ползли к морю, прикрыва я в тумане яркие звезды. (К. Булычев.)
2) Стара я крыша на сеновале отчего-то перестала светиться щелям и, но кое-где о сено билась капель. (С. Алексеев.) 3) Путешественники ма ло- помалу продвигались по ка менистому берегу источ ника. (В. Губа рев.) 4) Невесомость действует на разных людей по- разному. (Г. Титов.)
5) Солнце светит по-утреннему розовым светом, едва -едва успев выка титься из-за горизонта на небосвод. (В. Ильин.) 6) Все было по- прежне му, и только дрова догорели, рассыпавшись в подернутый пеплом уголь.
7) Солнце светило ярко, по- весеннему, и только кое- где на возвышеннос тях уже поя вились первые проплеши ны.
|
|
- Разбе рите по соста ву выделенн ые слова.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: упр. 255 или 256 (по выбору учащих ся); подготовиться к контрольному словарному дикта нту.
У р о к и 84 -85. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных