У р о к 80. Дефис между частями слова в наречиях

Ц е л ь  у р о к а: формирование  навыка  написания дефиса  между частя­ ми слова в наречиях.

Работа п о  р а з в и т и ю  р е ч и: конструирование пред.ложений по схемам. П о в т о р е н и е:  написание  прилагательных,  местоимений  с  дефисом.

1. Прове рка дома шнего зада ния.

11. Составление предложений по схемам:

l)       .       1..... 2) =·1-.:_ _ _,. =·1- - - -1.

111. Слова рна я диктовка.

Нежно-зелена я листва, желтовато-бурая шляпка, прозрачно-белый ту­ ман; поговорить с кем-либо, встретишь кого- нибудь, кто-то был, юго-за ­ падный  ветер,  заводская  фабрика -кухня.

IV. Объяснение нового материала.

Чтение и анализ материала  § 42 (с.  1 14- 115).


V. Закрепление материала. 1. Запись с объяснением.

Работать   (к а к?)   по- ударному;  встретить по- дружески;

посту пить  по- товарищески;  тепло  по- летнему;  разделить по- братски; красив по- весеннему; во- первых.

2. Упр. 250 (частично).

3. Запись на доске: по-моему - по моему; по- твоему - по твоему; по- своему - по своему.

- Чем отличаются в произношени и данные слова? А по зна ­ чению? Соста вьте с ними предложени я и за пишите.

4. Запишите, объясн ив написание изученной орфограммы. На -


при мер:


х

посту пать   (к а к?) х


--,      А

по- боевому;  по   (к а к о м у?) бое­


в        пути.

1) Идти по осеннему лесу; по-осеннему хмурые дни; по-настоящему ис­ пугаться; приветствовать по-дружески; одеться по-зимнему; по зимнему пу­ ти; по праздничному городу; по-праздничному пестрые флаги; плакать по­ ребячьи; устроиться по-походному; соскучиться по настоящему делу; отдох­ нуть по-настоящему.

2) По-прежнему шел  сильный  дождь.  Подводы  двигались  по  прежне­ му пути. Вот они проехали по новому мосту и  остановились  в  деревне. Жизнь  здесь  идет  по-новому.

Составьте словосочетан ия, в которые входили бы слова с мор-


фемами 1 -ому 1,


А

-ому;


1 -ему 1,


А

-ему.


Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 42; уп р.  251.

 

У р о к 81. Развитие речи.

Описание внешности и действий человека по  картине  Е.  Н. Широкова  «Друзья»

(упр. 249)

Ц е л ь у р о к а: формирование умения создавать рассказ на основе изображенного на картине с описанием внешности и действий челове­ ка от имени персонажа картины (или от своего имени).

 

 

У р о к 82. Дефис между частями слова в наречиях

(продолжение темы)

1. Проверка домаш него задан ия.

11. Синта ксически й разбор предложени я Справа и слева, тес ­ нясь,  высились  в  небо  нагромож дения  обнаженных  скал.

111. Чтение  и анализ  материала  § 42 (с.  1 16, за пись слов из ра мочек на с. 1 17 в учен ический слова рик).


IV. Закрепление материала.

1. Из упр. 253 выпишите слова со скобками, объясните написа­ ние слов.

2. Объяснительный дикта нт.

l) Ра но- ра но румяною зорькою на мгновенье  за рделось  окошко. (А. Фет.) 2) Откуда -то, очень издалека, порой доносился шум проходяще­ го поезда. (А. Каза нцев.) 3) В то же время откуда -то из тени человечес­ кий  голос  сказал  что-то  по-английски  резко  и сердито.  (В. Короленко.) 4) По крыше часто-часто застучали капли. (Ю. Никитин.) 5) Над голой землей, едва - едва  прикрытой  травой,  колыхалось  дрожащее  марево. (Ю. Никитин.) 6) Воздух был еще по-утреннему свежий, на листьях бле­ стели крупные капли росы. (Ю. Никитин.) 7) По-осеннему огненный ста ­ рый парк полыхал над головой. (С. Алексеев.) 8) Деревья стояли желтые, бурые и красные, да и небо голубело совсем не по- ноябрьски. (Б. Аку­ нин.) 9) На той половине огромной березы, что наклонилась над улицей, воробьев было видимо- невидимо. (Г. Прашкевич.) 10) Казалось, что все давным-да вно выморожено и утонуло в снегу. (Е. Парнов.) l l) Где-то сов­ сем рядом щебетала кака я-то пташка, и от этого становилось ка к-то спо­ койно на душе.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 42; упр. 254; запомнить написание слов из рамочек на с. 1 17 учебника.

 

 

У р о к   83. Дефис  между частями  слова  в наречиях

(продолжение темы)

1. Прове рка домашнего задания.

11. Синта ксический разбор предложения Какая - то тень, мелькнувша я  справа,  тихо- тихо  приближалась  к  нам.

Учащиеся дописывают предложение, сделав его сложным, со­ ставляют схему.

111. Работа по индивидуальным карточка м.

Ка р т о ч к а No  l

Раскрыть скобки.

Тронуться в путь (по) прежнему направлению, тосковать (по) настояще­ му делу, (по) настоящему отдохнуть, воспринимать (по)своему, исчезнуть (по) нем ногу,  расти  (по) прежнему хорошо,  идти  (по) осеннему  лесу, (по)осеннему хмурые дни, приветствовать (по)дружески.

К а р т о ч к а № 2

Раскрыть скобки.

Работать (по)ударному, (по)зимнему пути, одеться (по)зимнему, гово­ рить (по) английски, (по) настоящему испугаться, идти (по) весеннему сне­ гу,  (по) праздн ичному  пестрые  флаги,  (по) праэдничному  городу,  жгло (по) вчера шнему, (по) вчерашнему прогнозу погоды.


 

Раскрыть скобки.


К а р т о ч к а  No 3


Говорить (по)французски, тепло (по)летнему, разряженный (по)осенне­ му лес, (по)осеннему небу, встретить (по)дружески, устроиться (по) поход­ ному, ползти (по) пластунски,  разливша яся (по) весеннему река, пла кать (по) ребячьи, (по) настоящему договору, при гревало (по) настоящему.

К а р т о ч к а No 4

Раскрыть скобки.

Обра щен ие гума (н, нн) о; ошибки испра вле (н, н н) ы; друзья образо­ ва (н, нн) ы; история безнра встве (н, нн)а; речи проникнове(н, нн) ы и тор­ жестве(н, нн) ы; девочка собра (н, нн)а и организова (н, нн)а; девочка весе­ ла и взволнова (н, нн)а; собра ние хорошо орга низова (н, нн)о; дерево сруб­ ле (н, нн)о; их взгляды очень ограниче(н, нн) ы; малыши измуче (н, нн) ы до­ рогой; следы за йцем запута (н, нн) ы; друзья начита (н, нн) ы и воспита (н, нн) ы; дерево слома (н, нн)о ветром; его поведение гума (н, нн)о; преступ­ ление доказа (н, нн) о; очарова (н, нн)а красотой.

IV. Объяснительн ый диктант.

1)) Уже стояла черно-зелена я ночь, и серые обла ка, за рожда ясь  где-то на суше, ползли к морю, прикрыва я в тумане яркие звезды. (К. Булычев.)

2) Стара я крыша на  сеновале  отчего-то  перестала  светиться  щелям и, но кое-где о сено билась капель. (С. Алексеев.) 3) Путешественники ма ­ ло- помалу продвигались по ка менистому берегу источ ника. (В. Губа рев.) 4) Невесомость  действует  на  разных  людей  по- разному.  (Г. Титов.)

5) Солнце светит по-утреннему розовым светом, едва -едва успев выка ­ титься из-за горизонта на небосвод. (В. Ильин.) 6) Все было по- прежне­ му, и только дрова догорели, рассыпавшись в подернутый пеплом уголь.

7) Солнце светило ярко, по- весеннему, и только кое- где на возвышеннос­ тях уже поя вились первые проплеши ны.

- Разбе рите по соста ву выделенн ые слова.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: упр. 255 или 256 (по выбору учащих­ ся); подготовиться к контрольному словарному дикта нту.

 















У р о к и 84 -85. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: