У р о к 120. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов

Ц е л ь у р о к а: познакомить с группами подчинительных союзов, пока ­ зать их назначение; познакомить с планом и образцом морфологичес­ кого разбора союза; формировать навык постановки запятой в сложном предложении, части которого соединены подчинительными  союзами.

Работа п о р а з в и т и ю  р е ч и: составление связного рассказа на грам­ ма:rическую тему (о союзе).

П о в т о р е н и е: орфограмма в корне; написание приставок пре-, при-,

на з-, с-; суффиксы причастия; на писание предлогов.

1. Синта ксическая пятиминутка.

Учащиеся составляют схемы предложений: 1) Небосклон все больше и больше  темнеет,  и  кое- где уже  загораются  звездоч­ ки. 2) Давным-давно известно, что от  частого  употребления слова  теряют  свою  свежесть  и  образность.   (К. Паустовский.)

 

11. Вза имопроверка домашнего задания.

Подведение  итогов. Составляется связный рассказ о союзах.

111. Контрольна я орфографическа я диктовка. Анализ ошибок, допущенных уча щимися в диктовке, поможет учителю спла нировать в дальнейшем повторение изученного.


1 в а р и а н т

1.. наслаждение

2. впоследствии

3. блистает

4. подлинный

5. предполагал

6. поглощать

7. чувствовать

8. сдался

9. посветить  фонарем 1О. растение

1 1. пресмешная история

12. опасный

13. борющийся

14. строивший

15. засеявший

16. будущий

17.  завершенный

18. роскошный

19. не отправленное братом

20. прелестный  ребенок

21. в течение дня

22. из-за угла

23. иметь в виду

24. в начале весны

25. вроде линии


11 в а р и а н т

посвятить стихотворение расстелил

воплощает приближался прежний выросла

презабавный  случай излагает

увидевший строяЩийся участвовать окруженный блистательный

не оконченная к сроку здоровье

сбегать очарование впоследствии коснуться залаявший пес

несмотря на ураган будущий

в виду города

говорить насчет похода выяснил  впоследствии


26. приехал  наконец

27. увидевший  воробья

28. зависевший от обстоятельств

IV. Объяснение  нового материала. Анализ материалов на с. 155.

V. Закрепление  материала. Составление схемы:


отложил на конец зимы в продолжение дня стелющийся туман


 

 

Подчинительн ые  союзы


причи нные: целевые: временнь1е: условн ые:

сравнительные: изъяснительные:


Схема заполняется  по мере  выполнения  упр. 337 (устно) под руководством учител я и уп р. 338 (письменно).

Назовите груп пы подч инительных союзов. Для чего они слу-

жат?

VI. Чтение § 59.

Vll. Закрепление материала.

1. Из двух простых  предложений  составьте сложные  с помо- щью сочинительн ых и подчинительных союзов.

1)) Начало смеркаться. Он пошел домой.

2) Озеро славилось рыбой. Мы отпра вились туда.

2. Дополн ите синон имически й ряд. потому что (оттого что, так как)

как будто (будто бы, будто, словно, точно) однако же (зато, но)

также (тоже, и)

3. Морфологический  разбор союзов.

Из данного текста  учащиеся должны  выбрать ряд союзов,  ра - зобрать их морфологически.

Сначала читается  весь текст.

из жизни слов.

ЭЗОПОВ (ЭЗОПОВСКИ Й) ЯЗЫК

 

Басни греческого мудреца -баснописца Эзопа давно известны во всем ми­ ре, и все позднейшие баснописцы испытывали на себе влияние его таланта. Эзоп, как и все, кто сочиняет басни, выражался в них не прямо, а при помощи затейливых иносказа ний: говорится про лисицу и виноград, а под­

разумевать надо человека и предмет его устремлений.

Такой не прямой, загадочный язык, умение говорить притчами, и полу­ чил  название эзоповского   языка.

(Э. В а р т а н ь я н.)


- В каких литературных произведениях, изученных вами в шко­ ле, вы встречались с использованием эзоповского языка? (Басни Крылова, сказка Салтыкова -Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».)

Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 59, 60; упр. 342. Морфологически разобрать два любых союза; выписать слова из рамочек и вы ­ учить их.

 









У р о к и  1 21 -122.  Развитие  речи.

Сочинение- рассуждение

(упр. 343)

 

У р о к и  1 23-124.  Слитное  написание  союзов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: