Ц е л ь у р о к а: показать союз ка к часть речи, его роль в предложе нии и в тексте; формировать умения определять роль союзов, знаки пре пина ния при них.
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: наблюдения над использова нием со юзов для связи самостоятельных предложен ий в тексте.
П о в т о р е н и е: правописание предлога, на речий; орфогра мма в корне; однородные члены предложения и знаки п реп ина ния п ри них.
1. Словарна я диктовка.
Вследствие переутомления, ввиду плохой погоды, несмотря на ливень, по- прежнему стучит, нечто вроде пещеры, подъем на подобие террас, согласно желан ию, вблизи дома, вспоминая впоследствии, в продолжение часа; сначала дума й, а потом пиши; с начала зим ы; в начале лета; вна чале реши это.
11. Индивидуальна я работа с учащим ися.
К а р т о ч к а № 1 Вставить пропущенные буквы.
По оконча ни.. школы, по прибыти.. в город, по окончани.. собра ния, болеть в продолжен.. недели, вопреки предсказа ни.., вследстви.. непогоды, согласно распоряжени.. директора.
К а р т о ч к а № 2 Вставить пропущенные буквы.
Не видел в течени.. дня, согласно приказ.. команди ра, по оконча ни.. занятий, вследстви.. тяжелой болезни, по прибыти.. в город, по предъяв лени.. документов.
111. Фронтальный опрос.
Уча щиеся назы ва ют служебные части речи. Отвеча ют на во прос, какова роль предлогов в словосочета нии. При водят приме ры.
IV. Работа с текстом.
Учащиеся зап исывают текст, объясняют выбор орфогра мм, по становку зна ков преп инан ия. Отвеча ют на вопросы.
Вода около корабля светилась, и по ней тихо ходили бледные огн и, угасая, выплыва я на поверхность и опять уходя в глубь, таинственную и стра шную.
Но вот солнце село, а город все выплывал и выпл ывал навстречу. До ма вырастали, огоньки зажигались ряда ми и в беспорядке дрожал и в во де, двига ясь и перекрещиваясь внизу. Пароход шел уже два часа в виду земли, в виду построек и пристаней. На ночь оста новились в заливе, а ут ром па роход потихоньку подтянулся к пристани.
(По В. К о р о л е н к о.)
- Определите стиль и тип речи. Докажите.
- Какова роль союзов?
Записа в и проанализировав предложени я, уча щиеся дела ют вы вод о том, что союзы соединяют однородные члены и части слож-
ного предложения. Кроме того, второе предложение присоединяет ся к первому также с помощью союза, благода ря чему весь текст воспринимается как единое целое.
Неда ром М. В. Ломоносов так определ ял роль союзов: «...Со юзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются». Таким образом, союз - неизменяемая часть речи, которая не яв ляется членом предложения, связывает однородные члены, части сложного предложения и самостоятельные предложения целого текста.
V. Закрепление материала.
1. Запишите текст, раздел ив его на логически и композицион но законченные отрывки, выделите абзацы. (Нужно обратить вни мание учащихся на функцию союзов не только в предложении, но и в целом тексте - один из приемов, с помощью которых час ти текста связываются в единое целое.)
Ядовитые змеи гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, гро мадная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве.
А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И та к она приползла к горелому пню и дернула за самую плеть, где ле жала змея. Гадина подняла голову и зашипела.
2. Упр. 313 (устно).
(М. П р и ш в и н.)
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 54; упр. 315; выписать слова из ра мочек в словарь и запомнить их написание.
У р о к 114. Союзы простые и составные
Ц е л ь у р о к а: формирование умения различать простые и соста вные союзы; создавать предложения с составными союзами.
1. Проверка домашнего задания.
11. Запись предложений с заданием составить их схемы, дать хара ктеристику по наличию простых предложений в них.
1) Волчонок спрыгнул с дороги в ка наву, пробежал ею немного, про дираясь сквозь за росли у самой дороги, и резко повернул в глубь леса. (С. Алексеев.) 2) Однажды я встал раньше всех, потому что накануне при метил на дереве несколько плодов инжира... (Ф. Искандер.)
Выпишите союзы, которые связывают части сложных предложений.
111. Объяснение нового материала.
Знакомство с теоретическим материалом на с. 121.
IV. Закрепление материала.
Запись предложений с указа нием простых и составных союзов.
1) Лошади были настороженны, но спокойны. (С. Баруздин.) 2) Меж- ду небом и землей, то за мирая, то снова ясно обознача ясь, журчали и звенели непрерывно трели простенькой, но милой песенки жаворонка.
(Ю. Тупицын.) 3) Они спустились вниз по за росшему склону холма, так как река здесь вплотную подходила к его подножью. 4) Он услышал, как будто кто- то стукнул в окно. 5) Надо было торопиться, та к ка к вода при бывала... 6) По мере того как они продвигались вперед, контуры острова становились четче.
V. Упр. 319.
Учащиеся составляют устно предложения с соста вным и союза ми; 3-4 предложен ия записыва ют, выдел яя в них гра мматические основы.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 55; уп р. 318 (п исьмен но), 320 (устно).
У р о к 1 15. Союзы сочинительные