У р о к 1 13. Союз как часть речи

Ц е л ь у р о к а: показать союз ка к часть речи, его роль в предложе­ нии и в тексте; формировать умения определять роль союзов, знаки пре­ пина ния при них.

Работа  п о  р а з в и т и ю  р е ч и: наблюдения над использова нием со­ юзов для связи самостоятельных предложен ий в тексте.

П о в т о р е н и е: правописание предлога, на речий; орфогра мма в корне; однородные члены предложения и знаки п реп ина ния п ри них.

1. Словарна я диктовка.

Вследствие переутомления, ввиду плохой погоды, несмотря на ливень, по- прежнему стучит, нечто вроде пещеры, подъем на подобие террас, согласно желан ию, вблизи дома, вспоминая впоследствии, в продолжение часа; сначала дума й, а потом пиши; с начала зим ы; в начале лета; вна ­ чале реши это.

11. Индивидуальна я работа с учащим ися.

К а р т о ч к а №  1 Вставить  пропущенные  буквы.

По оконча ни.. школы, по прибыти.. в город, по окончани.. собра ния, болеть в продолжен.. недели, вопреки предсказа ни.., вследстви.. непогоды, согласно распоряжени.. директора.

К а р т о ч к а №  2 Вставить пропущенные буквы.

Не видел в течени.. дня, согласно приказ.. команди ра, по оконча ни.. занятий, вследстви.. тяжелой болезни, по прибыти.. в город, по предъяв­ лени.. документов.

111. Фронтальный опрос.

Уча щиеся назы ва ют служебные части речи. Отвеча ют на во­ прос, какова роль предлогов в словосочета нии. При водят приме ры.

IV. Работа  с текстом.

Учащиеся зап исывают текст, объясняют выбор орфогра мм, по­ становку зна ков преп инан ия. Отвеча ют на вопросы.

Вода около корабля светилась, и по ней тихо ходили бледные огн и, угасая,  выплыва я  на  поверхность  и опять уходя  в глубь, таинственную и стра шную.

Но вот солнце село, а город все выплывал и выпл ывал навстречу. До­ ма вырастали, огоньки зажигались ряда ми и в беспорядке дрожал и в во­ де, двига ясь и перекрещиваясь внизу. Пароход шел уже два часа в виду земли, в виду построек и пристаней. На ночь оста новились в заливе, а ут­ ром па роход потихоньку подтянулся к пристани.

(По В. К о р о л е н к о.)

- Определите стиль и тип речи. Докажите.

- Какова роль союзов?

Записа в и проанализировав предложени я, уча щиеся дела ют вы ­ вод о том, что союзы соединяют однородные члены и части слож-


ного предложения. Кроме того, второе предложение присоединяет­ ся к первому также с помощью союза, благода ря чему весь текст воспринимается как единое целое.

Неда ром  М. В. Ломоносов  так определ ял  роль  союзов:  «...Со­ юзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются». Таким образом, союз - неизменяемая часть речи, которая не яв­ ляется  членом  предложения,  связывает  однородные  члены,  части сложного предложения и самостоятельные предложения целого текста.

V. Закрепление  материала.

1. Запишите текст, раздел ив его на логически и композицион­ но законченные отрывки, выделите абзацы. (Нужно обратить вни ­ мание учащихся на  функцию  союзов  не  только  в  предложении, но и в целом тексте - один из приемов, с помощью которых час­ ти текста связываются в единое целое.)

Ядовитые змеи гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, гро­ мадная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве.

А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И та к она приползла к горелому пню и дернула за самую плеть, где ле­ жала змея. Гадина подняла голову и зашипела.


 

2. Упр. 313 (устно).


(М. П р и ш в и н.)


Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 54; упр. 315; выписать слова из ра ­ мочек в словарь и запомнить их написание.

 





У р о к 114. Союзы простые и составные

Ц е л ь  у р о к а: формирование умения различать простые и соста вные союзы; создавать предложения с составными союзами.

1. Проверка домашнего задания.

11. Запись предложений с заданием составить их схемы, дать хара ктеристику по наличию простых предложений в них.

1) Волчонок спрыгнул с дороги в ка наву, пробежал ею немного, про­ дираясь сквозь за росли у самой дороги,  и резко повернул  в глубь леса. (С. Алексеев.) 2) Однажды я встал раньше всех, потому что накануне при­ метил на дереве несколько плодов инжира... (Ф. Искандер.)

Выпишите союзы, которые связывают части сложных предложений.

111. Объяснение нового материала.

Знакомство с теоретическим  материалом на с. 121.

IV. Закрепление материала.

Запись предложений с указа нием простых и составных союзов.

1) Лошади были настороженны, но спокойны. (С. Баруздин.) 2) Меж- ду небом  и  землей,  то  за мирая,  то  снова  ясно  обознача ясь,  журчали и звенели непрерывно трели простенькой, но милой песенки жаворонка.


(Ю. Тупицын.) 3) Они спустились вниз по за росшему склону холма, так как река здесь вплотную подходила к его подножью. 4) Он услышал, как будто кто- то стукнул в окно. 5) Надо было торопиться, та к ка к вода при ­ бывала... 6) По мере того как они продвигались вперед, контуры острова становились  четче.

V. Упр. 319.

Учащиеся составляют устно предложения с соста вным и союза ­ ми; 3-4 предложен ия записыва ют, выдел яя в них гра мматические основы.

Д о м а ш н е е з а д а н и е:  § 55;  уп р.  318  (п исьмен но),  320 (устно).

 


У р о к  1 15. Союзы сочинительные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: