У р о к 1 28. Урок- зачет по теме « Союз»

Учитель объявляет тему урока и знакомит семиклассников с его задачами: проверить теоретические знания о союзе как части речи, делени и союзов на груп п ы и  по  назначен ию;  сформи рованность навыка  различения  предложений  с  однородными  членами и сложносочиненного с союзом и, навыка интонационного и пунк­ туационного оформления различных союзных конструкций; умения

правильно  и уместно  пользоваться  в речи различными союзными конструкциями.


1. К доске вызываются  два ученика.  Первому  из них дается  за ­ да ние соста вить пла н ответа по теме «Сходство и различие пред­ логов  И  СОЮЗОВ».

Возможный  вариант  плана.

1. Общее: а) служебные части реч и; б) не изменяются; в) не являются  члена ми  предложения.

2. Разл ичие: а) предлог соединяет зависимые друг от друга слова в словосочетании; союз соединяет или независимые друг от друга слова в предложении, или предложения; б) предлог осуще­ ствляет связь совместно с оконча нием, союз - самостоятельно.

Второй ученик получает задание заполнить синонимический ряд, привести примеры предложений  с да нными  союза ми,  записать  од­ но  из  них,  составить  его схему.


потому что -". как будто -... как только -".

с тем чтобы -".


однако же -...

так что -...

то есть -...

та кже -...


11. На доске за писаны (или спроецированы с помощью графо­ проектора) предложения. Зада ние: 1 вариант - выписать номера предложений с сочинительными союзами; 11 вариа нт - с подчини ­ тельными  (зна ки  препинания  в  предложениях  не  расставлены).

l) Огонь в лампе дрогнул и потускнел но через секунду снова разго­ релся ровно и ярко. (М. Горький.) 2) Листья то косо летели по ветру  то отвесно ложились в сырую траву. (К. Паустовский.)  3)  Все  встали  со сво­ их мест как только затихли звуки музыки.  4)  Наука  любит трудолюбивых ибо труд это талант. 5) Школьникам нужно овладевать знаниями чтобы принести больше пользы  Родине.  6)  Лишь  сердце  стучит да  песня  звучит да тихо рокочет струна. (А. Сурков.) 7)  Незнакомец  был  невысок  ростом зато плечист. 8) Все должны заниматься физкультурой чтобы укрепить свое здоровье. 9) Моя сестра много читает я тоже дня не  могу  прожить  без книги. l О) Если посмотреть на глобус то можно увидеть что плодородной земли  не так уж  много. (А. Мусатов.)

(Ассистенты проверяют работы по контрольному листку учителя.)

111. Контрол ьная словарна я диктовка.

Освещать, потому что темно; натереть, чтобы блестел; вышел  погу­ лять, чтобы освежиться; отложить из-за непогоды; банка из- под варенья; стараться изо всех сил; передо мной; в течение  лета;  сделал так же  хоро­ шо, как  брат;  он  тоже  поедет;  разлилась  вследствие  дождей.

IV.  Графический  диктант.

Уч итель читает текст. Учащиеся записыва ют лишь схемы пред­ ложений.

Самое прекрасное на земле слово - мама,  и  оно звучит  на  всех  язы­ ках мира  одинаково  нежно.

У ма мы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У  мамы  самое верное и чуткое сердце.  В  нем  никогда  не  гаснет  любовь,  и  оно  ни  к  че­ му  не  остается  равнодушным.

7 Богданова,  7 кл.                                                                                     177


Тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд, и твоя любовь к матери делает радостной и светлой твою жизнь.


V. Работа  по  ка рточ ка м.


(По 3. В о с к р е с е н с к о й.)


Уча щиеся всего  класса  получа ют  два  вариа нта  на  за ра нее  от­

печата нных  карточках,  списы вают  предложения,  раскрыва я  скобки и  расставля я  зна ки  преп ина ния.

1 в а р и а н т

1) Что (бы) быть (по) настоящему гра мотным человеком нужно посто­ янно обращаться к книгам. 2) Как мура вей ухитряется подни мать ношу во много раз тяжелее своего веса - то (же) за гадка. 3) То (же) слово да не так (бы) молвить. 4) Книгол юбы постоянные посетител и библиотеки ребя ­ та нашего  класса  та к  (же) увлека ются  чтен ием.  5) Бревно  через  воду и скрипучий деревя(н, нн)ый мосток и гулкий железнодорожный мост су­ ществуют для того что (бы) мы (не) засиделись на одном берегу что (бы) вода (не) служила пр..пятствием для тех кто хочет куда (то) идти что (то) искать. (В. Песков.)

11 в а р и а н т

1) Что (бы) вы ни делал и чем (бы) вы ни за нимались вам всегда по­ надобится умный и верный помо..ник - книга. 2) Настя бросилась было в сторону, где маячили два дерева, - там то (же) тропы (не) было. 3) Тут была елань - то (же) са мое что зимой в пруду прорубь. (М. П ришви н.)

4) Коротко за (то) ясно. 5) Он торопился от (того) что боялся опоздать.

VI. Два  ученика  получают  на  ка рточках  зада ние:  восстановить в данном тексте союзы, расставить зна ки препинания; определить роль союзов в тексте.  Зада ния  выполня ются  на  пленках  кодоскопа.

САМОЛЕТ

Вечерело. От речки тянуло сыростью... за пахом пр..брежного ра кит­ ника. Вдали куковала кукушка... кругом бесшумно кружилась мелка я ве­ се (н, нн) яя мошка ра.

... вот среди тишины из (за) розовых обла ков сначал.. посл ышалось стра (н, нн) ое жужжа ние... потом сверкнула серебр..ая точка. Она все ув..личивалась... вот уже у нее обозначились две па ры крыльев с красны ­ ми звездами.

Могуч.. самолет ле гко снизился... быстро  ...  плавно  пронесся  ... над темным лесом... над пустым разъездом... над речкой.

(По А. Га й д а р у.)

Vll. В это время класс выполн яет зада ние по конструи рова нию предложений.

1 в а р и а н т:  ответьте  на  вопросы,  придумав  предложения,  со-

ответствующие  да нным  схема м.

1.. Для чего нужно много читать? 1     1,  (чтобы...).

 

2. Когда ты читаешь художественную литературу? 1                       1  (когда...).

3. Ка кие книги ты любишь? 1 о и о 1 или lo или  o l.. '


11 в а р и а н т: продолжить предложения дважды: чтобы сначала получилось предложение с однородн ыми членами, затем сложное.

1. Наступила  весна  и  ....

2. Солнце  все  ярче  светит  и

3. Деревья  вновь зазеленели  и  ....

Vlll. Проверка выполнения заданий, подведение итогов урока, выставление  оценок в «Лист учета».

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: