Це л ь у р о к а: показать условия различения на письме союзов то же, так же, чтобы, зато и наречий и местоимений с частицами то, же, бы; формирование навыка написания союзов также, тоже, что бы, зато.
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: составление связного рассказа на грам матическую тему (о союзе).
По в т о р е н и е: написание наречий и местоимений с частицами же
и бы; запятые в простом и сложном предложениях.
1. Проверка домашнего задания.
1. Уп р. 342.
2. Учащийся составляет устный рассказ о союзе. Класс (по
«цепочке») дает аргументи рованную оценку ответа това рища.
3. На доске проводится морфологический разбор двух союзов (из дома шнего упражнения).
11. Объяснение нового материала.
Записываются и анализи руются предложения (рекомендуем это сделать в разделе ученического словаря «Таблицы»).
При объяснении учителю следует опираться на сформи ровав шееся у учащихся понятие о союзе как служебной части речи, а та кже исходить из структуры предложения.
Анализи руя строение параллельных примеров, записанных в столбики, учащиеся под руководством учителя приходят к выво ду, что тоже, чтобы, также, зато - союзы, они не являются членами предложения. Союзы тоже, также можно заменить си нонимичным союзом и; за то - но; чтобы - составным союзом для того чтобы.
Выделенные во втором столбике слова явл яются членами пред ложения: местоимение что - подлежащим, то - определением; нареч ие так - обстоятельством. Замена наречи я так и мес тоимения то в сочетании с частицей же и предлогом за невоз можна.
Составление таблицы.
Отличайте союзы от других частей речи!
Чтобы (союз) | Что бы (местоимение с частицей) |
Союз всегда пишется слитно. Я хочу, чтобы ты дал мне совет. Я зашел, чтобы обсудить с тобой эту проблему. 1. Бы нельзя опустить или пе реставить в другую ча сть предложени я. 2. Союз чтобы можно за ме нить синони мичными соста в ными союзами: чтобы - для того чтобы; чтобы - с тем чтобы. Я не знаю, какой сделать подарок, чтобы порадовать его. | Я спросил, что бы мне почи тать об этом. Я хочу знать, что бы ты мне посоветовала. 1. Бы можно опустить или пере ставить в другую часть предло жения: Я спросил, что мне почита ть об этом. Я хочу зна ть, что ты мне по советовала бы почитать. 2. Что можно на полнить содер жанием, за мен ить существитель ным: Что почитать? Книгу, газету, журнал. Я не знаю, что бы ему пода рить. (Что? Книгу, марки, кас сету.) |
Тоже, так же (союзы) (тоже = так же = и) | То же (местоимение с частицей), так же (наречие с частицей) |
1. Же в союзах нельзя опус - тить или переста вить без ис кажения смысла предложения. 2. Тоже, также (как слу жебные части реч и) не отве чают на вопросы, не являются члена ми предложени я. Я тоже это прочитал. Я так же это прочитал. И я это прочитал. | 1. Же можно опустить без иска жения смысла предложения. 2. И местои мение, и наречие от веча ют на вопросы, являются члена ми предложен ия. 3. Местои мение то может быть либо определением, либо допол нен ием (а та кже подлежащи м), а нареч ие - обстоятельством. 4. На реч ие так часто сопровож дается сра внительным оборотом с союзом как, отвечает на во просы к а к? к а к и м о б р а з о м? 5. Местои мение то может ука зы вать на ка кой -либо предмет, о котором можно спросить «что именно?». - Он требовал то же (ч т о именно?), что и вы. 6. Местои мен ие то можно за менить други м местои мен ием, в нем легко измен ить род, число. |
Продолжение
Тоже, также (союзы) (тоже = также = и) | То же (местоимение с частицей), так же (наречие с частицей) |
Во всем городе не было людей, настроенных (к а к?) так (же) спокойно и в то (к а к о е?) (же) время торжественно, как эти двое (в то самое время; в те времена). Обратите внимание на правопи сание сочетаний: то же... что; то же самое; одно и то же; точно так же, как...; все так же; все то же. | |
Зато (союз) (зато = но) | За то (местоимение с предлогом) |
Встретиться не удавалось, зато письма писали часто. | Не берись (з а ч т о?) за то, что тебе не по силам. За то (к а - к о е?) время, что я отсутст вовал, здесь многое измени лось. (Местоимение то легко заме нить существительным или при ла гательным: не берись за дело; за короткое время.) |
111. Закрепление материала.
1. Запись предложений с объяснением написа ния союзов, ме стоимений и наречий. (Упражнения выполняются под руководством учителя. Следует обратить внимание на выразительность чтения предложений.)
1) Отечеством зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды на ши. (К. Ушинский.) 2) Та к же, ка к час назад, свистел ветер.
3) Отец также взял удочки, и мы пошли. 4) Знать и уметь - не одно и то же. 5) Мне тоже не сиделось на месте. 6) Его прозвали Знайкой за то, что он много знал. 7) Все смолкли, зато громче затрещали, разгораясь, ветки. 8) Идти к стойбищу надо по тому берегу.
2. Упр. 344 (устно).
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 61; упр. 347, выписать слова из ра мочек в словарик и выучить; соста вить план ответа по теме
«Сходство и различие предлогов и союзов».