Также, тоже, чтобы, зато

Це л ь у р о к а: показать условия различения на письме союзов то­ же, так же, чтобы, зато и наречий и местоимений с частицами то, же, бы; формирование навыка написания союзов также, тоже, что­ бы,  зато.

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: составление связного рассказа на грам­ матическую тему (о союзе).

По в т о р е н и е:  написание  наречий  и  местоимений  с  частицами   же

и бы; запятые в простом и сложном предложениях.

1. Проверка домашнего задания.

1. Уп р. 342.

2. Учащийся составляет устный рассказ  о  союзе.  Класс  (по

«цепочке») дает аргументи рованную оценку ответа това рища.

3. На доске проводится  морфологический  разбор двух союзов (из дома шнего упражнения).

11. Объяснение нового материала.

Записываются и анализи руются предложения (рекомендуем это сделать в разделе ученического словаря «Таблицы»).

При объяснении учителю следует опираться на сформи ровав­ шееся  у  учащихся  понятие  о  союзе  как  служебной  части  речи, а та кже исходить из структуры предложения.

Анализи руя строение  параллельных  примеров,  записанных в столбики, учащиеся под руководством учителя приходят к выво­ ду, что тоже, чтобы, также, зато - союзы, они не являются членами предложения. Союзы тоже, также можно заменить си­ нонимичным союзом и; за то - но; чтобы - составным союзом для  того  чтобы.

Выделенные во втором столбике слова явл яются членами пред­ ложения: местоимение что - подлежащим, то - определением; нареч ие так - обстоятельством. Замена наречи я так и мес­ тоимения то в сочетании с частицей же и предлогом за невоз­ можна.


Составление таблицы.

Отличайте союзы от других частей речи!

Чтобы (союз) Что бы   (местоимение  с  частицей)
Союз всегда пишется слитно. Я хочу, чтобы ты дал мне совет. Я  зашел,  чтобы  обсудить с  тобой  эту  проблему. 1. Бы нельзя опустить или пе­ реставить в другую ча сть предложени я. 2. Союз чтобы можно за ме­ нить синони мичными соста в­ ными союзами: чтобы - для того чтобы; чтобы - с тем чтобы. Я не знаю, какой сделать подарок, чтобы порадовать его. Я спросил, что бы мне почи ­ тать  об  этом. Я хочу  знать,  что  бы  ты мне посоветовала. 1. Бы можно опустить или пере ­ ставить в другую часть предло­ жения: Я  спросил,  что  мне  почита ть об этом. Я хочу зна ть, что ты мне по­ советовала  бы  почитать. 2. Что можно на полнить содер­ жанием, за мен ить существитель­ ным: Что почитать? Книгу,  газету,  журнал. Я не знаю, что бы ему пода ­ рить. (Что? Книгу, марки, кас­ сету.)
Тоже, так же   (союзы) (тоже = так же = и) То же   (местоимение  с  частицей), так  же   (наречие  с  частицей)
1. Же в союзах нельзя опус - тить или переста вить без ис­ кажения смысла предложения. 2. Тоже, также (как слу­ жебные части реч и) не отве­ чают на вопросы, не являются члена ми предложени я. Я тоже это прочитал. Я так­ же это прочитал. И я это прочитал. 1. Же можно опустить без иска ­ жения смысла предложения. 2. И местои мение, и наречие от­ веча ют на вопросы, являются члена ми предложен ия. 3. Местои мение то может быть либо определением, либо допол ­ нен ием (а та кже  подлежащи м), а нареч ие - обстоятельством. 4. На реч ие так часто сопровож­ дается сра внительным  оборотом с союзом как, отвечает на во­ просы к а к? к а к и м о б р а з о м? 5. Местои мение то может ука ­ зы вать на  ка кой -либо  предмет, о котором можно спросить «что именно?». - Он требовал  то же (ч т о именно?), что и вы. 6. Местои мен ие то можно за ­ менить други м местои мен ием, в нем легко измен ить род, число.

Продолжение

Тоже, также   (союзы) (тоже = также = и) То же   (местоимение  с  частицей), так  же   (наречие  с  частицей)
  Во всем городе не было людей, настроенных (к а к?) так (же) спокойно и в то (к а к о е?) (же) время торжественно, как эти двое (в то самое время; в те времена). Обратите внимание на правопи­ сание сочетаний: то же... что; то же  самое; одно и то же; точно так же, как...;  все  так  же;  все  то  же.
Зато (союз) (зато = но) За  то   (местоимение  с  предлогом)
Встретиться  не удавалось, зато  письма  писали  часто. Не берись (з а ч т о?) за то, что тебе не  по  силам.  За  то   (к а - к о е?) время, что я отсутст­ вовал, здесь многое  измени ­ лось. (Местоимение то легко заме­ нить существительным или при­ ла гательным: не берись за дело; за короткое  время.)

111. Закрепление материала.

1. Запись предложений с объяснением написа ния союзов, ме­ стоимений и наречий. (Упражнения выполняются под руководством учителя. Следует обратить внимание на выразительность чтения предложений.)

1)  Отечеством  зовем  мы  нашу  страну  потому,  что  в  ней  жили  отцы и  деды  на ши.  (К. Ушинский.)  2)  Та к  же,  ка к  час  назад,  свистел  ветер.

3) Отец также взял удочки, и мы пошли. 4) Знать и уметь - не одно и то же. 5) Мне тоже не сиделось на  месте. 6) Его прозвали  Знайкой  за  то, что он много знал. 7) Все смолкли, зато громче затрещали, разгораясь, ветки. 8) Идти к стойбищу надо по тому берегу.

2. Упр. 344 (устно).

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 61; упр. 347, выписать слова из ра ­ мочек  в словарик  и  выучить;  соста вить  план  ответа  по теме

«Сходство и различие предлогов и союзов».






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: