1 в а р и а н т
Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо орга низованным человеком. П режде всего необходимо ста раться в течен ие дня выполнять ре жим. Составьте его в начале сентяб ря и ста ра йтесь выпол нять в про должен ие всего учебного года. Посоветуйте та к же поступить и своим
това рища м.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполне ние потребует больше времени. Зато останется свободное время на люби мые предметы, увлечения.
Если вам что-либо не совсем понятно, не обращайтесь сразу за разъ яснениями к старшим, а загляните в словарь, в спра вочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте от дельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать па мять. (125 слов.)
|
|
11 в а р и а н т
В течение многих тысячелетий меняется форма и высота земной по верхности, и та м, где раньше шумело море, впоследствии образовалась су ша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяют ся и сжимаются по- разному, между ними образуются трещины. В них по падает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.
Растен ия и жи вотные тоже игра ют большую роль в разрушен и и горных пород. Корни растений выдел я ют кислоту, котора я разъедает ка мен ь. Если в трещину породы попадает семя, то оно разрастается и, постепен но утол щаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происхо дит вы ветри ва ние. Оно происходит очень медлен но, но в продолжение многих лет самые прочные породы разруша ются, распадаются на части. (128 слов.)
(Н. Е ф и м о в а.)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е (для обоих вариантов)
1. Объяснить графически пунктуа ционные правила в дикта нте.
2. Разобрать морфологически один из союзов.
У р о к 130. Анализ контрольного диктанта
ЧАСТИ ЦА
В школьной практике тема «Частица» является одной из трудных.
Это объясняется, во-первых, тем, что учащиеся затрудняются в отграничении частиц от других неизменяемых частей речи; во вторых, тем, что изучение орфографии частиц диктует необходи мость приведения школьниками в систему многочисленных правил, связанных с написанием частиц с различными частями речи, изу чаемыми в предыдущих классах, а это требует четкой организации попутного повторения пройденного. Кроме того, орфограммы, свя занные с правописанием ряда частиц (например, не - ни), не от личаются достаточной четкостью, поэтому их написание вызывает у школьников особые трудности.
|
|
Учитывая сложности в изучении данной темы, учитель должен иметь в виду и то, что «для усвоения и правильного применения орфографических правил, связанных с написанием не и ни, учащи еся должны овладеть понятиями «отрицательное и утвердительное предложение», уметь ставить ударение в слове, правильно выде лять в нем значимые части, определять способ образования слов, различать части речи и глагольные формы» 1 • Кроме того, необхо димо, чтобы при написании частиц, в частности не - ни, школь ники исходили из их значения, употребления.
В центре работы по развитию речи при изучении частиц долж но стать знакомство учащихся с использованием частиц в различ ных стилях речи, отработка умения их употребления с целью при дания высказыванию большей выразительности, эмоциональности. Следует также обратить внимание учащихся на то, что избыточное употребление частиц в речи ведет к ее засорению, утрате смысло вой точности.