У р о к 129. Контрольный диктант

1 в а р и а н т

Чтобы  хорошо  учиться,  надо  быть хорошо  орга низованным  человеком. П режде  всего  необходимо  ста раться  в  течен ие  дня  выполнять  ре ­ жим.  Составьте  его  в  начале  сентяб ря  и  ста ра йтесь  выпол нять  в  про­ должен ие  всего  учебного  года.  Посоветуйте  та к  же  поступить  и  своим

това рища м.

Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполне­ ние потребует больше времени. Зато останется  свободное  время  на люби­ мые  предметы,  увлечения.

Если вам что-либо не совсем понятно, не обращайтесь сразу за разъ­ яснениями к старшим, а загляните в  словарь,  в  спра вочную  литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной  литературы,  вы узнаете  много  нового  и  интересного.

В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте от­ дельные интересные мысли, высказывания. Полезно  также  понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык,  развивать  па ­ мять.  (125 слов.)

11 в а р и а н т

В течение многих тысячелетий меняется форма и высота земной по­ верхности, и та м, где раньше шумело море, впоследствии образовалась су­ ша. С реками и озерами происходит то же самое,  что  и  с  морями.  Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких  составных частей.  Так как эти  части  расширяют­ ся и сжимаются по- разному, между ними образуются трещины. В них по­ падает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и  с  громадной силой  разрывает  самые  твердые  камни.

Растен ия и жи вотные тоже игра ют  большую  роль  в  разрушен и и горных  пород.  Корни  растений  выдел я ют  кислоту,  котора я  разъедает ка мен ь. Если в трещину породы попадает семя, то оно разрастается и, постепен но утол щаясь,  будет  раздвигать  ее.  Вследствие  этого  происхо­ дит вы ветри ва ние. Оно происходит очень медлен но, но в продолжение многих  лет  самые  прочные  породы  разруша ются,  распадаются  на  части. (128  слов.)

(Н. Е ф и м о в а.)

Г р а м м а т и ч е с к о е  з а д а н и е (для обоих вариантов)

1. Объяснить  графически  пунктуа ционные  правила  в дикта нте.

2. Разобрать  морфологически  один  из  союзов.



У р о к  130. Анализ  контрольного  диктанта

ЧАСТИ ЦА

В школьной практике тема «Частица» является одной из трудных.

Это  объясняется,  во-первых,  тем,  что  учащиеся  затрудняются в отграничении частиц от других неизменяемых частей речи; во­ вторых, тем, что изучение орфографии частиц диктует  необходи­ мость приведения школьниками в систему многочисленных правил, связанных с написанием частиц с различными частями речи, изу­ чаемыми в предыдущих классах, а это требует четкой организации попутного повторения пройденного. Кроме того, орфограммы, свя­ занные с правописанием ряда частиц (например, не - ни), не от­ личаются  достаточной  четкостью,  поэтому  их  написание  вызывает у  школьников  особые  трудности.

Учитывая сложности в изучении данной темы, учитель должен иметь в виду и то, что «для усвоения и правильного применения орфографических правил, связанных с написанием   не   и ни, учащи­ еся должны овладеть понятиями «отрицательное и утвердительное предложение», уметь ставить ударение в слове,  правильно  выде­ лять в нем значимые части, определять способ образования слов, различать части речи и глагольные формы» 1 • Кроме  того,  необхо­ димо, чтобы при написании частиц, в частности   не - ни,   школь­ ники  исходили  из  их  значения,  употребления.

В центре работы по  развитию  речи  при  изучении  частиц долж ­ но стать знакомство учащихся с  использованием  частиц  в  различ­ ных стилях речи, отработка умения их употребления с целью при­ дания высказыванию большей выразительности, эмоциональности. Следует также обратить внимание учащихся на то, что избыточное употребление частиц в речи ведет к ее  засорению,  утрате  смысло­ вой  точности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: