Обращение к интерактивной доске – слайд № 4

                                                            - 5 –

 - Обращаемся снова к интерактивной доске:

 

                                                          Аринушка:

 

3 часть:                                                     4 часть:


Одиночество в кресле;                                            «На редкость чуткий ребенок»;

Игры в тишине; сидит, сжавшись                          не подходит ни к кому;

В комочек; на шее – круг грязи;                             в глазах ее боль и немой вопрос:

Корка между пальчиками рук;                                почему? Вши в волосах; спит на полу,

Ни о чем не спрашивает;                                         заботясь о кукле; «очень похудевшая и

                                                                                   побледневшая»; слеза ребенка в

                                                                                    молчании;

                                                         

- Что происходит со взрослыми?

- Что мучает этих людей?

 


ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Взрослые допускают такое противоестественное состояние ребенка, потому что испытывают почти животный страх за самих себя, они боятся, что за сочувственное отношение к ребенку арестованного инженера они окажутся в тюрьме, соседям проще не замечать страдания Аринушки, чем помогать ей. Их, может быть, и мучает совесть, но страх сильнее всего.

ОБРАЩЕНИЕ К ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ – СЛАЙД № 5.

 

 

СТРАХ

За себя, за семью                                          встретиться взглядом с её глазами -

                                                                        «синими, как небеса…»

5). Рассуждение о героинях рассказа:

 

- В рассказе две героини: Надежда Петровна и Марья Петровна, у них одинаковое отчество – Петровна от имени Пётр.

- Как вы думаете, почему обеим женщинам автор даёт отчество от имени Пётр?

                                                              - 6 -

 

ОТВЕТ: Имя «Петр» в переводе означает «камень».

- Аринушка имеет отчество Андреевна, так как её отца зовут Андрей Афанасьевич.

- Как вы думаете, почему у неё такое отчество?

  ОТВЕТ: Имя «Андрей» в переводе означает «мужественный».

- Кто сильнее: две взрослые женщины или пятилетняя девочка?

- Какие строки этой части, на ваш взгляд, самые пронзительные? Какие слова потрясают до глубины души, заставляя содрогнуться, застыть от боли и возмущения? Поищите их

 

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: приводят разные примеры, и может быть, кто-нибудь прочитает о том, как девочка спит на полу, прикрывая полой своего пальтишки заболевшую куклу, заботясь о ней: в сердце пятилетней малышки больше любви и сострадания, чем в душах взрослых и сильных, на ее взгляд, людей. Такое поведение ребенка потрясает.

ОБРАЩЕНИЕ К ИЛЛЮСТРАЦИЯМ НА ДОСКЕ.

 

 - Посмотрите на следующую иллюстрацию: что сделали взрослые, сильные и умные люди, с ребенком. Аринушка, продолжая обращаться к женщинам со слова «милая»,

стремится растопить окаменевшие сердца. В отличие от ребёнка, взрослые спрятали свои души в броню, себя жалеют, страдая душой, проходя по коридору. Их продолжает объединять страх.

 

4. РЕФЛЕКСИЯ.

- Составьте синквейн к этому слову, опираясь на прочитанный текст. (Слово – «страх»).

Дети составляют стихотворение, затем зачитывают свои варианты.

 

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:

Страх.

Холодный, давящий.

Сковывает, управляет, меняет.

«Никогда не думала быть его сестрой»

Слабость.

Страх.

Всеобъемлющий, подавляющий.

Терзает, губит, сбивает с толку.

Самое страшное – видеть детские слезы.

Совесть.

                                                          - 7 -

 

- Готовясь к уроку, я написала свой синквейн, послушайте его:

 

Страх.

Непобедимый, вечный.

Убивает, разрушает, унижает.

«Нужно только не смотреть в ее сторону…»

Смерть.

 

- Последнее слово в моем синквейне – «смерть», смерть души. Смерть – это финал жизни всего живого.

- А есть ли финал у рассказа, прочитанного нами? Каким вы его себе представляете?

- Запишите в рабочих листах свой прогноз финала. Зачитайте его. Обсуждение вариантов финала детей.

 

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Девочка медленно умирает от истощения; в соседях все-таки просыпается совесть: она выжила, но никогда не простила; комендант забрал ее к себе; ее отдали в детский дом; произошло чудо – отец вернулся…

- Давайте послушаем, каким автор делает финал своего рассказа?

                                                      

5. ЧТЕНИЕ ФИНАЛЬНОЙ ЧАСТИ.

Беседа:

- Что произошло со взрослыми? (работа с текстом).

- Верите ли вы в их искренность?

- Чему они так радуются?

 

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Взрослые рады тому, что закончились их страдания, что не надо больше бояться, следовательно, можно «вернуться» к ребенку…

- Поверить жильцам квартиры № 6 очень трудно, так как с ними не происходит самого главного – покаяния, а значит, нет очищения души, нет её возрождения.

- Каково теперь ваше отношение к соседям?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: