Урок русского языка в 9 классе
«Словосочетание, виды словосочетаний. Повторение изученного»
1. - Здравствуйте, ребята!
Сегодня в автобусе кондуктор сказала: «пассажиры, заплатите проезд!»
- правильно ли построено речевое высказывание?
- сформулируйте правильно высказывание.
- в какой единице синтаксиса сделана ошибка?
- Сегодня мы с вами повторим виды словосочетаний и способы синтаксической связи в них.
2. Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и раскрывая скобки.
(Н..) малым б...гатством с..яли на солнце слободские церкви. Славный храм Богоматери покрыт был (с)наружи яркою жив..писью. На каждом кирп..че бл..стел крест, и церковь к..залась одет..ю в з..л..тую сетку.
Почти сразу очаровательный вид этот разогналч..рные мысли, которые (н..)оставляли князя С..ребрян..ого (во) всю дорогу. (А.К.Толстой).
Для справок:
Александровская слобода 1627 год.
Слобода (словарь С.И.Ожегова)
1. Большое село с некрепостным населением (до отмены крепостного права в России);
|
|
2. Поселение, освобожденное от княжеских повинностей;
3) Посёлок около города, пригород (устар.);
4) Торговый или ремесленный поселок.
1. Выпишите из первого предложения 2 сочетания слов, не являющихся словосочетаниями.
2. Определите, какой частью речи выражены в выделенных словосочетаниях главное и зависимое слово. Определите вид словосочетания по главному слову.
3. Определите вид подчинительной связи в выделенных словосочетаниях.
4. Выполните синтаксический разбор словосочетания (не) оставляли князя.
5. Замените словосочетание «слободские церкви», синонимичным словосочетанием. Напишите получившееся словосочетание.
· Эталон для проверки работы с текстом будет выставлен в 16:00
Виды словосочетаний. Повторение.
· Вид словосочетания определяется по главному слову.
Запишите по 3 словосочетания:
Именные:
Глагольные:
Наречные:
Ответьте на вопросы. Рассмотрите схему.
- Что такое словосочетание? - Какое сочетание слов нельзя назвать словосочетанием.
5. игра «Третий лишний». В каждой группе уберите то, что не является словосочетанием:
1. Для читателя,
удивительно лаконично,
необыкновенно разнообразны.
2. А.С.Пушкин создал,
Стихотворение «19 октября»,
Разобраться в содержании.
3. Предельно сжато,
Разнообразно и глубоко,
Внимательный читатель.
4. Ни свет ни заря,
говорить сжато,
сравнительные обороты
5. Красочные эпитеты,
Самый интересный,
бесконечно глубокий.
6.Определите пропущенные ключевые понятия темы:
Текст для работы:
Проблема словосочетаний издавна привлекала внимание русских языковедов. В первых грамматических трудах основным содержанием синтаксиса считалось учение "о словосочинении", т.е. о соединении слов в предложении. Уже в "Русской грамматике" А.Х. Востокова (1831) дается довольно подробное описание системы словосочетаний русского языка.
|
|
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово в словосочетании, различают основные лексико-грамматические типы словосочетаний. Классификация по этому признаку имеет следующую схему: ______________________ (читать книгу, потупить справедливо), ______________________ (прогулка верхом, дом с колоннами, умение рисовать), ____________________________ (очень удачно, незадолго до экзамена)
В структуре словосочетания между главным и зависимым словом существует такой вид связи, как подчинение. Оно, в свою очередь, имеет три разновидности: _____________________ (новые дома, главный вопрос), ________________________ (интересоваться искусством, любовь к родине), _________________________ (предложить войти, говорить улыбаясь).
Значительную роль в конструкции словосочетания играют предлоги, которые вместе с формой слова служат средством выражения связей и отношений между членами словосочетаний, например: лекарство ___ боли, прогулка ___ лесу, задание ____ неделю, дружба ____ детьми, отзыв ____ книге, рецензия ____ книгу.
Вывод: Словосочетание – сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных между собой по смыслу и грамматически.
7. Рассмотрите схемы:
8.Тренировочные упражнения: