Ответьте на вопросы. Рассмотрите схему

Урок русского языка в 9 классе

«Словосочетание, виды словосочетаний. Повторение изученного»

 

1. - Здравствуйте, ребята!

Сегодня в автобусе кондуктор сказала: «пассажиры, заплатите проезд!»

- правильно ли построено речевое высказывание?

- сформулируйте правильно высказывание.

- в какой единице синтаксиса сделана ошибка?

- Сегодня мы с вами повторим виды словосочетаний и способы синтаксической связи в них.

2. Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(Н..) малым б...гатством с..яли на солнце слободские церкви. Славный храм Богоматери покрыт был (с)наружи яркою жив..писью. На каждом кирп..че бл..стел крест, и церковь к..залась одет..ю в з..л..тую сетку.

Почти сразу очаровательный вид этот разогналч..рные мысли, которые (н..)оставляли князя С..ребрян..ого (во) всю дорогу.    (А.К.Толстой).

Для справок:

Александровская слобода 1627 год.

Слобода (словарь С.И.Ожегова)

1. Большое село с некрепостным населением (до отмены крепостного права в России);

2. Поселение, освобожденное от княжеских повинностей;

 3) Посёлок около города, пригород (устар.);

4) Торговый или ремесленный поселок.

1. Выпишите из первого предложения 2 сочетания слов, не являющихся словосочетаниями.

2. Определите, какой частью речи выражены в выделенных словосочетаниях главное и зависимое слово. Определите вид словосочетания по главному слову.

3. Определите вид подчинительной связи в выделенных словосочетаниях.

4. Выполните синтаксический разбор словосочетания (не) оставляли князя.

5. Замените словосочетание «слободские церкви», синонимичным словосочетанием. Напишите получившееся словосочетание.

· Эталон для проверки работы с текстом будет выставлен в 16:00

Виды словосочетаний. Повторение.

· Вид словосочетания определяется по главному слову.

Запишите по 3 словосочетания:

Именные:

Глагольные:

Наречные:

Ответьте на вопросы. Рассмотрите схему.

- Что такое словосочетание?    - Какое сочетание слов нельзя назвать словосочетанием.

5. игра «Третий лишний». В каждой группе уберите то, что не является словосочетанием:

1. Для читателя,

удивительно лаконично,

необыкновенно разнообразны.

2. А.С.Пушкин создал,

Стихотворение «19 октября»,

Разобраться в содержании.

3. Предельно сжато,

Разнообразно и глубоко,

Внимательный читатель.

4. Ни свет ни заря,

говорить сжато,

сравнительные обороты

5. Красочные эпитеты,

Самый интересный,

бесконечно глубокий.

6.Определите пропущенные ключевые понятия темы:

Текст для работы:

Проблема словосочетаний издавна привлекала внимание русских языковедов. В первых грамматических трудах основным содержанием синтаксиса считалось учение "о словосочинении", т.е. о соединении слов в предложении. Уже в "Русской грамматике" А.Х. Востокова (1831) дается довольно подробное описание системы словосочетаний русского языка.

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово в словосочетании, различают основные лексико-грамматические типы словосочетаний. Классификация по этому признаку имеет следующую схему: ______________________ (читать книгу, потупить справедливо), ______________________ (прогулка верхом, дом с колоннами, умение рисовать), ____________________________ (очень удачно, незадолго до экзамена)

В структуре словосочетания между главным и зависимым словом существует такой вид связи, как подчинение. Оно, в свою очередь, имеет три разновидности: _____________________ (новые дома, главный вопрос), ________________________ (интересоваться искусством, любовь к родине), _________________________ (предложить войти, говорить улыбаясь).

Значительную роль в конструкции словосочетания играют предлоги, которые вместе с формой слова служат средством выражения связей и отношений между членами словосочетаний, например: лекарство ___ боли, прогулка ___ лесу, задание ____ неделю, дружба ____ детьми, отзыв ____ книге, рецензия ____ книгу.

Вывод: Словосочетание – сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных между собой по смыслу и грамматически.

7. Рассмотрите схемы:

 

 

8.Тренировочные упражнения:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: