Какими же техническими навыками и умениями могут овладеть дети каждой возрастной группы?

Тема Рисование как вид продуктивной деятельности дошкольников

План:

1. Виды рисования: предметное, сюжетное, декоративное.

2. Технические умения и навыки в рисовании.

3. Программные требования к знаниям, умениям и навыкам дошкольников разных возрастных групп, необходимым в предметном, сюжетном и декоративном рисовании.

 

1. Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Рисование – более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация.

Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги. Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей является одним из направлений в процессе различных видов детской деятельности.

 В ДОУ рисование имеет следующие виды: предметное, сюжетное, декоративное.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:

- научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;

- научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;

- передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;

- развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

- научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
научить передавать взаимодействия между объектами;

- научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Общими задачами декоративного рисования, стоят следующие:
развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;

-развивать чувство цвета;

- развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;

- совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

2. Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.
Обучая технике рисования малыша, необходимо учитывать, что движения руки ребенка, которые обусловливают изображение, только начинают развиваться. И этому процессу необходимо уделить особое внимание.
Маленький ребенок не владеет способами работы карандашом и кистью, не владеет движениями руки, необходимыми для передачи формы предметов. А если такие движения и появляются в опыте ребенка, то они носят случайный характер и повторить их сознательно он чаще всего не может. Ребенок не умеет управлять движениями руки для достижения нужного качества: легкости, слитности движения, определенного темпа его, ритмичности и др., поэтому он не осознает зависимости качества изображения от качества движений руки при рисовании.





Всему этому ребенок учится постепенно на занятиях в процессе создания изображения. От занятия к занятию на протяжении пребывания в детском саду у ребенка формируются необходимые технические навыки и умения. По мере овладения движениями руки ребенок все более легко и свободно изображает предметы и явления окружающей жизни, выражает в рисунке свой замысел.

При формировании техники рисования у детей дошкольного возраста необходимо учитывать то полезное, что есть в детской «естественной» технике, что проявляется в самостоятельных действиях ребенка с карандашом.
Многочисленные наблюдения за детьми показывают, что уже в 1-2 года дети, подражая взрослым или старшим братьям, сестрам, берут в руки карандаш и начинают двигать им по бумаге Чтобы подражать изобразительным движениям, ребенок должен управлять своими движениями. Такая возможность появляется ко второму году жизни.

Первые штрихи, которые ребенок наносит на бумагу, большей частью прерывающиеся: карандаш то касается бумаги, то проносится по воздуху. Но довольно быстро, обычно после нескольких проб, рука ребенка крепнет, движения делаются более энергичными, многократно повторяющимися: ребенок двигает рукой туда-обратно, не отрывая карандаша от бумаги. В результате получаются пучки дугообразных штрихов, по длине соответствующие размаху руки ребенка. Многократное повторение, упражнение в одних и тех же движениях содействует развитию соответствующих групп мышц и механизма произвольного управления ими.
В это же время маленькие дети, ударяя карандашом по бумаге, получают точки и короткие штрихи. Эти движения они повторяют на протяжении второго и третьего года жизни.



Постепенно ребенок начинает изменять направление штрихов, располагая их по-разному на листе бумаги, изменяется характер движения (прямолинейные, дугообразные, вращательные).

Эти изменения направленности движения не регулируются зрением, а являются результатом двигательных поисков: производя движения в разном направлении, дети осваивают пространство листа.

Если непрерывное дугообразное движение обратно идет не по тому же пути, а загибаясь в другую сторону, то получается вращательное движение. Благодаря совершенствованию этого движения, форма в изображении все более и более округляется. Вращательное движение может сосредоточиваться на одном месте, и тогда получаются мотки, может распространяться по всему листу — в этом случае образуются спирали. От неотрывного движения ребенок переходит к раздельным движениям. Отдельные линии приобретают все более разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом (появляются зигзаги), перекрещиваются.

Рисунки детей этого возраста характеризуются большим разнообразием линий, которые получаются чаще всего случайно: не всякую линию ребенок может повторить по предложению взрослого; малыш не может сознательно в нужной точке остановить движение руки, чтобы получить линию определенной длины, а рисует как выйдет.

В первом полугодии третьего года жизни ребенка отдельные линии начинают закругляться, замыкая контуром фигуру. Это одноразовое замыкающее линию движение как бы «вырезывает» фигуру из фона бумаги. Однако далеко не полностью ребенок владеет произвольностью действий для получения тех или иных штрихов, той или иной фигуры; ему не всегда удается, направить движение, подчинить его определенной цели. Ребенок не всегда устанавливает связь движений с полученным изображением. Возможность начертания замкнутых фигур проявляется лишь в отдельных случаях. В период от двух до трех лет характерно также освоение несколько более сложных графических структур — круга с расходящимися от него во все стороны линиями, пересечения разных линий (вертикальных, горизонтальных, наклонных).
Этот период свободного рисования, не обусловленный еще задачей изображения определенного предмета или явления, период свободного действия с карандашом и бумагой имеет огромное значение для развития рисовальных движений руки. Постепенно в этих естественных упражнениях рука ребенка приобретает уверенность, смелость. Поэтому не следует торопиться переводить детей на содержательное изображение, ставить перед ними задачу что-то нарисовать. Рука, и без того еще действующая неуверенно, становится еще более неумелой, когда перед ребенком возникает задача передать в рисунке форму предмета. Ребенок еще мал, и неудачи делают рисование неинтересной для него деятельностью. Если же задача предметного изображения будет поставлена лишь тогда, когда рука ребенка свободно овладеет карандашом и приобретет большую уверенность (как это и предусмотрено «Программой воспитания в детском саду»), то ребенок решит ее без особого напряжения и отрицательное отношение к рисованию не появится.
Но в этот период, всякий раз когда дети рисуют, надо следить, чтобы они правильно держали карандаш, фломастер или кисть.
Итак, некоторые рисовальные движения, на которых позднее основывается передача формы в изображении, а также закрашивание рисунков возникают в самостоятельных действиях ребенка. Уже в процессе начального чирканья значительно участие зрительного анализатора, ребенок воспринимает линии, которые наносит его карандаш на лист бумаги. Можно сказать, что в этот период закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации, которая в дальнейшем, в процессе развития изобразительной деятельности, будет иметь решающее значение.




Выяснение хода развития «естественной» техники рисования у маленького ребенка необходимо было сделать для того, чтобы не игнорировать развития естественных движений руки ребенка, не действовать при обучении в противовес им, что значительно усложнило бы овладение техникой рисования, а опираться на то, что уже усвоил ребенок.

Е. А. Флерина неоднократно указывала на смелость, свободу движений руки маленького ребенка, на его интерес к поискам разнообразных движений для получения штрихов различного характера, на стремление заполнять лист бумаги штрихами и освоение таким образом пространства листа. Эта легкость, свобода обусловлены тем, что нет сложности изображения. В процессе обучения необходимо сохранить смелость и свободу движений, свойственные маленькому ребенку, его стремление к повторению однородных движений.
При определении последовательности формирования технических навыков и умений в рисовании надо исходить из изобразительных задач, указанных в программе детского сада, и специфики деятельности, с одной стороны, и из особенностей формирования двигательных навыков и орудийных действий — с другой.


В детском изобразительном творчестве формирование технических навыков и решение изобразительных задач находятся в определенной взаимозависимости. Овладение техникой служит решению изобразительных задач, и вместе с тем возможности изображения обусловливаются уровнем овладения техникой.

В связи с этим нужно сопоставить последовательность решения изобразительных задач в рисовании с последовательностью овладения техникой. В других видах изобразительной деятельности такая взаимозависимость найдена. Например, в лепке детей вначале учат наиболее простому действию – раскатыванию глины между ладонями прямыми движениями. По мере освоения этого навыка переходят к обучению раскатывания кругообразными движениями. Овладение указанными техническими приемами дает возможность лепить различные предметы округлой и цилиндрической формы.

В обучении аппликации также определено правильное соотношение техники вырезывания и содержания изображения. Сначала детей обучают технике резания по прямой линии, затем резанию по дуге и по окружности. Используя немногие технические навыки и умения, дети могут решать довольно разнообразные изобразительные задачи. Указанные в существующей программе технические навыки рисования не всегда соотнесены с освоением изображения. Однако и в рисовании можно найти такое соотношение, которое позволит последовательно отрабатывать технику рисования и при этом решать изобразительные задачи. Технические навыки рисования должны отрабатываться не оторвано от изображения, а включаться в него. Тогда они формируются в процессе решения изобразительных задач и постепенно совершенствуются.

Овладев умением подчинять движения руки задаче рисования любой формы разной величины и в различном пространственном положении, дети получают возможность изображать разнообразные предметы.
На каждом этапе обучения рисованию перед детьми ставятся определенные задачи изображения и соответственно программе детьми должны осваиваться определенные навыки и умения по технике рисунка.


Какими же техническими навыками и умениями могут овладеть дети каждой возрастной группы?

В первой младшей группе освоение рисовальных движений происходит естественным порядком со значительными индивидуальными различиями. Лишь некоторые элементы рисунка могут отрабатываться путем подражания и многократных повторений: повторные кругообразные движения, пятнышки (приманиванием кисти), точки, движения по прямой в случайном направлении,
Упражнения такого рода развивают способность совершать преднамеренно движение определенного характера. Основной технический навык, который прививается детям с первых месяцев занятий, держать карандаш и кисть в правой руке тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) не слишком близко к концу. Дети осваивают действие с карандашом как с орудием, когда рука управляет движением карандаша. Очень важно, чтобы ребенок ощутил возможность легко, без излишнего нажима движения карандаша по бумаге и понял, что палочку карандаша и кисти можно не сжимать слишком сильно. Эти навыки отрабатываются длительное время. В освоении их большое значение имеют индивидуальные особенности детей.


Нужно поддерживать постоянный положительный эмоциональный настрой на занятии: хвалить малыша за попытку правильно взять карандаш, в случае необходимости спокойно и мягко поправить.

Если с самого начала не научить правильно держать инструмент, ребенок начнет сам к нему приспосабливаться, искать удобное положение руки.
Самостоятельно найденный ребенком чаще всего неправильный способ с большим трудом поддается исправлению, так как ребенок к нему привык, он удобен, позволяет действовать карандашом как рукой, максимально приближая руку к листу бумаги. В результате специфически орудийное действие не формируется.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: