Торты, хозяева, приняла, договор

ВПР 8 КЛАСС Вариант 6

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Харитонов действительно (не)чувствовал холода. Он (з/с)бросил и подл..жил под себя шинель скинул ремень г..мнастёрки. И всё же ему было жарко он обл..вался потом. Промокшая от пота г..мнастёрка (с)верху заиндевела льнула и липла к телу (4). Сер..це билось как(будто) он подн..мал (не)вероятную тяжесть дыхание перехватывало перед глазами плыли круги.

А он всего(навсего) лежал ничком на земле и тихонько скрёб ногтями снег.

Пальцы с..пёра окостенели их мучительно ломило. Когда руки совсем т..ряли чувствительность он отогр..вал их подмышками засов..вал под рубаху а потом опять окап..вал снег у мины.

Он проработал так четырнадцать часов. Уже стихла (2) метель облака затянули небо пропали звёзды и лес зашумел протяжно добродушно (по)весе(н/нн)ему (3) тревожно и звонко когда у костра увид..ли что из(под) горы медле(н/нн)о шатаясь из стороны в сторону подн..ма..тся человек в наброше(н/нн)ой на плечи шинели.

 

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

 

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

 

1) (Не)друг; (не)приходи; (не)чаянно получилось

2) (Не)лепая история, (не)грамотной человек, (не)оставайтесь равнодушными

3) Читал (не)громко, (не)поседа, (не)повешенный уголок

4) Далеко (не)красавица; (не)глупый, а умный; (не)мог остановиться.

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется две Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

 

1) Дли(н/нн)ый путь, выходим организова(н/нн)о, выстрога(н/нн)ая полка

2) Завяза(н/нн)ый узлом, сгущё(н/нн)ое молоко, лоси(н/нн)ая тропа

3) Да(н/нн)ые паспорта, передержа(н/нн)ая в печи каша, рубле(н/нн)ые котлеты

4) Пога(н/нн)ый недруг, задача реше(н/нн)а, време(н/нн)ые меры

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Банты, торты, воспринять, добыча.

6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

 

1) День рождения был хорошо организован.

2) Встретившись только на минуточку, мы проговорили добрых два часа.

3) На вешалке в прихожей Матвей не обнаружил своего пальта.

4) Восьмой класс собрал более пятиста килограммов макулатуры.

7. Определите и запишите основную мысль текста.

 

 (1)Все началось 8 сентября. (2)Фашистская армия захватила Шлиссельбург, замкнув кольцо вокруг Ленинграда. (3)Расстояние от расположения немецких частей до центра города не превышало 15 км. (4)В пригородах появились мотоциклисты в германской форме.

(5)Тогда это казалось ненадолго. (6)Вряд ли кто-то предполагал, что блокада затянется почти на девятьсот дней. (7)Гитлер, командующий германскими войсками, безусловно, рассчитывал, что сопротивление голодного, отрезанного от остальной страны города будет сломлено очень быстро. (8)И когда этого не случилось даже спустя несколько недель, был разочарован.

(9)Противостояние, затянувшееся больше, чем на два с половиной года, унесло сотни тысяч жизней. (10)Блокадники и войска, которые не пускали германские войска в город, понимали, для чего все это. (11)Ведь Ленинград открывал дорогу к Мурманску и Архангельску, где разгружались корабли союзников. (12)Всем также было понятно, что, сдавшись, Ленинград, несомненно, подписал бы себе приговор.

(13)Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей (по другим данным, не менее одного миллиона человек).

(14)Подвиг защитников города был высоко оценен: свыше 350 тысяч солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. (15)Медалью «За оборону Ленинграда», которая была учреждена в декабре 1942 года, было награждено около 1,5 миллиона человек.

(16)За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко‑фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почетное звание «Город‑Герой».

 

8. Определите и запишите микротему второго абзаца текста.

 

9. Определите, каким средством языковой выразительности является словосочетание «замкнув кольцо» из предложения 2. Запишите ответ.

 

10. В предложениях 6−8 найдите слово с лексическим значением «свойство оказывать противодействие; противостояние». Выпишите это слово.

 

11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

 

1) Подвиг защитников

2) Фашистская армия

3) Мотоциклисты показались

4) Быстро сломлено

 

12. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.

 

13. Определите тип односоставного предложения в составе сложного предложения под номером 12. Запишите ответ.

 

14. Среди предложений 7−9 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синонимичное слово или словосочетание, запишите его.

 

15. Среди предложений 5−7 найдите предложение с обособленным приложением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

 

16. Среди предложений 2−4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

 

17. Среди предложений 8-10 найдите сложное предложение, в составе которого есть соответствующее данной схеме простое предложение:

[подлежащее и подлежащее сказуемое].

 

Выпишите номер этого предложения.

 

Вариант 7

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Кукла вышла (из)за перегородки(3). Она улыбалась накл..нив (на)бок ра..трёпа(н/нн)ую голову(4). Волосы у неё были такого цвета как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза её весело бл..стели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной но от её печали (не)осталось и следа. Напротив сказали бы что это шалунья пр..творяющ..яся(2) скромницей.

Куда же девалось её прежнее вел..колепное платье весь этот розовый ш(ё/о)лк золотые розы кружева блёстки сказочный наряд от которого каждая девочка могла бы пох..дить если не на принце(с/сс)у то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? Теперь представьте себе кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матро(с/сс)ким воротником старенькие туфли достаточно серые для того, что(бы) (не)быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте что от этого наряда кукла стала (не)красивой. (На)против он был ей к лицу.

 

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

 

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

 

1) (Не)возможный характер; (не)довыполнить план; тебе (не) сдобровать

2) (Не)обращая внимания; (не)скрываемая злоба; (не)редко задумывался

3) (Не)расчищенная после бури тропа; (не)отведав приготовленного; нежные (не)забудки

4) (Не)стерпимая боль; (не)рви траву; (не)окрепший с начала зимы лёд

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется одна буква Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

 

1) Новорожде(н/нн)ый ребёнок, мороз(н/нн)ое утро, покло(н/нн)ый крест

2) Прекрас(н/нн)о выглядеть, комиссия образова(н/нн)а из членов совета, серебря(н/нн)ые украшения

3) Заваре(н/нн)ый чай, улица освеще(н/нн)а, бесце(н/нн)ые документы

4) Заплака(н/нн)ые глаза, дли(н/нн)ый доклад, хозяйстве(н/нн)ый отдел.

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Торты, хозяева, приняла, договор.

6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

 

1) Ихние дети пришли позже.

2) Мы поссорились из-за того, что каждый настаивал на своём и не хотел уступить.

3) Автор сказал, что я не согласен с мнением остальных.

4) Рисуя, я испытываю истинное наслаждение.

7. Определите и запишите основную мысль текста.

 

 (1)В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться. (2)Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. (3)В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и… самоуважение.

(4)Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника перекричать, испугать обвинениями — это пустой человек, и спор его пустой.

(5)Как же ведет спор умный и вежливый спорщик?

(6)Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника — человека, который не согласен с его мнением. (7)Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.

(8)Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно в случае необходимости признать полную или частичную правоту противника. (9)Этим вы завоевываете уважение окружающих. (10)Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.

(11)Конечно, признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими). (12)Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т. д. (13)Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, — как это красиво!

 

8. Определите и запишите микротему второгого абзаца текста.

 

9. Определите, каким средством языковой выразительности является слово «пустой (человек)» из предложения 4. Запишите ответ.

 

10. В предложениях 5−7 найдите слово с лексическим значением «ценность, чувство собственной значимости, самоуважение». Выпишите это слово.

 

11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

 

1) Интеллигентность обнаруживается

2) Заботится об истине

3) Выслушает противника

4) Умный спорщик

 

12. Из предложения 9 выпишите грамматическую основу.

 

13. Определите тип односоставного предложения под номером 1. Запишите ответ.

 

14. Среди предложений 9−11 найдите предложение с вводным словом, выпишите это вводное слово. Подберите к нему синонимичное слово или словосочетание, запишите его.

 

15. Среди предложений 9−11 найдите предложение с вставной конструкцией. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

 

16. Среди предложений 1−3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

 

17. Среди предложений 1−3 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

 

[сказуемое подлежащее, подлежащее, подлежащее, подлежащее И подлежащее].

 

Выпишите номер этого предложения.

 

Вариант 8

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Всё и день и природа великолепно(4). Солнце не печет а только гре..т и окрашива..т в бе(з/с)конечно разнообразные цвета желте..щую(3) и красне..щую зелень леса. Деревья (с)верху (до)низу унизаны разноцветными листьями: желтыми оранжевыми красноватыми и (ярко)красными. Тихо кругом в глубине леса на поляне. Слышно лиш.. как ж..лтый лист отделившись от ветки уже не питающей его своими соками падает и задевает другие листья еще не упавшие но уже пожелтевшие. Они уст..лают всю землю.

Куда девались птицы расп..вающие от з..ри до з..ри? Все прошло, замерло, как зам..рает(2) этот шорох от падающего листа. Высоко(высоко) в голубом небе дли(н/нн)ой лома(н/нн)ой линией летят птицы. И птицы и осе(н/нн)ий говор природы и грезы уходят в (не)возвратное прошлое.

 

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

 

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

 

1) (Не)длинна, а коротка; (не)большой, но удобный шкаф; (не)наверстаешь

2) (Не)приступная крепость; обошлось (не)дешево; (не)выпитое молоко

3) (Не)прополосканное бельё; (не)производить никакого шума; (не)в этом дело

4) (Не)ослабевающие, а крепнущие связи; (не)вежлив; объять (не)объятное

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

 

1) замороже(н,нн)ые ягоды, копчё(н,нн)ая на костре рыба, концерты организова(н,нн)ы дирекцией

2) лекцио(н,нн)ый зал, конопля(н,нн)ое семечко, созда(н,нн)ое мастером

3) поступал мужестве(н,нн)о, пута(н,нн)ая история, выжже(н,нн)ая солнцем

4) взвеше(н,нн)о рассуждал, беспричи(н,нн)ые слёзы, скоше(н,нн)ая трава

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: