Пояснительная записка к конкурсному проекту памятника Колумбу. 1929 год

Илья Голосов

И. Голосов искренне увлекается разработанными к середине 20-х годов конструктивистами, и чётко выявленный каркас и обильное остекление, начиная с 1925 года, становятся характерными для проектов Голосова.
После присуждения голосовскому проекту первой премии на конкурсе Дома текстилей в Москве в 1925 г, начинается его конструктивистский взлёт: он участвует затем чуть ли не во всех многочисленных конкурсах, добиваясь рекордного количества премий.
Все проекты Голосова второй половины 20-х годов - внешне типичные произведения в духе конструктивизма. Однако основу объемно-пространственной композиции здания у него и в этих проектах всегда образует крупная, сложно решенная форма, в самой объемной организации которой использованы приемы, разработанные Голосовым в его теории построения архитектурных организмов. Это хорошо видно и в проекте Дома текстилей, и в клубе им. Зуева, и во многих других его произведениях.

Проект Дома Текстилей. Москва. И. А. Голосов



Иван Леонидов

Иван Ильич Леонидов был самым любимым учеником А. Веснина. Их отношения можно сравнить с Пушкиным и Жуковским: на защите дипломного проекта Леонидова Веснин с дрожью в голосе и почти со слезами восторга говорил: «Мы присутствуем при рождении новой архитектуры».
Хан-Магомедов пишет, что Леонидова все коллеги без исключения без малейшего чувства зависти признавали гением: «Это был такой уровень таланта, который как бы уже за пределами профессиональной зависти. Это было не просто высокое по уровню мастерство, а нечто, явно недостижимое для других».

                

Момент творчества Леонидов видел совершенно по-своему. Он считал важным для архитектора не фиксировать внимание на формах и деталях, которые знал и видел, а думать только о содержании здания, о пространственно-планировочной идее, и необходимые формы сами всплывут в сознании. Поэтому Леонидов критически относился к Жолтовскому, считал, что он лишь перерабатывает уже созданные другими формы.
Несмотря на признанный коллегами необыкновенный талант, Леонидов одна из самых трагичных фигур архитектуры XX века: он не осуществил ни одного своего замысла, кроме лестницы в парке санатория в Кисловодске, построенной в 30-е годы. Тогда как всего за четыре года (1927-1930) он создал более десяти первоклассных проектов, половина которых - творческие открытия в масштабе мировой архитектуры. Ему тогда было всего 25-28 лет. Хан-Магомедов даже сравнивает его с положением Лермонтова в ряду классиков русской литературы, который в пору своего звездного часа был самым молодым. Для сравнения - Веснину тогда было 47, Мельникову - 48, а Ф. Райту вообще 67.
Когда Леонидов оканчивал своего образование, конструктивизм переживал трудности в своём развитии из-за опасности появления архитектурных штампов. и Леонидов внёс большой вклад в решение этой проблемы, в частности, своим дипломным проектом Института Ленина в Москве (1927). Его решение большой аудитории виде огромного шара, поднятого над землей на ажурных металлических конструкциях восприняли тогда творческим открытием. Этот проект был назван утопическим, но Леонидов, действительно, смотрела в послезавтрашний день, в котором будут жить потомки.

 

Леонидов сменил Веснина в качестве лидера конструктивизма. Когда во ВХУТЕИНе в 1928 году была создана его мастерская, все студенты Веснина перешли к нему. Веснина не обиделся и ничуть не изменил своего тёплого отношения к ученику. В конце 20-х годов началась стилизация под Леонидова, причем не только со стороны студентов и молодых конструктивистов, но и в проектах лидеров ОСА - Весниных и Гинзбурга.
1927-1930 - период самой напряженной работы Леонидова, во время которого он переосмысляет такие проблемы, как место культурно-общественного комплекса в застройке нового города, пространственная организация современного городского ансамбля, связь жилых кварталов с природой. Леонидов создаёт конкурсные проекты кинофабрики, Дворца культуры, Центросоюза и Дома промышленности в Москве, а также памятник Колумбу в Санто-Доминго (он предлагал разместить здесь Институт межпланетных сообщений, обсерваторию, зал для всемирных научных съездов, радио- и телецентр и музей Колумба).
Уникальный талант Леонидова проявился в использовании чистой "простой" геометрической формы, которую он делал художественно полноценной. Никто до него, пожалуй, не раскрыл так полно художественных возможностей геометрически определенных объемов параллелепипеда, цилиндра, пирамиды, сферы, многоугольной призмы, параболоида вращения. Он разработал многие основные приемы объемно-пространственной композиции, которые широко распространились в 50-60-е годы.

 






ОСА

К 1925 г. вокруг А. Веснина и его ближайших соратников возникло Объединение современных архитекторов (ОСА) - группа творческих единомышленников. На повестку дня встала задача организационного оформления творческого объединения архитекторов-конструктивистов. Работу по созданию этой организации возглавили А. Веснин и М. Гинзбург. Учредителями новой организации были A. Веснин, М. Гинзбург, Я. Корнфельд, B. Владимиров, А. Буров, Г. Орлов, А. Капустина, А. Фуфаев, В. Красильников.

В объединение входили не только архитекторы, но и те, кто был тесно связан со строительным производством: конструкторы, изобретатели строительных материалов, специалисты-производственники, механики, химики, технологи, работающие в области фабрично-заводского строительства. ОСА - единственное из всех архитектурных объединений 20-30-х годов, которое имело свой периодический печатный орган - журнал "Современная архитектура".

ОСА обеспечивало возможность быть в курсе архитектурной жизни Западной Европы и Америки и разрабатывало новые методы преподавания.

Лидеры ОСА активно занимались разработкой павильонного метода композиции, когда здание или комплекс делилось на отдельные, различные по назначению, корпуса и объемы, которые затем соединялись друг с другом (коридорами, переходами) в соответствии с требованиями общего функционального процесса.

По такому примеру просторечно здание Центросоюза на улице Академика Сахарова.

 

Содержание:

  • Наследие модерна
  • Новый метод проектирования
  • Два направления архитектурного конструктивизма
  • Особенности конструктивизма
  • Примеры конструктивизма в архитектуре Москвы
  • Коммунальные дома эпохи конструктивизма
  • Возрождение идей
  • Современный конструктивизм

 

Наследие модерна

В истории архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства новое течение не возникает на пустом месте. В этом плане модерн для конструктивизма стал отправной точкой, их объединило стремление к ясно спроектированной композиционной основе.

На рубеже 19-20 веков сторонники ар-нуво выбрали в роли основополагающей формы волнистую линию, представители модерна из Англии и Австрии – квадрат и прямоугольник. Улучшенная производственная технология и набирающие популярность материалы – бетон, железо, стекло – усилили позиции конструктивистов в архитектуре.

Первыми объектами в новой стилистике можно назвать стеклянный павильон для лондонской Всемирной выставки (1851 г.) и Эйфелеву башню, возведенную для такого же мероприятия в Париже в 1889 г.

Начало направлению было положено, но только советские архитекторы в 1920-х годах полноценно оформили идею в теорию, реализовали ее в строительстве и ввели в обиход термин-название. Поэтому стиль конструктивизм считают созданным именно в России. Вот так, к примеру, выглядел проект павильона Советского Союза на парижской выставке в 1925 году.

Новый метод проектирования

Страна жила в переходный период между военным коммунизмом и НЭПом. Социальное расслоение проявилось, в числе прочего, в эстетических представлениях: напускной нэпмановской роскоши класс пролетариата противопоставил осознанный аскетизм одежды, домашней обстановки, внешнего вида зданий.

Простые формы вызывали ассоциации с новым стилем отношений между людьми – демократическим. В теории конструктивизма первостепенной провозглашали полезность вещи, которая являет собой голую конструкцию "без балласта изобразительности" (слова архитектора А. Веснина). Произведения искусства, напротив, считались лишь предметами ненужной роскоши и результатом напрасного труда. Естественно, что привычные пространственные композиции и внешний декор ушли на второй план.

Архитекторы конструктивизма – братья Веснины, Моисей Гинзбург, Константин Мельников, Илья Голосов, Иван Леонидов, Владимир Татлин – сформулировали функциональный метод проектирования. В его основе лежал тщательный анализ функционирования жилых и промышленных строений. Под каждую функцию подбиралась самая рациональная форма (объемно-планировочное решение). В этой концепции строили рабочие клубы, автобусные парки, универмаги, дома-коммуны.

Два направления архитектурного конструктивизма

На волне увлеченности новым течением создавались самые невероятные проекты городских сооружений, воспевающие устремленность советского государства в будущее. Среди них выделились два подхода.

  Сторонники радикального конструктивизма предлагали экстравагантные и экспериментальные работы, редко доходящие до реализации.

Таковы подвесной ресторан Василия Симбирцева, летающий город Георгия Крутикова, стеклянные павильоны Константина Мельникова, башни Эля Лисицкого, увенчанные широкими "горизонтальными небоскребами". Проект института им. Ленина авторства Ивана Леонидова объединил шарообразную аудиторию на 4000 человек и вертикальный параллелепипед книгохранилища.

Знаменитым, но так и не воплощенным стал проект памятника Третьему Интернационалу – его архитектор Владимир Татлин предлагал построить башню высотой 400 метров, состоящую из наклонных металлических спиралей и балок, а внутри композиции размещались подвешенные вращающиеся помещения в форме стеклянных куба, пирамиды и цилиндра.

При всей фантастичности эти работы, хоть и остались на бумаге или в виде моделей, вдохновляли остальных архитекторов-конструктивистов на новые способы применения стали, бетона и стекла.

  С другой стороны работали практики, которые направили свое творчество в русло более утилитарное и максимально приближенное к требованиям современной жизни.

Главной задачей приверженцы классического конструктивизма определили комфорт для советских граждан на работе, в быту и досуге. Конечно, с оглядкой на господствующую идеологию обобществления и отказа от индивидуальности. Именно в традиционном подходе обозначились отличия архитектурного стиля, о которых расскажем подробнее.

Особенности конструктивизма

Среди интернациональных (минималистичных) направлений конструктивизм выделился стремлением соединить функциональность здания с художественными средствами выражения. И решалась эта задача не с помощью декора, а работой с материалами и формой.

  В этом – главное отличие от близкого по духу функционализма, который также исповедовал исключительный практицизм и простую подачу. Архитекторы-функционалисты обращались к сдержанным, скупым объемам и материалам, потому что те удобны; а вот братья Веснины и др. усмотрели в них прием выразительного искусства.

  • Монолитность

К характерным чертам конструктивизма относят, прежде всего, визуальную целостность образа здания. Мастерство проектировщиков тех времен в том, что геометрическая сегментация не нарушает, а наоборот подчеркивает композиционную слитность.

  • Сегментированность

Речь о четком архитектурном делении на отдельные фигуры и секции, свойственном практически всем минималистичным стилям. Но если функционализм допускает зрительный распад фасада на составляющие, то здесь фрагментация выполнялась в контексте цельности здания.

  • Масштабность

В числе признаков конструктивизма этот, пожалуй, самый узнаваемый. В пику подчеркнутой рукотворности строений, популярной среди нэпманов, архитектура пролетариата делала ставку на размеры. Дворцы культуры, редакции центральных газет, гаражи госучреждений возводились многоэтажными, растянутыми по горизонтали и ввысь. В современном городе они до сих пор производят впечатление огромных.

  • Объемные решения

Архитектурные формы конструктивизма выделяются большим разнообразием по сравнению с функционализмом. Для стиля типичны массивные опоры, плоские крыши, удлиненные оконные проемы. Параллелепипеды переходят в цилиндры и кубы, большие окружности окон разбавляют плоскость квадратного фасада, сложные выступающие объемы перемежаются гладкими простенками, прямоугольные ризалиты дополняют обтекаемые полукруглые балконы. При строительстве домов в стиле конструктивизм разные по геометрии секции не нагромождались хаотично: одна форма логично переходила в соседнюю, создавая цельный экстерьерный образ.

  • Материалы

Ведущие – бетон, стекло, металл. Их применение ограничивал тогдашний уровень строительных технологий, но даже имеющиеся ресурсы позволяли создавать необычные по внешнему виду и внутренней планировке объекты. Шероховатые поверхности, прозрачное остекление работают как художественные приемы.

  • Выразительные средства

Одна из заметных характеристик конструктивизма – отказ от декора. Архитекторы новой волны отрицали историческую преемственность, а потому с легкостью ушли от украшательства классических стилей. Инструментами выражения стали вертикали и горизонтали строения, ритм самих строительных конструкций. При этом мелкие членения устранялись, объемы укрупнялись, внешний облик фасада упрощался.

  • Цветовая гамма

Аскетичное восприятие декора сказалось на украшательстве не только пластичном, но и цветовом. К основным чертам конструктивизма относят ровную, приглушенную палитру. Большинство строений выдержано в серых, светло-бежевых, белых тонах. Исключение составляют здания автопарковых гаражей, сложенные из красного кирпича.



Примеры конструктивизма в архитектуре Москвы

Новаторские принципы работы и отдыха советских граждан реализовались в строящихся дворцах культуры, жилых домах, универсальных магазинах. Вот несколько характерных объектов.

Здание газеты "Известия"

1925-1927 гг.
Работа Григория Бархина и Артура Лолейта. Внешним видом строение напоминает собранную из опор и балок решетку, окна-иллюминаторы наверху – это кабинет главного редактора. Изначально кирпичные стены на завершающем этапе заштукатурили под очень модный тогда бетон.

Дом культуры им. С.М. Зуева

1927-1929 гг.
  Рабочий клуб построен по проекту Ивана Голосова. Чувствуется влияние кубизма и стремление автора придать сходство с промышленным объектом. В центре композиции – стеклянный цилиндр с лестницей внутри. Из окон открывается вид на трамвайный парк.

Дом культуры им. И.В. Русакова

1927-1929 гг.
Среди зданий в конструктивистском стиле выделяется проект Константина Мельникова. Строение похоже на шестеренку с тремя выступающими частями на фасадной стороне – это балконы, примыкающие к зрительному залу. В авторской планировке внутри были обустроены пять залов, которые объединялись в один большой с помощью передвижных перегородок.

Мосторг на Красной Пресне

1927-1928 гг.
Первое конструктивистское здание работы братьев Весниных. Большая площадь фасадного остекления выполняла не только утилитарную, но и идеологическую задачу: демонстрировала советскому человеку изобилие произведенных в стране товаров. На крыше архитекторы разместили вентиляционные шахты, обдувающие витрину и защищающие стекло от морозного инея.

Четвертый этаж отвели для помещений технического и складского назначения, а снаружи расположили огромные буквы "Мосторг. Универсальный магазин".

Дворец культуры завода имени Лихачева

1931-1937 гг.
Еще один пример реализации конструктивизма в архитектуре авторства братьев Весниных. Они использовали в работе теорию Ле Корбюзье и применили свободную планировку, крышу сделали плоской, окна вытянутыми, на месте несущих стен установили опорные столбы. Дворец включил несколько больших корпусов (выставочный, лекционный, киноконцертный залы, обсерваторию, кабинеты для занятий кружков, зимний сад, библиотеку на три этажа). Внешние формы повторяли внутреннюю планировку отдельных секций.

Гараж для автомобилей ВАО "Интурист"

1934 г.
Работу над главным фасадом поручили Константину Мельникову. Он создал композицию из геометрических фигур: круга, треугольника, прямоугольника. Внутри здания за остекленным экраном, как за витриной, мелькали автомобили, движущиеся по спиральному пандусу.

Коммунальные дома эпохи конструктивизма

Отдельного упоминания заслуживают проекты, идея которых отражала взгляды архитекторов на тему общежития, равенства и свободы. Жилые дома в конструктивизме виделись коммунами, где зона помещений для сна объединялась со столовой, прачечной, спортзалом, даже детским садом.

Достоинства и недостатки такого подхода одними из первых испытали студенты. Здание общежития московского Текстильного института, расположенное на ул. Орджоникидзе (проект Ивана Николаева, 1930-1931 гг.), представляло собой длинный параллелепипед. Внутри размещалось 1000 спальных кабин. В каждой такой ячейке со сторонами 2,3 х 2,7 м стояли две кровати и две тумбочки, и здесь разрешалось только спать.

Утром после подъема студент направлялся по конвейеру: в душевую, комнату для физзарядки, приводил себя в порядок в раздевалке, затем приходил в столовую. Готовиться к учебе можно было в индивидуальных кабинках. Внутри общежития разместили также библиотеку, актовый зал, плоскую крышу заняли открытой террасой. Насколько удобно было так жить, доподлинно неизвестно.

Зато известно, что в 1960-х планировку здания реконструировали, и от "конвейерного" быта отказались. Сегодня здесь по-прежнему живут студенты, а экстерьер и интерьер обновлены.

В архитектурном стиле конструктивизм выдержан и дом-коммуна для сотрудников Наркомфина. Проект 1930 г. Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса. В основе задумки – многофункциональный комплекс из жилых комнат, фабрики-кухни, читального и спортивного залов, служебных помещений.

Но главная ценность этого объекта – в применении новаторских материалов и конструкций. Каркас здания сделан из монолитного железобетона (впервые в советском жилом строительстве), три ряда бетонных столбов проходят через все этажи и держат перекрытия. Получается, что стены не несут нагрузки, и стало возможным выполнить на фасаде сплошное ленточное остекление. Внутренние перегородки возвели из фибролита и бетонитовых пустотелых камней.

Большинство московских зданий, построенных в стиле конструктивизм, сохранились до наших дней в плачевном состоянии без должного содержания. Но ряд объектов пытаются восстановить в былом величии. Вот так должен выглядеть бывший дом Наркомфина после реставрации.

Возрождение идей

Расцвет конструктивизма как архитектурного движения занял одно десятилетие. В начале 30-х годов прошлого века политическая ситуация в стране изменилась, и новаторские течения были признаны буржуазными. Архитекторы-авангардисты попали в опалу, а на смену пролетарскому аскетизму пришел пышный дизайн советского неоклассицизма.

В 60-70-е годы к идеям функционального проектирования вновь вернулись на волне политической борьбы с излишествами. И очередное обращение к стилю мы переживаем сегодня, причем не в городском контексте, а в частном загородном строительстве.

Хай тек экстерьер

https://www.topdom.info/article/catarticle1/articlenews440.php

https://ru.wikipedia.org/wiki/Конструктивизм_(искусство)

https://porusski.me/2016/10/30/064-vpervye-iz-sssr-konst










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: