Правообразование. Правотворчество и его функции

Правообразование — это социальный процесс, который включает возникновение потребностей общества в урегули­ровании определенных отношений и актов поведения, их осознание, формулировку и юридическое оформление в виде правовых норм.

Правотворчество — это организационно оформленная деятельность уполномоченных субъектов по принятию, изменению и отмене правовых норм, осуществляемая всоответствии с общественными потребностями в норматив­но-правовом регулировании.

Правотворчество выступает как официальная составля­ющая правообразования, самостоятельная и завершающая его стадия. Правообразование осуществляется не только государством, но и об­ществом: в правосознании, правоотношениях, правомерном поведении, правовых теориях, правовой практике, инди­видуальных и коллективных договорах. Они исследуются, обобщаются, систематизируются государством, а затем формулируются в нормах права, внешне выраженных в нормативно-правовых актах, нормативно-правовых дого­ворах, правовых прецедентах, правовых обычаях.

Функции правотворчества: 1) первичного регулирования новых обще­ственных отношений, которая осуществляется путем изда­ния новых по содержанию норм права; 2) обновления нормативно-правового мате­риала, которая предусматривает изменение или отмену тех норм, которые устарели и не отвечают потребностям обще­ственного развития; 3) ликвидации пробелов в позитивном праве, то есть частичного или полного устранения пропусков в правовом регулировании общественных отношений путем формулировки тех правил поведения, которых недостает; 4) систематизации нормативно-правового материала, которая заключается в упорядочении, объеди­нении и дополнении нормативно-правовых актов, создании единого, удобного для пользования, построенного на науч­ных принципах нормативно-правового кодифицированно­го акта.

Виды правотворчества

Сложность категории правотворчества обуславливает многообразие критериев его классификации.

По способам правотворчества различают: 1) утверждение нормативно-правовых актов и договоров референдумом; 2) принятие или издание нормативно-правовых актов компетентными государственными органами. В современ­ных государствах этот вид правотворчества является ос­новным; 3) создание юридических прецедентов судебными и ад­министративными органами государства; 4) заключение нормативно-правовых договоров компе­тентными государственными органами (или, с разрешения государства, иными субъектами, в частности, трудовыми коллективами); 5) официальное признание государством обычая.

В зависимости от форм создаваемого права различа­ют: 1) законотворчество; 2) подзаконное правотворчество; 3) прецедентное правотворчество; 4) договорное правотвор­чество.

В зависимости от субъекта правотворчества разли­чают: 1) непосредственное правотворчество народа (референдум); 2) правотворчество высшего представительного орга­на (парламента) государства; 3) правотворчество органов и должностных лиц испол­нительной власти; 4) правотворчество главы государства; 5) судебное правотворчество; 6) правотворчество органов местного самоуправ­ления.

Законодательный процесс и его стадии

Процесс создания, изменения и отмены законов назы­вают законодательным процессом. В национальной право­вой системе он состоит из следующих стадий:

1) законодательная инициатива — внесение в законо­дательный орган предложения об издании, изменении или отмене закона принадлежит Президенту Республики, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе;

2) разработка законопроекта. Она может быть пору­чена парламентским комитетам и комиссиям, министерствам, коллек­тивам ученых-специалистов. Первая и вторая стадии зако­нодательного процесса могут совпадать, и тогда на рассмот­рение парламента вносится готовый законопроект;

3) обсуждение законопроекта. Принятый к рассмотре­нию законопроект поэтапно обсуждается парламентариями, в него вносятся поправки и дополнения (этот процесс назы­вают первым и вторым чтением законопроекта);

4) принятие закона (обычно в результате третьего чте­ния). Принятие закона осуществляется голосованием. По общему правилу, закон должен получить одобрение про­стого большинства членов парламента (т.е. 50 % +1 голос). Некоторые законы должны быть одобрены 2/3 голосов парламентариев (квалифицированное большинство);

5) подписание закона главой государства. На эту ста­дию отводится строго определенный срок (например, в Казахстане — 15 дней). Как правило, глава государства имеет право вернуть закон на повторное рассмотрение со своими мотивированными замечаниями (отлагательное вето);

6) обнародование закона. Эта стадия имеет важное зна­чение. Неопубликованные и, таким образом, не доведенные до сведения людей законы не применяются;

7) вступление закона в силу. По общему правилу, за­кон вступает в силу в течение определенного срока (в Казахстане — через десять дней после публикации), если иное не указано самим законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: