Сущность государственных реформ в России в первой половине XIX в

Начало XIX в. в российской политической истории было связано с последним в истории России дворцовым переворотом 11 марта 1801 г. – со вступлением на престол нового царя – Александра I. Дворянская гвардия, посадившая на престол нового царя, преследовала старые цели – сохранить и упрочить в стране самодержавно-крепостнический строй. Император при этом оказался в двойственном положении – общий ход исторического развития требовал от него реформаторской деятельности, направленной на капитализацию России, а социальная опора самодержавия – дворянство – возврата к крепостнической практике. В первые дни своего правления Александр I отменил все стеснительные распоряжения императора Павла I: восстановил действие Жалованных грамот 1785 г., вернул на службу всех исключенных без суда и следствия офицеров и чиновников, объявил амнистию всем беглецам (кроме убийц), разрешил ввоз иностранных книг и свободный пропуск русских подданных за границу.

Начало его правления – (1801 – 1815 гг.) было отмечено разработкой проектов либеральных реформ, а первые мероприятия – деятельностью Негласного комитета – кружка приближенных царя (П.А. Строганов,
Н.И. Новосильцев, В.П. Кочубей, А.А. Чарторыжский), разрабатывавшего обширные планы модернизации России.

    Первой была проведена министерская реформа 1802 г., заключавшаяся в ликвидации петровских коллегий, централизации и унификации распорядительных органов власти. Всего было создано 8 министерств, строившихся по единым принципам единоначалия. Изменениям подвергся и Сенат, превращенный в высший судебный орган с департаментами, как апелляционными инстанциями. Для облегчения управлением государственным аппаратом была создана Канцелярия, возглавившая всю систему центральных органов власти. Она состояла из 6 отделений, занимавшихся контролем министерств, законодательства, борьбой с государственными преступлениями, благотворительностью, подготовкой реформ и управлением Кавказом.

    Развивая либеральные тенденции, Александр I провел реформы в области народного образования. В 1803 г. было издано новое Положение об устройстве учебных заведений. Были открыты Дерптский, Харьковский, Казанский университеты. В 1804 г. был основан Петербургский педагогический институт, а в 1811 г. основан Царскосельский лицей. Университетский устав 1804 г. предоставлял широкую самостоятельность советам профессоров. Был провозглашен принцип преемственности курсов начальных, средних и высших школ.

    Реформы государственного аппарата в целом не затронули самодержавия и свелись к идее разграничения полномочий между министерствами и Сенатом. Как и прежде, император обладал всей полнотой власти, однако вводилась относительная коллегиальность правления: все основные решения император принимал, согласовав с Государственным советом – новой политической структурой, созданной в 1810 г. вместо «Негласного комитета». Государственный совет, состоявший из 5 департаментов, куда входили от 40 до 80 человек (министров и назначаемые императором членов), рассматривал законы и приводил всю бюрократическую систему страны к единообразию. Он сохранился в России вплоть до падения самодержавия в феврале 1917 г.

    Дальнейшее углубление либеральных реформ начала XIX в. связано с деятельностью выдающегося политического деятеля М.М. Сперанского, который по поручению Александра I в конце 1809 г. разработал конституционный проект «Введение к уложению государственных законов», где были доведены до своего логического конца идеи государственного реформирования, практиковавшиеся властью.
М.М. Сперанский отмечал, что для предотвращения потрясений, подобных Французской революции, населению России необходимо предоставить демократические свободы, сохранив при этом сословный строй. В стране, по образцу европейских государств, предлагалось ввести три сословия (дворянство, среднее сословие и рабочий народ), однако полный объем политических прав предоставлять по имущественному цензу (только первому и второму сословиям, сохранив за третьим лишь «перспективу их обретения»).

    Проект Сперанского должен был реформировать и высшие эшелоны власти, где предполагалось ввести европейский принцип разделения властей (а не их функций). Реформатор разработал стройную систему центральных и местных учреждений: законодательная власть должна быть у Государственной думы, исполнительная – у министерств, а судебная – у Сената. Над всеми властями должен стоять Государственный совет и император, которому принадлежало бы право окончательного решения по всем вопросам политической жизни. В случае реализации данного проекта Россия из неограниченной монархии могла бы превратиться в конституционную, строящуюся по принципам, схожим с буржуазными монархиями Западной Европы.

    Александр I сдержанно отнесся к данному проекту. В 1815г. по близкому к проекту М.М. Сперанского варианту была введена конституция в Польше (являвшейся частью Российской империи). Конституция в Польше являлась одной из самых демократических для своего времени, однако на проведение аналогичной реформы в других частях страны Александр I не пошел, хотя и считал ее шагом к аналогичным преобразованиям в России.

    В 1818 г. появился конституционный проект Н.Н. Новосильцева «Государственная уставная грамота Российской империи», который был явным шагом назад в разработке реформы. По этому проекту население страны ограничивалось в правах выборов в будущий парламентский орган по сословному принципу, а реализация гражданских прав ничем не гарантировалась. В 1819 г. Александр I одобрил проект, но не решился и на его реализацию.

    Вторая группа государственных реформ первой четверти XIX в. касалась изменений крепостнической системы. 20 февраля 1803 г. был издан Указ «о вольных хлебопашцах», согласно которому помещикам предоставлялось право отпускать на волю крепостных крестьян целыми общинами, наделяя их землей на условиях, определенных свободным соглашением. Предполагалось, что таким путем постепенно произойдет упразднение крепостного права. На деле в первой четверти XIX в. от крепостной зависимости смогло освободиться всего 0,5% крестьян.

    В 1804-1805 гг. были изданы указы, ограничивавшие крепостное право в Прибалтийских губерниях. Серией законодательных актов были смягчены условия крепостного права крестьян, находившихся в личной зависимости от помещиков. Помещики лишились права вотчинного суда и ссылки крестьян в Сибирь, были обязаны кормить крестьян в голодный год, крестьянам разрешалось заниматься торговлей, ремеслом и покупать землю.

    В 1815 – 1825 гг. в курсе самодержавия обозначились перемены. Они происходили постепенно и противоречиво – ужесточение политического режима в 1820-е годы соседствовало с отменой в 1816 – 1819 гг. крепостного права в Прибалтике, где крестьяне освобождались от власти помещика без земли, и попытками провести аналогичную реформу в Малороссии.

    В 1817 – 1818 гг. Александр I поручил нескольким государственным деятелям во главе с А.А. Аракчеевым разработать предложения по устранению крепостничества при условии сохранения помещичьего землевладения и стабильности в государстве. Для усиления контроля за государственными крестьянами и в целях удешевления содержания армии было внесено предложение создать систему военных поселений. Государственные крестьяне целыми уездами переводились на положение «военных поселян» – были приписаны к воинской части, чей устав распространялся на все стороны жизни и быта крестьян. Армия при этом переводилась на самообеспечение, но успешно сочетать воинскую службу с сельскохозяйственными работами оказалось невозможным, а усиление контроля за крестьянами вызывало массовые возмущения в военных поселениях. Одновременно в стране ужесточался политический режим – вводилась цензура на печать, преследовалось свободомыслие. С этого времени в стране усилилась охранительно-консервативная политика, апогей которой пришелся на вторую четверть XIX в. – правление Николая I – младшего брата Александра I.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: